Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наркотиков среди несовершеннолетних






 

 

В соответствии со ст. 21 УПК РФ на орган дознания и дознавателя возлагаются обязанности по принятию предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством мер по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления[10].

Решение этих задач возможно при проведении всего комплекса поисковых мероприятий, направленных на выявление информации о подготавливаемых либо совершенных преступлениях; установление данных о причастных к этим преступлениям лиц; отыскание мест нахождения орудий преступлений. Кроме того, специально уполномоченные на то органы и должностные лица должны проводить названные мероприятия планомерно и постоянно[11].

Общепринято, что содержательной стороной оперативно-разыскной деятельности является процесс осуществления разведывательных (поисковых) мероприятий, направленных:

¾ на поиск информации, способствующей борьбе с преступностью, в том числе обнаружение готовящихся и совершенных преступлений, а также лиц, причастных к ним;

¾ предотвращение преступлений;

¾ раскрытие преступлений;

¾ розыск преступников и иных лиц.

Итак, обязательным условием успешного предотвращения и раскрытия преступлений является оперативный поиск, обнаружение лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, что лежит в основе эффективности оперативно-разыскной деятельности.


Как и любая иная деятельность, оперативно-разыскная работа осуществляется в различных формах, основными из которых являются:

1. Выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес.

2. Оперативно-разыскная профилактика.

3. Оперативная разработка.

В настоящее время в теории оперативно-разыскной деятельности сложилось единство взглядов на понятие «выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес». Имеющиеся расхождения в его формулировках не являются принципиальными, в связи с этим представляется целесообразным взять его за основу. Итак, нередко его определяют как процесс осуществления комплекса оперативно-разыскных и иных мероприятий для получения и проверки первичных сведений о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, и принятия соответствующих решений в целях предотвращения и раскрытия преступлений и розыска лиц, их совершивших.

В этой связи процесс выявления лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, состоит из следующих этапов:

¾ получение первичных сведений;

¾ проверка первичных сведений;

¾ принятие конкретного решения по результатам проверки.

В теории оперативно-разыскной деятельности принято относить к фактам, представляющим оперативный интерес: обстоятельства, способствующие совершению преступлений, и следы замышляемых, подготавливаемых и совершенных преступлений. Соответственно этому, следует относить к числу лиц, представляющих оперативный интерес, тех, кто может встать на преступный путь или замышляет, подготавливает или совершает преступления, а также лиц, располагающих сведениями, представляющими оперативный интерес, либо могущих оказать какое-либо содействие по выявлению и раскрытию преступлений.

Мы соглашаемся с мнением ученых, изучавших данную проблему, о том, что если в целом выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, рассчитано на реализацию профилактики, а также на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и розыск преступников, то выявление правонарушителей непосредственно увязано с задачами раскрытия совершенных ими преступлений, задержания скрывшихся преступников и обеспечения применения к ним мер уголовного наказания, предусмотренных законом. Думается, что тактику выявления преступников, основывающуюся на обнаружении признаков чьей-то преступной деятельности, следует отличать от тактики выявления лиц, представляющих оперативный интерес.

Таким образом, можно констатировать, что одной из форм оперативно-разыскной работы является выявление лиц, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Эта работа, осуществляемая в целях получения и проверки первичных сведений об этих лицах, а также принятия решений, обеспечивающих предотвращение и раскрытие преступлений указанного вида, состоит из комплекса оперативно-разыскных и иных мероприятий и проводится по конкретным делам оперативного учета, как правило, до возбуждения уголовных дел.

Представляется необходимым остановиться на исследовании некоторых наиболее значимых проблем, возникающих при выявлении несовершеннолетних лиц, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Практический опыт показывает, что основным и необходимым условием получения первичной информации о несовершеннолетних, занимающихся незаконными операциями с наркотиками, является профессиональная организация негласной стороны оперативной работы.

При формировании оперативных позиций в ходе обслуживания линии незаконного оборота наркотиков среди несовершеннолетних необходимо действовать, следуя двум главным направлениям: личностно-категориальному и объектовому. Два этих подхода взаимосвязаны, взаимообусловлены и, с точки зрения системного подхода к организации борьбы с преступностью, дополняют друг друга.

При личностно-категориальном подходе к формированию оперативных позиций учитываются категории несовершеннолетних, требующих систематического и целенаправленного оперативного контроля.

Рассуждая с позиций частных целей, нужно говорить прежде всего о несовершеннолетних, состоящих на оперативном учете как потребители наркотических средств, ранее судимых за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, замышляющих, совершавших или совершающих преступления, связанные с культивированием наркотикосодержащих растений, сбытом или употреблением наркотических средств, содержанием притонов для их потребления и других лиц, относимых к рецидивоопасным категориям, которые «нуждаются» в оперативном наблюдении и представляют интерес для правоохранительных органов.

Наряду с этим личностно-категориальный подход к формированию оперативных позиций учитывает также установление оперативного наблюдения за определенными группами несовершеннолетних. Например, известно, что наибольшую активность, связанную с употреблением наркотических средств, проявляют подростки, увлекающиеся современной западной музыкальной культурой неформального направления. Исходя из этого, необходимо создавать надежные оперативные позиции в среде неформальных групп молодежи, музыкальных, художественных и театральных групп неформального толка.

Результаты исследования показывают, что особенности оперативного обслуживания отдельных подростков, связанных с незаконным оборотом наркотиков, вытекают из характера их преступной деятельности. Наибольший оперативный интерес представляют лица, которые в одиночку могут совершать неочевидные опасные преступления, связанные с перевозкой наркотических средств и распространением их среди узкого круга знакомых подростков, культивированием мака и конопли и т. д. Особенно важно при этом получить достоверную информацию об изменениях в поведении и криминальной активности таких людей и задокументировать факты их преступной деятельности.

Именно для наблюдения за такими лицами, разнообразными по степени социальной запущенности, условиям жизни и воспитания, обстоятельствам совершения правонарушений, их уголовно-правовой оценке и другим параметрам, дифференцированно должны подбираться негласные сотрудники, как правило, по принципу общего местожительства.

Главной их задачей является установление наличия устойчивой преступной деятельности, связанной с наркотиками, их криминальных связей, мест времяпрепровождения и других сведений, которые оперативный работник обязан реализовать в процессе положительного воздействия на несовершеннолетнего лично или опосредованно, то есть используя возможности его родителей и родственников, представителей администрации и общественности по месту учебы (работы) и жительства, сотрудников подразделений профилактики преступности несовершеннолетних и других служб органов внутренних дел, а также негласных сотрудников.

Объектовый подход к формированию оперативных позиций предполагает их приобретение на тех объектах, где концентрируются несовершеннолетние, представляющие оперативный интерес.

В общем и целом такие объекты условно могут быть разделены на две большие группы: места занятости и времяпрепровождения несовершеннолетних. К первым относятся общеобразовательные заведения: школы, лицеи, техникумы, институты и т. п., места работы. Ко вторым — места вечернего досуга, ночные дискотеки, диско-бары, молодежные клубы, общепризнанные места времяпрепровождения молодежи.

Деятельность негласных сотрудников в местах концентрации несовершеннолетних, представляющих оперативный интерес, связывается с решением трех стратегических задач:

¾ во-первых, выявление несовершеннолетних, проявляющих активность, связанную с незаконным оборотом наркотических средств, и мест их концентрации;

¾ во-вторых, обеспечение оперативного наблюдения за уже выявленными подростками и объектами;

¾ в-третьих, обеспечение наблюдения (в рамках как выявления, так и оперативной разработки) за поведением взрослых лиц из их окружения, представляющих оперативный интерес.

И позволит успешно решить ряд проблем тактического характера, например:

¾ облегчить документирование преступной деятельности;

¾ установить точный момент реализации оперативной информации с целью задержания преступников с поличным;

¾ установить их связи, включая поставщиков и потребителей наркотических средств;

¾ установить возможные места хранения наркотических средств;

¾ предположить преступные намерения и моменты активизации деятельности несовершеннолетних, связанной с незаконными операциями с наркотическими средствами.

Практика показывает, что благодаря конфидентам, с помощью которых перекрываются молодежные и студенческие общежития, парки, дискотеки, кафе и иные места массового отдыха, где часто бывают несовершеннолетние, значительно повышается уровень оперативной осведомленности подразделений. Соответственно и улучшаются результаты работы по предупреждению и выявлению преступлений, связанных со сбытом и хранением наркотических средств, своевременному разобщению преступных группировок, изобличению лиц, склоняющих подростков к употреблению наркотиков.

Как уже отмечалось в предыдущей главе, основными местами, где несовершеннолетние употребляют наркотические средства, являются собственные квартиры наркоманов (64, 3%) или квартиры их знакомых (41, 2%), а также подъезды жилых домов (36, 5%). В связи с этим, представляется более целесообразным главные усилия оперативных подразделений направлять на обнаружение таких квартир. Эта задача в силу объективных причин гораздо сложнее, чем выявление наркоманов на дискотеках и в других местах отдыха, хотя последние также должны находиться в поле зрения правоохранительных органов, поскольку там присутствует молодежная аудитория со всеми вытекающими криминогенными последствиями. В частности, эти места могут служить отправным пунктом получения оперативной информации о квартирах и подъездах, в которых употребляются наркотики.

Исследуя резервы повышения эффективности негласной работы по рассматриваемой линии, необходимо отметить вопросы взаимодействия оперативных аппаратов, осуществляющих контроль за незаконным оборотом наркотиков с подразделениями борьбы с экономическими преступлениями (БЭП) и уголовного розыска в связи с тем, что места постоянной концентрации, временного пребывания и появления несовершеннолетних наркоманов, взрослых организаторов преступлений, связанных со сбытом наркотиков, обеспечиваются постоянным прикрытием негласных сотрудников указанных оперативных аппаратов, которые в силу различных жизненных обстоятельств заводят знакомства с подростками, потребляющими наркотики, или посещают места их скопления.

Целесообразно максимально использовать возможности негласных сотрудников аппаратов БЭП, так как служебное положение многих из них позволяет получать нужную информацию о потребителях наркотических средств, посещающих рестораны, кафе, диско-бары, бильярдные, различные клубы, спортивные комплексы и т. д.

В то же время большинство несовершеннолетних, например, состоящих на оперативном учете, поставлены на учет аппаратами уголовного розыска по месту их жительства. Это положение обусловливает в известной степени возможности оперативного наблюдения за подучетными и другими контингентами несовершеннолетних.

При таком взаимодействии особенно важная задача — поручение негласным сотрудникам целевых заданий на выявление лиц и фактов, играющих негативную роль в борьбе с незаконным оборотом наркотиков среди несовершеннолетних.

Таким образом, исследовав вопросы выявления преступных действий, связанных с незаконным оборотом наркотических средств среди несовершеннолетних, приходим к выводам, что основным источником оперативной информации по данной линии являются негласные сотрудники, и, следовательно, повышению эффективности борьбы с этим видом преступности будет способствовать особое внимание к негласной работе, которую целесообразно организовывать по личностно-категориальному и объектовому принципам.

Другим важным вопросом в деятельности оперативных уполномоченных, обслуживающих линию незаконного оборота наркотиков среди несовершеннолетних, является документирование преступной деятельности подростков, рассмотрение которого представляется целесообразным начать с его теоретических аспектов.

Возникновение в теории оперативно-разыскной деятельности такого направления, как документирование преступных действий, было продиктовано необходимостью изучения опыта борьбы с преступностью и распространения накопленных профессиональных и иных специальных знаний, умений и навыков среди оперативных работников. Наиболее полное развитие данный институт получил в трудах В. Г. Боброва, А. Г. Маркушина, С. С. Овчинского, В. Г. Самойлова, И. И. Тумаш, М. А. Шматова и многих других ведущих специалистов в области оперативно-разыскной деятельности.

Актуальность проблемы документирования и заинтересованность многих исследователей в ее скорейшем разрешении продиктована необходимостью совершенствования нормативно-правовой основы этого института оперативно-разыскной деятельности, где не менее важное место в системе правовых норм занимает уголовно-процес-суальное законодательство. Данное утверждение представляется верным, поскольку: во-первых, документирование, по своей сути, является оперативно-разыскным обеспечением процесса доказывания по уголовным делам; во-вторых, процесс получения оперативным путем фактических данных, которые могут быть доказательствами, тесно связан с понятием доказательства и перечнем обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу (ст. 73 УПК РФ)[12]; в-третьих, проблема документирования непосредственно вытекает из требований уголовно-процессуального законодательства и имеет много общего с процессом расследования.

В теории оперативно-разыскной деятельности проблема документирования изучалась давно. В работах А. И. Алексеева, В. Г. Боброва, Б. В. Бойцова, В. М. Бурыкина, В. Г. Самойлова, Г. К. Синилова рассматриваются общие вопросы документирования преступных действий разрабатываемых, освещаются основные теоретические положения, которые применимы и в оперативной разработке несовершеннолетних, участвующих в незаконном обороте наркотиков.

Под документированием преступных действий разрабатываемых следует понимать действия уполномоченных на то работников органов дознания по делу оперативной разработки, состоящие в определении возможных версий по поводу совершенного (подготавливаемого) преступления, в выявлении (обнаружении, проверке и оценке) фактических данных, способствующих осуществлению доказывания по уголовному делу и решению других задач уголовного судопроизводства, и обеспечении возможности использования их в указанных целях.

В данном определении прежде всего выделяется положение о выявлении, обнаружении, проверке и оценке фактических данных, т. е. действительно, реально и объективно существующих, поскольку документирование преступных действий разрабатываемых начинается всегда именно с их выявления, со сбора и анализа фактов и обстоятельств, характеризующих эти действия.

В процессе осуществления документирования оперативные аппараты получают фактические данные, и это наиболее полно выражает назначение и характер этой деятельности. Говоря о фактических данных, подразумеваются такие, которые можно использовать в уголовном процессе. В этой связи необходимо иметь в виду следующее: фактические данные, содержащиеся в оперативно-разыскных материалах, могут стать судебными доказательствами, если будут соблюдены определенные требования. Они должны:

¾ иметь отношение к расследуемому делу и способствовать установлению обстоятельств, составляющих предмет доказывания по уголовному делу;

¾ быть получены из тех источников, которые указаны в законе как источники судебных доказательств;

¾ быть приобщены к уголовному делу в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом для каждого вида судебных доказательств.

Центральным вопросом документирования противоправных действий является возможность использования полученных результатов оперативно-разыскной деятельности для возбуждения уголовного дела и установления по нему истины, выявить которую не­возможно, не накопив фактических данных, раскрывающих содер­жание исследуемого события преступления во всех его элементах и сопутствующих обстоятельствах. При этом само накопление факти­ческих данных невозможно без предположительного объяснения причины, обусловливающей их существование, связи между ними, содержания и значения для последующего доказывания по уголов­ному делу[13].

Документирование, в отличие от доказывания, является оперативно-разыскным, а не процессуальным действием и в отношении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, в основном проводится до начала расследования. Результаты документирования позволяют при расследовании определить конкретные пути получения доказательств, обеспечивают до начала следствия сохранность изъятых наркотических средств, предметов и документов, которые могут быть использованы в качестве доказательств для изобличения лиц, участвующих в незаконных операциях с наркотическими средствами.

В процессе оперативной разработки выявляются фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке устанавливаются наличие или отсутствие общественно опасного деяния, виновность лица, совершившего это деяние, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, — они будут являться доказательствами в уголовном процессе.

Перечень фактических данных выработан на практике и достаточно подробно изложен в ст. 73 УПК РФ[14]. Это, в свою очередь, не исключает возможности их расширенного толкования. В соответствии с уголовно-процессуальным законом, с учетом специфики рассматриваемых преступлений предмет документирования будет включать данные:

¾ о событии любого преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств среди несовершеннолетних (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);

¾ причастности конкретного несовершеннолетнего к подготовке или совер­шению преступления;

¾ мотивах преступления;

¾ каналах и источниках поступления наркотических средств;

¾ местонахождении наркотиков, оборудования, предметов, пре­паратов и сырья для изготовления и приема наркотиков;

¾ ценно­стях, нажитых за счет незаконного оборота наркотических средств;

¾ об обстоятельствах, отягчающих и смягчающих ответствен­ность разрабатываемого, а также характеризующих его личность;

¾ об обстоятельствах, способствовавших совершению преступления.

Общепринято, что обстоятельства, составляющие предмет документирования, выявляют путем осуществления оперативно-разыск-ных мероприятий по трем направлениям:

¾ выявление лиц, могущих впоследствии быть свидетелями;

¾ обнаружение предметов и документов, которые могут быть доказательствами по делу;

¾ фиксация конкретных эпизодов преступных действий проверяемых и разрабатываемых.

Одним из наиболее важных направлений документирования преступных действий, связанных с наркотическими средствами, является фиксация преступных действий разрабатываемых. Оно заключается в создании возможности восприятия отдельными лицами фактов и обстоятельств незаконного оборота наркотиков, о которых они затем могут свидетельствовать, либо возможности отражения на предметах или документах следов события преступления, которые могут послужить установлению истины.

Организации такого рода мероприятий должна предшествовать аналитическая работа, которая позволит прогнозировать преступные действия разрабатываемых и определить, где и каким образом их можно зафиксировать.

События преступлений, связанных с наркотическими средствами, обычно фиксируются следующими способами:

¾ путем наблюдения понятых или статистов за действиями разрабатываемых;

¾ проведением проверочных закупок, контролируемых поставок наркотических средств, а также оперативных осмотров;

¾ применением специальных технических средств: фотографирование, видео- и звукозапись, а также нанесение химическими веществами меток на предметы (например, на наркотические средства или денежные купюры).

Таким образом можно зафиксировать:

¾ приобретение и сбыт наркотических средств;

¾ погрузку, разгрузку и перевозку, а также количество наркотиков;

¾ культивирование запрещенных к возделыванию растений;

¾ склонение к употреблению наркотических средств и т. д.

В первой главе обращалось внимание на то, что подростки склонны делиться со знакомыми информацией, ценной с оперативной точки зрения, в том числе и при переговорах по телефону или компьютерной сети. При документировании преступных действий игнорировать данные обстоятельства нельзя. Иногда несовершеннолетние прибегают к зашифровке своих сообщений, но она не носит организованный и профессиональный характер и не представляет сложности для расшифровки, а порой даже пригодна для использования в качестве доказательств причастности к незаконному обороту наркотических средств. В связи с этим практическим работникам следует больше внимания уделять проведению таких оперативно-разыскных мероприятий, как прослушивание телефонных переговоров, контроль технических каналов связи и негласная аудиозапись. Кроме того, полученные таким образом сведения могут иметь оперативное значение и использоваться в дальнейшей разработке.

Говоря о способах выявления предметов и документов, которые могут быть доказательствами, представляется важным подчеркнуть, что несовершеннолетние склонны к хранению предметов и документов, которые носят доказательственную информацию, и могут подолгу не избавляться от шприцев, емкостей, упаковок, а также от записей, писем и дневников, поскольку полагают, что вероятность проведения обыска ничтожна.

Современной западной видеопродукцией создан миф о «стильном» наркомане, который пользуется своим личным металлическим шприцем, в связи с этим некоторые подростки, подверженные воздействию зарубежной видеокультуры, приобретают для себя металлический шприц и пользуются только им.

Выявление указанных предметов в ряде случаев обеспечивается проведе­нием оперативных осмотров в местах проживания несовершеннолетних, учебы (работы) или проведения досуга. Значительная часть сведений может накапливаться за счет личного сыска, проведе­ния скрытого наблюдения и оперативных установок.

Следует отметить, что в данном направлении документирования наиболее интенсивно должны использоваться возможности конфиденциальных источников. В целях наилучшего ориентирования оперативным работникам необходимо конкретно определять направления поиска определенных предметов и документов, ставя перед собой задачи по выявлению мест хранения наркотиков, предметов, использовавшихся при их изготовлении и переработке и т. д.

Для обеспечения сохранности предметов и документов, могущих быть вещественными доказательствами, оперативные сотрудники обычно применяют следующие приемы:

¾ негласное или зашифрованное изъятие наркотиков в процессе документирования;

¾ создание обстановки, затрудняющей уничтожение наркотиков и других предметов до момента их изъятия процессуальным путем (например, негласное или зашифрованное перемещение);

¾ побуждение разрабатываемых посредством оперативных комбинаций к перемещению и сокрытию наркотиков и других предметов в различных тайниках в целях их дальнейшего обнаружения при обыске.

Применяя эти и другие приемы, оперативные работники не должны оставлять следов своих действий (отпечатков пальцев, повреждений и т. п.), и в то же время им следует обеспечить сохранение следов пальцев рук разрабатываемых и других признаков, указывающих на принадлежность предметов разрабатываемым (наличие надписей, меток и других следов).

Относительно выявления свидетелей и очевидцев незаконных действий несовершеннолетних с наркотиками оперативные работники поясняют, что обычно их можно найти среди следующих категорий граждан:

¾ близкий круг знакомых и ровесников несовершеннолетнего;

¾ жильцы квартир и домов по соседству от места, где осуществляется сбыт или употребление наркотиков, а также содержание притонов;

¾ близкие и родственники несовершеннолетних, употребляющих наркотики или связанных с их незаконным оборотом;

¾ работники баров, ресторанов, ночных клубов и дискотек;

¾ преподаватели, уборщицы и другие работники образовательных учреждений.

Для выявления лиц, могущих быть свидетелями, прежде всего используются негласные сотрудники. Тактика здесь различна. Так, в интересах документирования незаконных действий по обороту наркотиков они используются:

¾ как источник первичных сведений о таких лицах (где их искать, что они из себя представляют и что им известно);

¾ для склонения этих лиц к оказанию содействия оперативным аппаратам и участию на предварительном следствии и судебном разбирательстве в качестве свидетелей по делу.

Достаточно эффективным в этом отношении может быть использование в рассматриваемых целях различных видов опроса и наблюдения.

В основу вышесказанного положены объективные, независимые от воли и сознания как оперативных работников, так и разрабатываемых несовершеннолетних закономерности возникновения фактических данных, будущих доказательств преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств.

Документирование преступной деятельности несовершеннолетних, связанных с наркотиками, — основной элемент их оперативной разработки. Как струк­турный компонент оперативно-разыскной деятельности оно осуществляется на основе принципа комплексности, который проявляется в использовании всей совокупности оперативно-разыскных мероприятий, имеющих в своей основе раз­личные средства и методы. Поэтому наибольший эффект в доку­ментировании может быть достигнут применением таких оперативно-разыскных мероприятий, носящих комплексный характер и имеющих разведыва­тельно-поисковую направленность, как проверочная закупка, контроли­руемая поставка, оперативное внедрение, оперативный экспери­мент и др., приносящих в разработках подобного типа надлежащий эффект.

Проведенное исследование позволило определить следующие ошибки, совершаемые в ходе документирования незаконных действий в сфере оборота наркотиков:

¾ игнорирование установленных оперативно-разыскным и уголовно-процессуальным законом требований к добыванию оператив­но-разыскной информации и сбору доказательств;

¾ небрежность оформления результатов проведения оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий;

¾ организационные и тактические ошибки при реализации опе­ративных материалов и последующей следственной работе.

Например, по делам о незаконном обороте наркотиков особенно остро обозначилась проблема уголовно-процессуальной недоброкачественности доказательств в силу от­ступления от правил, устанавливающих порядок осуществления со­ответствующих действий при обнаружении и изъятии наркотиков, а также при производстве осмотра места преступления и обыска (обысков). Наиболее характерные виды нарушений, влекущих постановку су­дом вопроса о «недоброкачественности» доказательств, следующие:

Во-первых, подозреваемые лица практически не освидетельствуются при задержании на предмет уста­новления наркотического опьянения, наличие которого исключало бы версию обвиняемого о провокации. Имеющиеся в распоряжении экс­пертных учреждений методики и средства позволяют определять наличие наркотиков в смывах рук, в ногтевых срезах и волосах чело­века. Проведение таких экспертных исследований практикуется не всегда, хотя они дают возможность получения бесспорных доказа­тельств употребления наркотиков задержанными.

Во-вторых, анализ практики аппа­ратов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков обозначил проблему участия понятых при обнаружении нар­котиков у задержанных лиц. В большинстве случаев прекращению уголовных дел по реабилитирующим основаниям предшествует на­рушение оперативными работниками требований ст. 27.7 КоАП РФ[15], регламентирующей обязательное участие при проведении личного досмотра и досмотра транспортных средств не менее двух понятых. Нередко непосредственный досмотр, в ходе которого обна­руживается и фактически изымается наркотическое средство, произ­водится в их отсутствие, и понятые в дальнейшем приглашаются для удостоверения уже происшедшего факта изъятия наркотиков. Дан­ное нарушение закона влечет за собой обоснованное прекращение дала.

Имеют место и факты прямой фальсификации самого процес­са изъятия наркотических средств и противоправное создание усло­вий для положительного результата обыска или выемки наркотиков. В данном случае речь идет о фактах, когда наркотики подклады­ваются задержанным в одежду и по прошествии времени изымаются в присутствии понятых.

Отступления от требований уголовно-процессуального закона иногда столь существенны, что влекут за собой обоснованное освобождение преступников от ответствен­ности. Допускаются и отступления от требований закона, когда в ка­честве понятых выступают сотрудники правоохранительных структур, стажеры-практиканты, задержанные и вымышленные лица. Не всегда соблюдаются тре­бования ст. 170 УПК РФ о проведении изъятия под полным ви­зуальным контролем понятых[16].

Таким образом, можно отметить, что основным содержанием документирования преступных дей­ствий несовершеннолетних в сфере незаконного оборота наркотиков является обнаружение, проверка и оценка фактических данных, способствующих осуществлению доказывания по уголовному делу, и обеспечение возможности их использования в уголовном процессе. В результате документирования оперативный работник получает данные, обусловливающие не только успешное раскрытие преступлений, но и быстрое проведение расследования, а также принятие к виновным мер, предусмотренных законом.

Оперативным сотрудникам в своей повседневной деятельности необходимо использовать обозначенные особенности выявления преступной деятельности несовершеннолетних, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, а также учитывать рассмотренные недостатки, имеющиеся в практике документирования.

В результате комплексного использования оперативно-разыскных сил, средств и методов достигается реализация целей оперативно-разыскной деятельности, которая осуществляется в различных формах. Одной из главных форм оперативно-разыскной деятельности является оперативная разработка.

В нормативных актах указывается, что материалы оперативной разработки подлежат реализации, если в ходе ее осуществления собраны достаточные данные о времени, месте, способе и других обстоятельствах преступления, о круге лиц и степени их участия в преступной деятельности и имеются возможности использования полученных данных в качестве доказательств при производстве предварительного следствия.

Работники оперативных подразделений и служб организуют и проводят оперативную разработку для решения определенных задач. Применительно к изучаемому виду преступлений такими задачами являются:

¾ установление несовершеннолетних, причастных к незаконному обороту наркотических средств;

¾ недопущение дальнейшего совершения разрабатываемыми лицами преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, а также иных уголовно наказуемых деяний;

¾ документирование действий разрабатываемых лиц по подготовке либо совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, и других общеуголовных преступлений;

¾ выявление и устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений.

В теории оперативно-разыскной деятельности при рассмотрении содержания оперативной разработки принято выделять несколько основных ее этапов (стадий):

1) принятие решения о начале оперативной раз­работки;

2) документирование преступных действий разрабаты­ваемых;

3) реализация материалов оперативной разработки.

На каждом названном этапе определяется свой круг практических задач, успешное выполнение которых, в конечном счете, обеспечивает возможность принятия предусмотренных законом мер к лицам, совершившим противоправные деяния. Основной задачей первого этапа оперативной разработки является поиск и фиксация сведений, позволяющих установить основания (либо их отсутствие) для начала осуществления оперативно-разыскных мероприятий. В ходе второго этапа — документирования преступных действий разрабатываемых лиц — выявляется и фиксируется информация, которая после соответствующего процессуального закрепления приобретает силу доказательств. Два первых этапа — это фундамент правовой и организационной основы третьего, завершающего этапа оперативной разработки. Если решение о ее проведении было обоснованным и в ходе ее осуществления решались основные задачи документирования преступной деятельности разра­батываемых, то наступает этап реализации материалов.

На данном этапе начинается использование добытой оперативно-разыскной информации для непосредственного предотвращения, пресечения и раскрытия конкретных преступлений, установления и задержания лиц, их совершивших.

Оперативно-разыскная информация должна содержать в себе фактические данные, кото­рые, будучи соответствующим образом задокументированы и про­цессуально оформлены, могут являться судебными доказа­тельствами, т.е. речь идет о «фактическом осуществлении деятельной части оперативно-разыскной работы».

Как известно, оперативно-разыскная деятельность состоит из двух неразрывно связан­ных между собой частей: а) познавательной и б) деятельной.

Познавательная часть включает в себя поиск, сбор, анализ и оценку соответствующей информации, деятельная — связана с практи­ческой реализацией полученной информации. На первом и втором этапах оперативной разработки имеет место, главным образом, познаватель­ная деятельность, на третьем — практическая (деятельная) реализация полученной на первом и втором этапах оперативно-разыскной ин­формации[17].

Подчеркнем, что реализации подлежит первичная информация, подтвержденная в ходе проведения соответствующей проверки, либо информация, полученная в процессе оперативной разработки. Под материалами оперативных разработок мы имеем в виду указанную выше информацию, а под реализацией материалов оперативной разработки несовершеннолетних, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, понимаем процесс использования добытой и зафиксированной оперативными работниками и сле­дователями оперативно-разыскной информации в интересах предупреждения и раскрытия наркопреступлений и сопут­ствующих им противоправных деяний для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, привлечении виновных к от­ветственности, применении мер воспитательного и медицинского характера путем комплексного осуществления оперативно-разыскных и процессуальных мер.

Важнейшими организационными элементами реализации материалов оперативной разработки являются их систематизация, изучение, непосредственное планирование необходимых мероприятий и контроль за действиями исполнителей.

Практический опыт свидетельствует о том, что реализацию материалов оперативной разработки целесообразно начинать тогда, когда имеют­ся сведения, достаточные для принятия к разрабатываемым мер, предусмотренных законом, либо когда в результате проведения оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий имеется возможность получить ряд новых доказательств, не дать разрабатываемым продолжить пре­ступную деятельность, скрыться, уничтожить имеющиеся улики.

По сути дела, данное правило отражает потребность в оценке складывающейся по оперативному делу оперативно-разыскной си­туации для принятия решения на реализацию добытых и зафиксиро­ванных результатов оперативно-разыскной деятельности.

Для результатов оперативной разработки несовершеннолетних, связанных с незаконным оборотом наркотиков, крайне важное организационно-тактическое значение имеет правильный выбор момента начала реализации. Действительно, как промедление с реализацией, так и ее преждевременное начало могут привести к целому ряду нега­тивных последствий. К примеру, неоправданно раннее начало ис­пользования оперативной информации (когда отсутствует возможность получения процессуальной информации о причаст­ности участников к незаконному обороту наркотиков) может привести к временному прекращению разрабатываемыми противоправной деятельности, уничтожению улик и в итоге — избежанию уголовной ответственности. Промедление с реализацией чревато возможностью избавления разрабатываемых от улик и вещественных доказательств, утра­ты с течением времени ценной информации, перехода разрабаты­ваемых на более высокую степень конспирации и совершения новых уголовно наказуемых деяний.

Одним из важнейших организационных элементов реализации оперативной разработки является группировка ее материалов по от­дель-ным признакам. Особенно важна группировка материалов по лицам, когда ведется оперативная разработка группы несовершеннолетних, участвующих в незаконном обороте наркотиков.

Как отмечалось в предыдущей главе, подростки обычно употребляют наркотики в компаниях сверстников, причем в круг знакомых одного подростка могут входить от 10 до 25 и более человек. В данном случае оперативный работник, изучая материалы дела, вы­бирает из них сведения, относящиеся к одному лицу, о его роли и месте в группе, фактах преступной деятельности, оформляя все это в виде справки. По всему же оперативному делу оформляется справка-меморандум, в которой в хронологическом порядке описываются факты преступной деятельности каждого подростка.

Между тем оперативные работники, ведущие такую разработку, не всегда должным образом производят систематизацию, исследование и оценку названной информации. В результате этого отсутствует возможность должным образом оценить полученные данные, сделать правильные выводы относительно роли каждого несовершеннолетнего в подготовке и совершении преступлений, а также определить степень полноты документирования преступных действий каждого разрабатываемого. Не совсем правильная оценка данных оперативной разработки, в свою очередь, не позволяет сделать обоснованные выводы: когда и какие меры следует предпринять по совершаемым разрабатываемыми лицами преступлениям, чтобы предотвратить новые; на кого из этих лиц собраны материалы, достаточные для привлечения их к уголовной ответственности; когда следует возбудить уголовное дело и т.д. Думается, именно в связи с указанной причиной нами отмечается весьма невысокий уровень планирования реализации оперативной информации.

Планирование реализации оперативной разработки отражается в соответствующем плане, который должен включать следующее: разыскные и следственные версии; данные, подлежащие установлению для их проверки; следственные действия; обстоятельства, подлежащие установлению оперативным путем; сроки и исполнителей. Следственные действия определяются совместно со следователем, в производстве которого находится или будет находиться уголовное дело, и оперативным работником. План реализации должен включать в себя ответы на вопросы, могущие возникнуть в ходе реализации.

Изучение дел оперативного учета, заведенных по фактам совершения преступлений рассматриваемой категории, показало, что во многих случаях планирование предстоящей реализации осуществляется на недостаточно высоком уровне. Только 46, 3% планов можно охарактеризовать как достаточно полные и оптимальные. В них кроме мероприятий по задержанию разрабатываемых было предусмотрено проведение обысков, определены места их проведения и последовательность, а также спрогнозирована возможность нахождения в местах их производства сообщников правонарушителей либо лиц, им сочувствующих, и возможность оказания ими противодействия работникам правоохранительных структур. В названных планах также отмечается обдумывание тактики зашифровки обнаружения наркотических средств и других предметов, местонахождение которых было установлено негласным путем. В случаях, когда имелись соответствующие подходы к родственникам и иным связям разрабатываемых, за ними осуществлялось наблюдение. Не упущены и вопросы назначения конкретных исполнителей; названы транспортные и специальные технические средства и т. п.

Мероприятия по предупреждению возможного уклонения разрабатываемых от следствия, нейтрализации противодействия оперативно-разыскной деятельности, пресечению попыток уничтожения следов преступления и сокрытия наркотиков, а также денег и ценностей, добытых преступным путем, обозначаются по 41, 2% планов. При этом такие меры обычно носили формальный характер. Очень редко применялось наблюдение, аудио-, видеозапись и прослушивание телефонных переговоров.

Отметим, что только 42, 2% дел оперативного учета содержат перечень мероприятий по дальнейшей разработке оставшихся на свободе сообщников лиц, задержанных или арестованных за незаконные операции с наркотическими средствами. Это также отрицательно влияет на быстроту и полноту раскрытия таких преступлений.

Еще од­ним не­га­тив­ным мо­мен­том яв­ля­ет­ся не­над­ле­жа­щий уро­вень взаи­мо­дей­ст­вия ра­бот­ни­ков опе­ра­тив­ных ап­па­ра­тов по борь­бе с не­за­кон­ным обо­ро­том нар­ко­ти­ков и след­ст­вен­ных под­раз­де­ле­ний при реа­ли­за­ции ма­те­риа­лов опе­ра­тив­ной раз­ра­бот­ки. В про­цес­се та­ко­го взаи­мо­дей­ст­вия их ра­бо­та долж­на ос­но­вы­вать­ся на стро­гом раз­гра­ни­че­нии функ­ций и вы­пол­не­нии ка­ж­дым сво­их пол­но­мо­чий. Это обес­пе­чи­ва­ет их пол­ную са­мо­стоя­тель­ность в вы­бо­ре на­прав­ле­ния след­ст­вен­ной и опе­ра­тив­но-ра­зы­ск­ной так­ти­ки в рам­ках уго­лов­но-про­цес­су­аль­но­го за­ко­на и ве­дом­ст­вен­ных нор­ма­тив­ных ак­тов.

В це­лом же ор­га­ни­за­ци­он­ный мо­мент реа­ли­за­ции опе­ра­тив­ной раз­ра­бот­ки ох­ва­ты­ва­ет бо­лее ши­ро­кий круг субъ­ек­тов, по­сколь­ку про­из­вод­ст­во по дан­ной ка­те­го­рии дел опе­ра­тив­но­го уче­та ос­но­вы­ва­ет­ся на прин­ци­пе ком­плекс­но­сти.

После принятия решения о необходимости реализации раз­работки оперативный сотрудник вместе со следователем намеча­ет план дальнейших мероприятий, предусматривающий:

¾ тактические приемы, которыми начинается реализация мате­риалов разработки;

¾ время и место возбуждения уголовного дела, перечень след­ственных действий, необходимых для задержания (ареста) раз­рабатываемых, очередность обысков и т. д.;

¾ последовательность задержания разрабатываемых;

¾ места производства обысков и выемок, перечень носителей доказательственной информации, подлежащих обнаружению и изъятию;

¾ очередность допросов задержанных, арестованных, свидете­лей;

¾ размещение задержанных и арестованных с целью недопуще­ния их общения и возможности сговора;

¾ оперативную разработку задержанных и арестованных.

Планирование осуществляет, как правило, тот оперативный работник, в производстве которого имеет­ся соответствующее дело.

Именно на этапе реализации дела допускаются недоработки, ко­торые не позволяют надлежащим образом воспользоваться полу­ченной информацией для изобличения лиц, совершивших пре­ступления, связанные с наркотическими средствами. Ошибки, допущенные в ходе реализации оперативной информации, приводят к таким негативным последствиями, как расшифровка не­гласных сотрудников, используемых сил и средств, а также ме­тодов оперативно-разыскной деятельности, задержание второ­степенных участников незаконного оборота наркотических средств, неполное изъятие наркотиков и ценностей, добытых преступным путем. В любом случае план реализации оперативной разработки должен быть конкретным, реальным и выполнимым, а подготов­ка материалов к реализации проводится в сжатые сроки для обеспечения внезапности действий. Тактически правильная реализация материалов оперативной разработки предполагает применение предусмотренных законом мер к лицам, совершившим уголовно-наказуемые деяния, внезапно. Внезапность дей­ствий оперработника для разрабатываемых отсекает воз­можность уничтожения находящихся при них или в других ме­стах наркотиков или иных источников доказательственной информации.

На тактику реализации оперативной разработки в отношении лиц, совершающих незаконные операции с наркотиками, решаю­щее значение оказывает характер задокументированной преступ­ной деятельности разрабатываемых. Изучение практики оперативной разработки преступлений данной категории позволяет сделать вывод, что привлечение к уголовной ответственности разрабатываемых лиц является фактически единственным направлением реализации в действующей практике оперативных аппаратов (78, 3%).

Подготовка такой реализации начинается с производства следственных действий, направленных на собирание доказательств участия разрабатываемых лиц в совершении названных преступлений, либо с осуществления оперативно-разыскных мероприятий, имеющих ту же направленность. Сам же характер действий (следственных или оперативно-разыскных) и тактика их осуществления обусловлены характером преступных действий разрабатываемых лиц и степенью полноты документирования этих действий. При этом решаются вопросы о задержании разрабатываемых лиц в качестве подозреваемых, предъявлении им обвинения и избрании мер пресечения.

Наиболее эффективно такой тактический прием реализации материалов оперативной разработки может применяться, если она осуществляется путем проведения специальной операции. В криминалистике такая операция называется тактической, хотя нередко ее результаты, как справедливо отмечено в некоторых специальных литературных источниках, имеют стратегическое значение для раскрытия и расследования тяжких неочевидных преступлений[18].

Однако практика оперативных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков показывает, что такие операции редко проводятся согласованно со следователями. По-видимому, это можно частично объяснить тем, что реализация материалов оперативных разработок часто осуществляется в условиях дефицита времени, требующегося для планирования этих операций. Думается, поэтому реализация материалов оперативных разработок о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, с целью захвата разрабатываемых лиц с поличным осуществляется часто до проведения следственных действий, направленных на собирание доказательств.

Тем не менее применение тактического приема — поимки разрабатываемых с поличным — позволяет осуществить задержание лиц в качестве подозреваемых и проводить в необходимом объеме следственные действия, оперативно-разыскные и иные мероприятия для доказывания их участия в преступлении, за которое они задержаны, а также и в других общеуголовных преступлениях.

Мероприятия по задержанию разрабатываемых предусматриваются с учетом различных обстоя­тельств. Планом определяется следующее:

¾ цель операции (поимка с поличным, пресечение заготовки наркосодержащего сырья и т. п.);

¾ время и место проведения операции;

¾ количество и характер опера­тивных групп и их численность;

¾ способы и последовательность дей­ствий;

¾ меры, направленные на преодоление возможного противо­действия задерживаемых;

¾ способы маскировки;

¾ форма одежды;

¾ ви­ды вооружения и специальных средств;

¾ порядок использования служебно-разыскной собаки;

¾ место, в которое должны быть доставлены задержанные;

¾ порядок производства неотложных следственных действий, проводимых в процессе задержания.

Кроме того, при задержании преступной группы несовершеннолетних не следует недооценивать возможной опасности со стороны подростков, которые могут оказать сопротивление, в том числе и вооруженное. При проведении задержания всегда следует предполагать наличие у подростков огнестрельного, газового или холодного оружия.

Характерны следующие типичные недостатки при проведении задержания правонарушителей, связанные с неза­конным оборотом наркотиков:

¾ проведение задержания сотрудниками оперативных служб без участия следователя, а также без предварительного согласова­ния с ним всех возможностей получения доказательств, изобли­чающих преступников;

¾ сосредоточение в момент задержания только на одной цели — изъятии наркотических средств без принятия оперативных и процес­суальных мер к доказыванию факта их принадлежности подозре­ваемому, установлению источников и каналов поступления наркоти­ков, всех участников преступной деятельности и т. д.;

¾ некачественное процессуальное закрепление данных, полу­ченных при задержании или в результате других следственных дей­ствий в момент задержания.

Следствием всех перечисленных ошибок и недостатков является усложнение процесса доказывания вины обвиняемых в преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Для возбуждения уголовного дела и принятия к задержанному соответствующих мер необходимо получить заключение специа­листа об исследовании изъятых наркотических средств. Поэтому при проведении операции по задержанию необходимо планировать задействование эксперта-криминалиста для скорейшего исследования наркотиков и получения заключения. На основании этого заключения принимается решение о возбуждении уголовного дела и последующем проведении обысков.

Для обеспечения результативности обысков их следует производить по месту жительства, учебы и работы одновременно у всех разрабатываемых, а также и других лиц, при­частных к преступлению. Их необходимо проводить с учетом особенностей оперативно-разыскной характери­стики незаконного оборота наркотиков и характера преступной дея­тельности подозреваемых. Использование данных, полученных при задержании подозреваемых, а также оперативно-разыскной инфор­мации об объеме, виде, способах изготовления и хранения, источни­ках приобретения наркотиков и т. д. способствует правильному выбо­ру направлений поиска и быстрому отысканию следов и предметов преступной деятельности.

Если местонахождение искомого устано­влено с помощью негласных возможностей, то оперативный работ­ник должен продумать тактику их зашифровки в целях соблюдения одного из основных принципов оперативной разработки — принципа конспирации. Он выражается на стадии реализации в соблюдении следующих правил:

¾ использование оперативно-разыскной информации гласным путем допускается только в случае надлежащей зашифровки истин­ного источника, средств и методов ее получения;

¾ категорически запрещается приобщать документы дел оперативного учета к материалам уголовного дела;

¾ к реализации следует приступать лишь в случае обеспечения возможности вывода из разработки негласных сотрудников, участвовавших в оперативной разработке[19].

Относительно мероприятия по выводу конфидента из разработки, а также по зашифровке фактов применения методов и средств оперативно-разыскной деятельности следует отметить, что сущность данных мероприятий определяется в основном тем, какой способ обеспечения оперативной разработки применялся, под какой легендой и как действовал неглас­ный сотрудник.

Здесь же уточняются порядок и тактические приемы использования при расследовании фактических данных, предметов, документов, полученных негласным путем под углом зрения обеспечения надлежащей конспирации.

Следует отметить, что недостаточно внимания уделяется планированию мероприятий по обеспечению оперативной разработки задержанных (арестованных) несовершеннолетних и взрослых организаторов преступлений, причастных к незаконному обороту наркотиков, несмотря на то, что данная работа является одним из важных путей получения информации по нераскрытым преступлениям. Такие мероприятия планировались надлежащим образом по 28, 8% дел оперативного учета.

Во многих случаях организация данного вида разработки носит формальный характер, конфиденты подбираются и вводятся без учета особенностей личности, преступного опыта и связей разрабатываемых, что негативным образом сказывается на ее результатах и, в конечном счете, на процессе доказывания по уголовному делу.

Особо следует отметить недостаточное взаимодействие оперативных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков с оперативными сотрудниками следственных изоляторов (СИЗО) и исправительных учреждений (ИУ) Министерства юстиции РФ. Практика показывает, что в связи с ограниченным сроком пребывания там разрабатываемого лица далеко не во всех случаях устанавливаются с этим лицом психологические контакты. Одним из путей преодоления такого положения является повышение уровня организации взаимодействия оперативных сотрудников подразделений по контролю наркотиков с работниками оперативных аппаратов СИЗО и ИУ.

Негативная ситуация прослеживается и при выдаче заданий оперативным аппаратам СИЗО на разработку арестованных за такие преступления, при переводе из ИВС. Почти в каждом третьем таком задании не учитывались свойства личности, связи, преступный опыт разрабатываемого лица, особенности совершенного им преступления, не ставились конкретные вопросы, по которым должна проводиться работа и т. д.

Кроме того, нами установлено, что нередко оперативные работники после выдачи соответствующего задания и получения первой информации забывают о разработке, не отслеживают ситуацию и не дают дополнительных заданий.

В связи с тем, что в настоящее время в отношении подростков задержание в порядке ст. 91 УПК РФ[20] проводится не часто, а мера пресечения в виде заключения под стражу избирается в исключительных слу­ча­ях, це­ле­со­об­раз­но про­во­дить ра­бо­ту с ка­ж­дым не­со­вер­шен­но­лет­ним, под­верг­ну­тым та­кой ме­ре, так как они, как по­ка­зы­ва­ет прак­ти­ка, со­вер­ша­ют се­рии тяж­ких пре­сту­п­ле­ний в боль­шин­ст­ве груп­па­ми, в том чис­ле с уча­сти­ем взрос­лых лиц, не­ред­ко ос­ве­дом­ле­ны о мно­гих дру­гих не­рас­кры­тых пре­сту­п­ле­ни­ях ла­тент­но­го ха­рак­те­ра. Кро­ме то­го, опе­ра­тив­ная раз­ра­бот­ка не­со­вер­шен­но­лет­них бо­лее ре­зуль­та­тив­на, не­же­ли взрос­лых, так как с под­ро­ст­ка­ми про­ще ус­та­но­вить до­ве­ри­тель­ные от­но­ше­ния.

Подводя итог рассмотрению организационно-тактических вопросов раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств среди несовершеннолетних, можно сделать следующие выводы: реализация информации о несовершеннолетних, связанных с незаконным оборотом наркотиков, представляет собой заключительный этап оперативной разработки, главным содержанием которого являются систематизация всех ее материалов, комплексная их оценка, непосредственное планирование практических мероприятий и решение вопроса о возбуждении уголовного дела.

 


оглавление

Введение…………………………………………………………………………..   Глава 1 Оперативно-разыскная характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков среди несовершеннолетних……………………………………………………   Глава 2 Организационно-тактические вопросы выявления и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков среди несовершеннолетних……………………………….…….        

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.