Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.5. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, от собственного имени защищающие права других лиц






 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучите следующие статьи Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: 4, 34, 38, 46, 47, 89, 174, 189, 190, 245, 251, 252, 259, 260, 273, 281, 284, 288, 304, 320, 336, 342, 357, 359, 371, 376, 377, 380, 394.

2. Изучите основания и цели участия государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, от собственного имени защищающих права других лиц в гражданском процессе.

3. Раскройте формы участия государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, от собственного имени защищающих права других лиц в гражданском процессе.

4. Изучите условия возбуждения гражданского дела субъектами, указанными в статье 46 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации. Их процессуальные права и обязанности.

5. Определите отличие участвующих в деле государственных органов и органов местного самоуправления от других участников процесса (прокурора, третьих лиц, экспертов, специалистов, представителей).

6. Решите задачу:

Курганское общественное движение «За честные выборы» в интересах кандидатов в губернаторы Курганской области и других участников избирательного процесса обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения избирательной комиссии Курганской области в части, касающейся проведения повторного голосования и отмене решения комиссии о признании выборов состоявшимися и действительными.

В обоснование поданного заявления объединение сослалось на ч.1 ст. 46 ГПК РФ, указав, что заявление подано им в защиту избирательных прав субъектов избирательного процесса. Согласно уставу областного движения, оно является региональным неполитическим общественным объединением в форме общественного движения, зарегистрированным в качестве юридического лица.

В судебном заседании представитель общественного движения пояснил, что заявление об отмене решения избирательной комиссии курганской области подано в интересах неопределенного круга лиц, а именно избирателей, активные избирательные права которых нарушены указанным решением избиркома.

Были ли у заявителя полномочия на обращение в суд в защиту прав участников избирательного процесса?

 

II. Рекомендации по выполнению заданий

Данная тема не предполагает проведения семинарских занятий. Для освоения материала и выполнения заданий для самостоятельной работы необходимо изучить соответствующие разделы учебников из списка основной литературы. В целях более углубленного усвоения темы используйте источники, приведенные в списке дополнительной литературы.

Рассматривая второй вопрос, следует исходить из того, что законодательное закрепление и правовая регламентация участия в гражданском процессе лиц, которые защищают не свои права, а охраняемые законом интересы и права других субъектов, служат важной гарантией законности осуществления правосудия.

Государственные органы могут занимать в процессе положение стороны или третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, в тех случаях, когда они сами являются непосредственными носителями прав и обязанностей, о защите которых просят суд, и когда они выступают в процессе от своего имени и в защиту собственных интересов. В этом случае они имеют материально-правовую и процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, занимают правовое положение истца или ответчика в процессе

Однако государственные органы, органы местного самоуправления, организации или отдельные граждане могут участвовать в гражданском процессе для защиты не только своих прав и охраняемых законом интересов, но также для защиты интересов и прав других лиц, являющихся субъектами спорного материального правоотношения. Основанием для такого участия в процессе будет служить заинтересованность в законном и обоснованном разрешении спора, вытекающая из тех функций и обязанностей, которые возложены на данных субъектов. В таких ситуациях они занимают в процессе положение процессуальных истцов. Привести примеры таких случаев;

- гражданское процессуальное законодательство предусматривает две основные формы участия государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, от собственного имени защищающих права других лиц в гражданском процессе.

Первая форма участия - возбуждение гражданского дела. Государственные органы и другие лица, которым закон предоставляет право защищать интересы иных лиц, возбуждают процесс по собственной инициативе в тех случаях, когда становится известно о нарушении чьих-то прав и охраняемых законом интересов, и закон предоставляет им такое право. В действующем законодательстве нельзя перечислить все возможные случаи предъявления ими исков в защиту чужих интересов. Однако в ряде случаев закон содержит такое указание. Нормы, предусматривающие участие государственных органов в гражданском процессе, содержатся в семейном, жилищном, земельном, градостроительном и других кодексах Российской Федерации. Государственные органы и органы местного самоуправления, предъявляя иск в защиту чужих интересов, не являются стороной в материальном смысле, а выступают в качестве истцов только в процессуальном смысле.

Второй формой участия в гражданском процессе государственных органов и органов местного самоуправления является вступление в дело для дачи заключения. В тех случаях, когда юридическая заинтересованность органов государственного управления в деле вытекает из их государственно-правовой деятельности, они участвуют в процессе со специальной целью - дать заключение по делу. Привести примеры такого участия в процессе. Изучить процессуальные особенности участия государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, от собственного имени защищающих права других лиц в гражданском процессе.

 

III. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.

2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 42. – Ст. 5005.

Основная литература

Смотри соответствующий раздел к теме 1.1.

Дополнительная литература

1. Бандорина Н. Участие органов государственной власти (государственных органов) в гражданском судопроизводстве в контексте конституционного принципа разделения властей // Арбитражный и гражданский процесс. – 2009. – № 6.

2. Бухтоярова О. Защита интересов неопределенного круга лиц // Законность. – 2006. – № 3.

3. Раздьяконов Е. Участие в арбитражном процессе государственных органов в целях защиты прав акционеров // Арбитражный и гражданский процесс. – 2007. – № 11.

Судебная практика

1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» (пункты 17-19) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2008. – № 9.

2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (пункты 5, 6) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2008. – № 1.

3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» (пункты 2, 3, 8, 9) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 1998. – № 7.

4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.1996 № 9 «О применении судами Семейного Кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и взыскании алиментов» (пункт 21) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 1997. – № 1.

5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.1994 № 7 «О практике рассмотрения дел о защите прав потребителей» (пункт 6) // Российская газета. – 1994. – № 230.

 

IV. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем сходства и в чем отличия института участия в гражданском процессе органов государственной власти и органов местного самоуправления и института участия прокурора в гражданском процессе?

2. Вправе ли представитель органа государственного управления изменить исковые тре6ования, отказаться от иска и каковы последствия этих действий?

3. Как распределяется обязанность доказывания между лицами, участвующими в деле, возбужденном по инициативе государственных органов, органов местного самоуправления?

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.