Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. В учебно-методическом пособии «Манипуляции общественным сознанием» поднимаются важные вопросы, связанные с феноменом манипуляции






В учебно-методическом пособии «Манипуляции общественным сознанием» поднимаются важные вопросы, связанные с феноменом манипуляции, новым для отечественной психологии понятии. Учитывая это, в учебно-методическом пособии даются основные понятия психологии манипуляции. Особое внимание уделяется средствам массовой коммуникации, без которых манипулирование общественным сознанием в современных условиях просто невозможно. Рассматриваются способы и средства манипуляций, приводятся объяснительные модели воздействия СМИ на сознание населения. Анализируется проблема информационно-психологической безопасности населения как способа противодействия вредным воздействиям массовой коммуникации.

В связи с междисциплинарностью рассматриваемого феномена, в учебно-методическом пособии приводятся знания и понятия смежных наук (журналистики, политологии, социологии).

 

 

Общие положения.

При изучении спецкурса студентам следует обратить внимание, прежде всего, на неоднозначное отношение к явлению манипулирования людьми, сложившееся в психологии. Получившие большое распространение благодаря рыночным отношениям, манипуляции начинают проникать во все сферы жизнедеятельности человека и пользоваться вниманием отечественных ученых различных специальностей (философов, политологов, психологов и т.п.).

Сам термин «манипуляция» широко используется и в обиходе, и в науке. Понятие манипуляции оказалось не только важным для психологии, но и «облеченным» определенным мировоззрением. Рост интереса к манипуляциям тесно перекликается и с общественной ситуацией, и с развитием самой психологии. Следует обратить внимание на тот факт, что, пожалуй, первый раз ссылку на это явление мы находим у политика ХУ1 века Макиавелли, провозгласившего принцип “цель оправдывает средства”. Таким образом, официально “родившись” в профессиональной политической деятельности, манипуляции стали использоваться и изучаться самыми различными науками.

На сегодняшний день, в связи с не разработанностью проблемы, едва ли возможно дать исчерпывающий ее анализ. Опираясь на различные теории и психологические направления зарубежной психологии учеными, обсуждаются две крайние точки зрения на манипулирование. Одна, идущая от Г. Франке, Д. Карнеги и др., считающих манипуляции необходимыми и полезными, так как они заменяют грубые методы достижения цели. Другая - берет начало в трудах ученых гуманистической ориентации. Манипулятор, в первом случае, предстает как искушенный в различных приемах субъект общения, во втором - как личность несовершенная, неуверенная в себе и других, в связи с чем вынуждена прибегать к хитростям в общении.

Обе позиции, по мнению многих отечественных психологов, в значительной степени абсолютизируют роль манипуляций в жизни человека. Поэтому они вдаются в различного рода рассуждения о пределах и возможностях использования манипуляций: в общественной жизни, в межличностных и профессиональных отношениях. По существу речь идет о необходимости употребления манипуляций и о пределах допустимости этого. Внимание студентов обращается на то, что эмпирических исследований манипуляций крайне мало в отечественной психологии. Поэтому подобные рассуждения отражают, как правило, личную (мировоззренческую, профессиональную и т.п.) позицию авторов и связаны с тем, что трудно быть беспристрастным в социальной психологии - в одной из общественных наук, влияющих на мировоззрение изучающих ее.

Манипуляции тесно вплетены в человеческое общение, обслуживают его и без него не могут существовать. При этом следует обратить внимание студентов на то, что манипулирование людьми как психологическая проблема предполагает учет трех составляющих: манипулирующего (или их группу) - собственно манипуляцию - объект манипуляции, который тоже может представлять собой группу. Все составляющие описанной схемы плохо изучены. Трудно описать личность манипулирующего, воссоздать в полной мере портрет человека, часто оказывающегося объектом манипуляций. Очень мало известно и о манипуляциях общественным сознанием, представляющих собой манипулятивную деятельность, как правило, группы людей по отношению к другой группе.

В связи с задачами учебно-методического пособия основное внимание в нем будет уделяться не столько отдельным манипулятивным воздействиям, сколько манипулятивной деятельности. Учитывая актуальность и новизну проблемы, большая часть учебно-методического пособия отводится представлению о манипуляциях отечественных, а не зарубежных психологов.

 

Содержание

Модуль 1. Основные понятия

1.1. Понятие о манипуляции

1.2. Манипулятивная деятельность

1.3. Структура манипуляции и ее основные характеристики

1.4. Манипулятивные приемы в рекламе.

1.5. Литература к модулю

1.6. Контрольные вопросы к модулю

1.7. Практические задания к модулю

 

Модуль 2. Манипуляции общественным сознанием

2.1. Роль СМИ в манипулировании общественным сознанием

2.2. Основные элементы массовой коммуникации

2.3. Литература к модулю

2.4. Контрольные вопросы к модулю

2.5. Практические задания к модулю

 

Заключение

Итоговые контрольные вопросы и практические занятия

Литература

 

Модуль 1. Основные понятия

1.1. Понятие о манипуляции

 

Для лучшего понимания проблем манипулирования общественным сознанием, студентам необходимо сначала усвоить основные понятия психологии манипуляции, и, прежде всего, осмыслить сам феномен манипуляции, ее структуру, представление о манипулятивной деятельности. «Манипуляция» - новое явление в отечественной психологии, крайне сложный процесс, характеризующийся эффектом “ускользания” в экспериментальной ситуации, поэтому во многих научных публикациях, посвященных манипуляциям, однозначного их определения не дается, либо оно слишком широко, или их несколько (см, например, Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996.).

Большинство авторов склоняются к тому, что манипуляции осуществляются скрыто, неявно, считая это определяющим признаком этого явления. За исключением, пожалуй, С.Л.Братченко, с точки зрения которого манипуляция осуществляется предпочтительно незаметно для объекта манипулирования, цинично-явный шантаж – тоже манипуляция. Однако, и он согласен, что манипуляция – это эксплуатация одного человека другим. С точкой зрения этого автора студенты могут ознакомиться из его работы «Диагностика личностно-развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов. Псков. 1997».

Следующий важный признак – наличие контроля, причем некоторые авторы считают его одной из важнейших (хотя и не определяющих) характеристик. Особое внимание студентов обращается на то, что, несмотря на акцентирование внимания «на использовании другого в качестве вещей, объектов», мало кто считает, что за этим стоит такое же объектное отношение к людям вообще. Поэтому по признаку «получение выгоды для себя», т.е. самой нравственной оценки явления, можно наблюдать «разброс» позиций от полного признания необходимости манипуляций до полного отрицания возможности их использования, характерного для гуманистической психологии, рассматривающей манипуляцию как нарушение прав человека на свободное самовыражение.

В целом же большинство отечественных психологов предпочитают занимать промежуточную позицию, и манипуляции ими признаются необходимыми, даже приносящими пользу, но в определенных ситуациях (прежде всего в отношениях родитель - ребенок, учитель – ученик и, что особенно важно – в практической деятельности психологов.

В результате обобщения существующих точек зрения на феномен манипулирования, студентам предлагается следующее описания понятия манипулирования людьми. Оно может рассматриваться как использование другого человека в своих целях, для получения собственной выгоды. Другой человек в этом случае превращается в объект, овеществляется, обесценивается. С помощью различных уловок и приемов с ним совершаются различные действия незаметно для него. Психологический смысл манипуляций состоит в том, чтобы контролировать поведение людей, управлять ими, получить над ними власть или преимущества за счет ограничения их свободы, создания такой ситуации, в которой объект манипулирования вынужден вести себя выгодным для манипулирующего образом, не имея выбора или не осознавая его.

Таким образом, цель манипуляций - скрывая свои истинные намерения, побудить другого человека к совершению определенных действий, изменению ценностных установок, представлений и мнений и т.п., одновременно сохраняя у него иллюзию независимости, самостоятельности принимаемых решений или действий. Иными словами, побудить человека к тому, чего он делать не хочет, отвратить от того, к чему он стремится, но при этом создать у него уверенность, что он действует по собственной воле.

Как становится ясно, манипулирование - обесценивание себя, другого и общения. Определяющий его признак – получение выгоды для себя за счет другого, не осознающего это. Манипулирование очень сложный феномен, что предполагает соответствующий подход к его описанию и учет трех составляющих (манипулирующего, манипулируемого, условий, или внешних обстоятельств (включая и саму манипуляцию). Только целостный подход может позволить понять данное явление, которое может рассматриваться в двух аспектах, и как воздействие, и как сложноорганизованная манипулятивная деятельность. В основе такого деления лежат следующие основания: сознательное и бессознательное стремление к использованию манипуляций, целенаправленность и ситуативность, степень зависимости использования манипуляций от внешних и внутренних (личностных) факторов. В первом случае манипуляция направлена на совершение партнером действия, угодного манипулирующему, и, в отличие от второго случая, как правило, не предполагает изменение его ценностей, смыслов, т.е. внутреннего мира. Однако, частое попадание под воздействие манипуляций, изменяет ценностно-смысловое отношение человека к миру, другим людям и самому себе. В этом некоторые психологи видят наибольший вред манипуляций (см, С. Л. Братченко «Диагностика личностно-развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов». Псков. 1997; Л.И. Рюмшина «Психология манипулирования людьми». Ростов-на-Дону. 2003).

 

1.2. Манипулятивная деятельность

 

Для того чтобы понять, что такое манипулятивная деятельность, студентам необходимо, прежде всего, усвоить ее отличие от понятия манипулятивное воздействие. «Воздействие» - промежуточная категория. Она находится между двумя «личностями», где принимает форму «взаимодействия». Любое воздействие предполагает изменение поведения партнера, его мыслей, взглядов и т.д. Специфика манипулятивного воздействия - в использовании этих изменений в своих целях. Но, вероятно, партнер не будет пассивно ожидать этого, он будет как-то реагировать, стараться тоже воздействовать на манипулятора и изменить его поведение. Стремясь к контролю над ситуацией, манипулятор не может этого не учитывать. В любом случае рассматривать манипулятивное воздействие без учета воздействий партнера, мы не можем и тем самым возвращаемся к тому, от чего хотел уйти Е.Л.Доценко - к «взаимодействию» (см, Доценко Е.Л Психология манипуляции. М., 1996).

Учет воздействий другого, а также всей ситуации общения позволяет рассматривать взаимодействие двух партнеров (один из которых манипулирует) как целостную систему, а значит учесть не только результат (состоялась или нет манипуляция), но и проследить динамику разворачивающегося взаимодействия (столкновение целей, мотивов, ценностей и смыслов общения).

Наконец социально-психологический подход может позволить разработать систему противодействия манипуляциям, а не только психокоррекцию их последствий.

Взаимодействие, как и воздействие - может быть ситуативным, так как достаточно жестко регламентируется конкретными условиями. Но, тем не менее, введение данного понятия поднимает манипуляции уже на иной уровень: более сложный, обобщенный, и включает их в деятельность партнеров. Эта категория, исконно отечественная, может быть определена как «динамическая система взаимодействий субъекта с миром» (Психология. Словарь, 1990) и позволяет объяснить роль в жизнедеятельности человека смыслов, ценностей, коммуникативных установок; включить в процесс взаимодействия прошлый опыт субъекта, а сознательная постановка цели – «подняться» человеку над уровнем требований ситуации.

Студентам следует понимать, что речь идет не о технологическом подходе к анализу деятельности, а только осваивающимся учеными смысловом ее анализе. Введение категории “деятельность” позволяет рассмотреть манипуляции сквозь призму достижений промежуточных и конечных целей. Манипулятивное воздействие вкрапливается в общение как “действие” - процесс, подчиненный представлению о достигаемом результате и является единицей манипулятивной деятельности. Она представляет собой систему или совокупность отдельных манипулятивных воздействий. Каждое из воздействий может стать и деятельностью, так как деятельность и действие выделяются не физически, а теоретически, что и отличает смысловой подход к деятельности от технологического анализа. Способы, которыми будет осуществляться манипулятивное воздействие - можно обозначить как операции, особенность которых в том, что они задаются условиями, коммуникативными задачами. Такой подход во многом созвучен изучению совместной деятельности, где воздействия принимают вид, например, предметно-направленных взаимодействий. Однако студентам объясняется, что категория “деятельность” используется не для подчеркивания “деятельностного подхода”, а скорее для обозначения сложных, целенаправленных вариантов целостного подхода.

Манипулятивное воздействие, как и “действие” может быть включено в несколько деятельностей и иметь несколько смыслов. Что особенно важно, смысловой анализ деятельности затрагивает личностную сферу человека, его смысловые отношения к миру, реализуемые деятельностью и действиями (Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н.Леонтьева, 1999). Это во многом объясняет, почему люди манипулируют и некоторые это делают часто, а другие редко.

Таким образом, студенты должны уяснить, что манипулирование людьми может рассматриваться и сквозь призму личностных характеристик манипулятора, прежде всего, ценностно-смысловой сферы, определяющей отношение к себе, другим и миру в целом. С данной точки зрения можно говорить о манипулятивной деятельности - совокупности манипулятивных воздействий. Такая деятельность целенаправленна, обслуживает цель - получить нечто для себя за счет другого, осознанна (или частично осознанна). Формируется она по мере развития личности, с учетом приобретаемого ею опыта общения. Вероятно, это происходит следующим образом: случайное единичное манипулятивное воздействие при положительном подкреплении (ощущении легкого и быстрого получения результата) может сознательно или бессознательно перерасти в манипулятивную стратегию, а затем стать и направленностью личности в общении. Практикуемые все чаще и чаще и с различными людьми, манипуляции становятся нормой жизни и человеческих отношений. Манипулятивная деятельность становится достаточно автономной от внешних факторов и осуществляется, как правило, независимо от ситуации общения, партнера и т.д. Человек уже просто не может не использовать других в собственных целях, так как не видит другого пути. Так формируется манипулятор. Л.Я.Дорфман, например, рассматривая манипулятивное поведение как промежуточную (переходную) форму активности, отмечает, что оно возникает в ситуации рассогласований между базовыми формами активности и выполняет, прежде всего, функцию дифракции, или огибания. Направлено такое поведение на преодоление препятствий, когда базовая форма активности не может быть исполнена в силу каких-то обстоятельств (Л.Я.Дорфман, 1993). Иными словами, “пока не вошло в привычку” манипулирование ситуативно, вынужденная мера, не сопряженная с ценностно-смысловой сферой. Вероятно, в данном случае речь идет о манипулятивных воздействиях. Когда же такое поведение “войдет в привычку”, человек для решения своих проблем будет выбирать окольный путь. В описании манипулятивного поведения Л.Я. Дорфманом есть еще одна важная для нас мысль, связанная с рассогласованием базовых форм. Манипуляция – неконструктивная попытка гармонизации собственных представлений и внешнего поведения.

1.3. Структура манипуляции и ее основные характеристики

 

Манипуляции включаются в коммуникацию, обслуживают ее. Студентам объясняется, что, если бы человеку не нужно было бы вступать во взаимодействие с другими людьми, манипулирование как психологическая проблема просто не существовала бы.

Механизмом манипуляции выступает, прежде всего, внушение, однако не прямое. Содержание внушения включено в передаваемую информацию, которая может и не обладать категоричностью и не оказывать явного давления. Поэтому личность самого суггестора (манипулятора), в отличие от других проявлений этого механизма (например, в гипнозе) может нивелироваться. Иными словами, она не является определяющим фактором и принципиальное значение имеет не авторитет манипулятора (кто манипулирует), а как манипулирует.

Включаясь в процесс общения манипулирование “подчиняется” его закономерностям. Как и всякий коммуникативный акт, оно основывается на кодировании и декодировании информации. Значимость данного явления очевидна, студентам она известна из изучения курса социальной психологии: именно от наличия общего тезауруса, единой системы кода зависит будут собеседники поняты друг другом или нет. Когда речь идет о манипуляциях, один собеседник (выступающий в качестве манипулятора) так кодирует свое сообщение, чтобы его партнер декодировал его не любым способом (именно в этом заключается ограничение свободы партнера), а так, как это угодно манипулирующему. Но приказывать ему он не может (или не хочет), как это можно наблюдать в случае императивного воздействия, где также есть объектность, контроль, принуждение, но нет скрытности намерений, стремления воздействовать на подсознание (С.Л. Братченко, 1997).

Внимание студентов обращается на внутреннюю природу манипуляций. Их структура сложна. Манипуляция полисемантична и имеет два смысловых уровня: один - явный, другой - скрытый. Признаками манипуляции, по мнению отечественных и зарубежных ученых, можно считать наличие двойного воздействия, наряду с произносимым вслух высказыванием (или невербальным знаком), отправитель оказывает и скрытое воздействие. Для успеха манипуляции существенно, чтобы объект манипуляций не догадывался об этом. Для того, чтобы скрытый (манипулятивный) контекст был получен адресатом, явный контекст должен быть значим для него, актуален и т.д. Это связано с тем, что на поведение человека влияет лишь та часть информации, которая имеет смысл. Поэтому “искусство” манипулирования во многом заключается в организации сообщения, в умении правильно сформулировать явный смысл и завуалировать в нем скрытый. Изучение этого - прерогатива психолингвистики, психосемантики, общей психологии. Однако студентам объясняется, что в случае манипулирования процесс кодирования-декодирования информации усложняется смысловой нагрузкой. Интенсивно разрабатываемые в последнее время идеи дискурса (см, например, Филипс Л., Йоргенсен М.В. Дискурс-анализ. Харьков, 2004) позволяют говорить, что в психике человека, в зависимости от ситуации, актуализируется целый комплекс различных смысловых структур. Поэтому оба уровня манипуляции могут обеспечиваться многочисленными смысловыми сообщениями. Часть из них обслуживает “явный смысл”, обеспечивая прохождение “скрытого”. Например, одно сообщение воздействует на потребности объекта манипуляции, другое - на эмоциональную сферу и т.д.

Манипулятивный уровень тоже может обеспечиваться несколькими сообщениями. Не полагаясь на удачу манипулирующий усиливает таким образом свою позицию. Каждое из сообщений, являясь манипулятивным воздействием, обеспечивает определенную деятельность, конечный результат которой, например, побудить партнера что-то сделать или изменить его намерения.

Таким образом, можно говорить о разной сложности манипуляции. Чем больше в ней иерархически структурированных взаимосвязанных смысловых сообщений, тем более эта деятельность застрахована от случайностей.

Манипулятивный уровень может организовываться огромным количеством способов. Каждый вновь «появившийся манипулятор» вносит свою лепту в их разнообразие. Как отмечает Э.Шостром, современный манипулятор не стоит на месте. Он развивается и беспрестанно совершенствуется в выборе средств манипулирования (Э. Шостром, 1992)..

Вниманию студентов предлагается следующая классификация манипуляций. Манипуляция осуществляется за счет соответствующей “работы” с внешними параметрами и внутренними (психофизиологическими, общечеловеческими и культурно специфическими, личностными особенностями манипулируемого).

Первый способ связан, прежде всего, с информационным потоком:

опустить часть информации или исказить ее,

- обобщить информацию до неузнаваемости,

-выдумать ложную информацию,

-задать вопрос и не дать возможности ответить,

-сослаться на авторитеты (прием “САМ сказал”),

-метафоры, юмор, шутки, если их применяют с целью обескуражить партнера, лишить уверенности, унизить.

Второй способ – использовать личностные слабости людей:

-вызвать чувство вины (ученые гуманистической ориентации считают это одним из самым сильным способом),

-польстить,

-вызвать жалость к себе, или у партнера к самому себе,

-воздействовать на тщеславие (“приобщить” к значимым другим, элитной для субъекта группе), конкретные интересы и потребности и т.п.

Общечеловеческие:

-эксплуатирование страстей, естественного любопытства, желаний, влечений, (особенно сексуальных, как наиболее сильных из них), психофизиологических потребностей и др. Сюда же может быть отнесено влияние на архетипические слои бессознательного, ментальность. При чем противостоять такому уровню манипулирования крайне трудно.

Механизм осуществления манипуляций может быть описан в русле теории когнитивного диссонанса Фестингера, законов восприятия, предложенных гештальтпсихологами (прежде всего эффекте незавершенного действия), теории поля Курта Левина, “редукции напряжения”, понятия фасцинации (А.А. Брудный, 1977) и некоторых других. Суть сводится к следующему: вызвать внутри человека дисбаланс, диссонанс, внутренний дискомфорт. Стараясь восстановить утерянное равновесие, человек с явным получает и скрытый смысл сообщения. Чтобы это произошло именно по этой схеме, человека нужно лишить свободного выбора, точнее создать его иллюзию. Обеспечивается это за счет своеобразной организации условий прохождения манипуляции, создания или использования уже имеющейся ситуации, невыносимой для объекта манипуляций и удобной для манипулятора. Для этого могут использоваться эмоции, в зависимости от обстоятельств отрицательные, или положительные. Главное – они должны быть очень сильными, заполонить человека, не дать возможности вернуться на рациональный уровень, прийти в себя и спокойно обдумать ситуацию. Например, может использоваться знание того, что люди обращают внимание на то, что им нравится или пугает; интерес к информации повышается с ростом риска; положительные эмоции стимулируют, отрицательные ведут к избеганию объекта их вызывающего, ожидание опасности при этом усиливает поиск соответствующей информации.

Это может быть и уклончивость в изложении собственной позиции, использование туманных слов и метафор (говорить много и о ни о чем, постоянно меняя темы разговора). В этом вербальном потоке партнеру трудно выделить главную мысль, он теряет бдительность. Тоже наблюдается, когда заведомо дается информация, подвергаемая критике. Жертвуя ей, манипулятор добивается, принятия другой информации (это прием “переключение внимания”). Нагнетаемое ощущение срочности тоже способствует манипулированию.

Часто условия обеспечиваются средствами невербальной коммуникации:

-без необходимости громкого голоса,

- очень быстрого или напористого темпа,

-уменьшения дистанции, “нависания” над человеком, чаще, стоя сзади,

-неискренней улыбки (“непрямое манипулирование” по терминологии ученых гуманистической ориентации),

-искусственных слез,

-паузы, вынуждающей другого говорить,

-продолжительного, пристального взгляда.

Внимание студентов обращается на то, что такое деление достаточно условно и необходимо лишь для более корректного научного исследования. На самом деле, и условия, и способы могут переходить друг в друга, перемеживаться (вопросы, например, тоже могут выступать как способ организации манипуляции).

 

1.4. Манипулятивные приемы в рекламе.

 

Реклама является продукцией СМИ, поэтому внимание студентов обращается на возможность использования манипулятивных приемов в рекламе. При этом отмечается, что, точно также как внушение способствует в дальнейшем самовнушению, манипуляции, «оседая» внутри человека, постепенно начинают «самовоспроизводиться». Тогда можно говорить о вторичной манипуляции. Именно на это рассчитаны манипулятивные приемы в рекламе: товар должен быть куплен не один, а много раз. Потребитель должен «привыкнуть» к его покупке.

Вниманию студентов предлагаются конкретные примеры вкрапления манипуляции в рекламную продукцию. Исходя из анализа литературы, чаще всего используются следующие приемы.

1. Идущее издавна, выделение курсивом, шрифтом, подчеркиванием определенных слов, которые, складываясь в местоимения, слоги, фразы, обладают конкретным, но уже другим смыслом («совершеннОКОНкретное КАЧЕСТВО»», приводимая ранее «МО бильна Я СВЯЗЬ», «Привати за ция», «Н ам Д орога Р оссия», «ПРАВ ое дело». Выделенные буквы, слоги, прочитываемые в общем контексте, «западают» в голову читающего помимо его воли. С целью создания большей побудительной силы часто используются «за», «моя», «прав» и т.п. Однако, внимание студентов обращается на то, что не каждое подчеркивание букв, выделение слов различным шрифтом можно считать манипулятивным приемом. Например, в рекламе «Насосы, Котлы, Трубы т.» различный шрифт используется для перечисления товара, не создает скрытого смысла и манипуляцией не является.

2. Открытые вопросы, которые привлекают внимание вследствие своей незавершенности. Как уже отмечалось, незавершенный гештальт лучше запоминается. «Сцепляясь» с определенной информацией, использование вопросов, как предполагается, будет актуализировать ее (как, например, слоган рекламы пива «Клинское» «Кто пойдет за Клинским?» или пива «Толстяк» «Где ты был?»). Вопросы имеют самое непосредственное отношение к смыслу существования человека, и очень часто встречаются именно в таком виде: «Быть или не быть?», «Как жить?», «Что делать?» Использование их в экзистенциальном значении усиливает их манипулятивное воздействие, так как они апеллируют к глубинным слоях коллективного безсознательного. В рекламной продукции можно встретить и такое их применение. Например, в рекламе издательского дома «Коммерсантъ» «Что делать?», «Где жена?» Такая реклама очень прочно запоминается, так как актуализирует целый комплекс дополнительных вопросов, также связанных с бытийными ценностями.

3. Ссылка на авторитеты («Сам сказал»), которыми, в зависимости от категории респондентов, могут выступать эстрадные певцы, простой обыватель («хорошо информированный гражданин», как у юродивых), референтная группа («все», «хорошие хозяйки», «продвинутая молодежь» и т.п.) - тоже очень древний прием.

4. Размывание понятий. Для этого используются слова, имеющие несколько смыслов («справедливость», «демократия», «гражданское общество», «рыночная экономика», «свобода слова» и другие недавно появившиеся в лексиконе россиян). Они многозначны, могут трактоваться по-разному в различных культурах, что позволяет, как правило, политикам, «играть» словами. Для большей успешности при этом исключаются слова, устоявшиеся в общественном сознании.

5. Подмена имени и предмета – простой, но необходимый манипулятивный прием. Он заключается в сокрытие истинного имени, или его замене другим, часто противоположным. Этот прием тоже используется, прежде всего, в политической рекламе, предвыборных кампаниях, когда политических оппонентов называют «фашистами», «нацистами» и т.д., словами, имеющими конкретный негативный смысл. Подмена предмета используется в политических дебатах (перескакивание с одной темы на другую, прием «переключение внимания»), Наблюдающий за спором теряет нить рассуждений и ему навязывается нужное манипулирующему умозаключение. Или в коммерческой рекламе перечисляется огромное количество химических компонентов крема, из чего потребитель, мало что понимающий в этом, должен понять главное – крем надо купить.

6. Использование чисел. Так как человек свято верит в числовую информацию, свое «очарование» они распространяют и на текст, который его сопровождает. Поэтому многие политики в рекламных акциях пытаются преувеличить их, а рейтинги, представляя собой цифровое выражение общественного мнения, могут создавать имидж политика. Еще чаще используются «средние показатели». С одной стороны, это цифры, но относительно отражающие действительность. Магически действуют на сознание, привлекают непроизвольное внимание потребителей цифры, приводимые и в коммерческой рекламе.

«Скоро», «срочно», как правило, за счет нагнетания обстановки создают условия для манипулирования. Их достаточно часто можно встретить в рекламной продукции, «сцепленной» с цифрами: «Распродажа. Цены снижены на 50%». Однако, если это неправда, то речь идет еще и о недобросовестной рекламе.

Образы детей и животных создают положительный фон, тем самым формируют положительное отношение к товару. У женщин образы детей воздействуют на материнский инстинкт, оставляют эмоциональный след, и информация хорошо запоминается, у мужчин - ассоциируются с образом слабого, вызывают потребность покровительствовать. Это, в свою очередь, повышает его статус в собственных глазах, что также сопровождается положительным эмоциональным фоном. Дальше срабатывает уже описанная схема. Студентам приводится в качестве примера один из телероликов Nescafe: показ рядом с мужчинами детей сопровождается песней, где так и указывается: «…быть сильным мужчиной и нежным как мать».

Внимание студентов обращается на то, что образы женщин и детей могут использоваться в рекламе и с другой целью. Давно уже известно, что часто именно дети «уговаривают» взрослых покупать самые разнообразные товары (продукты, мебель и т.д.). Механизмом в данном случае выступает идентификация детей с «рекламным героем-ребенком».

Как отмечают ученые, есть три темы, аппелирующие к бессознательным пластам и почти всегда вызывающие интерес: секс, криминал, связанный с насилием, и успех. Все они могут создавать условия манипулирования. В связи с этим студентам предлагается ознакомиться со статьей Грошева И.В. Гендерные образы рекламы. Ж. «Вопросы психологии». 2000. №6.

Что касается секса, то здесь лидирует женское тело, исторически отождествляемое с сексуальностью и природой (плодоношением). Реклама превращает в товар образ женщины, включая ее тело, - один из самых главных символов в мифологии потребления.

Кроме сексуального контекста образ женщины в рекламной и коммерческой информации представлен через призму бытовых ролей. При этом реклама обращается именно к женщине как человеку, организующему семейное потребление. В последнее время в рекламе косметики, бытовой техники стал появляться и образ «современной женщины, которая живет в ногу с эпохой прогресса и достижений». Использование женских образов или обнаженной женской натуры в рекламе предназначенной для женщин ориентировано на феномен идентификации.

Как пишет И.В. Грошев, включение того или иного товара в символический обмен происходит одновременно с «овеществлением» ценностей, господствующих в данном обществе. Реклама «овеществляет» человека. Но она превращает в товар и взаимоотношения, ценности, связанные с людьми. Получая явный смысл (как чисто стирает порошок, какое хорошее пиво и т.д.), человек получает и скрытый смысл: информацию о том, кто хорошая хозяйка, как должна выглядеть «продвинутая молодежь», в чем проявляется мужская дружба, как должен вести себя ученик, если не готов к контрольной работе. В рекламе зубной пасты Pepsodent дается однозначный ответ: солгать, сказав, что «зубы болят». И.В.Грошев вообще склонен рассматривать шаблоны нашего восприятия межполовых отношений как своего рода «социальные архетипы» человека. К ним могут быть отнесены и родственные связи «отец-сын», «муж-жена», «мать-дочь» и др. По степени эксплуатации в современной рекламе они уступают только образу женщины.

С целью создания соответствующего фона могут использоваться также музыка, цвет (например, красный цвет как возбуждающий элемент «секс-призыва»), ритм, метафоры и т. п. В качестве манипулирования могут использоваться эффективные семантические, лингвистические модели, которые специально делаются расплывчатыми, но именно поэтому оказывающими воздействие (например, ”Это любят все”). Это так называемое недирективное внушение. Сюда же может быть отнесено и использование приставки «био». Как отмечает С.Кара-Мурза, на подсознание оказывает сильное воздействие слово «жизнь», в том числе и производная от него «био». Оно имеет еще и добавочную манипулятивную силу, так как асоциируется с наукой и ее авторитетом.

 

 

1.5. Литература к модулю

19. Бандура А., Уолтерс Р. Принципы социального научения // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 55-61.

20. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов. Псков. 1997. 68 с.

21. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М., 2002. 288 с.

22. Грошев И.В. Гендерные образы рекламы. Ж. «Вопросы психологии». 2000. №6.

23. Доценко Е.Л Психология манипуляции. М., 1996. 344 с.

24. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1995. 208 с.

25. Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении //Вопросы психологии. 2002. №6.

26. Кара Мурза. C. Манипуляция сознанием.М., 2000. 688 с.

27. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 41-49.

28. Марголина Е.Л., Рюмшина Л.И. Манипуляция как психологический феномен // Прикладная психология,.М.: Магистр, 1999. № 4. С. 65-74.

29. Рюмшина Л.И. Психология манипулирования людьми. Ростов-на-Дону. 2003. 144 с.

30. Рюмшина Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе. М. 2004. 240 с.

31. Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. СПб.: Питер, 2000. С.148-170

32. Скиннер Б.Ф. Технология поведения // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова М.: Изд-во политической литературы, 1996. С. 29-45.

33. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М.: Гардарики, 1999. 397 с. Раздел 15. С.274-288.

34. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н.Леонтьева, М.- «Смысл». 1999

35. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. Минск, 1992. 128 с.

36. Щербатых Ю. Искусство обмана. СПб.: Азбука-Терра, 1997. 368 с.

 

1.6. Контрольные вопросы к модулю

 

1. Что такое манипуляция.

2. Чем отличается манипулятивное воздействие от манипулятивной деятельности.

3. Какова структура манипуляции.

4. Каково отношение к манипуляциям отечественных психологов

5.Каким предстает манипулятор в трудах отечественных психологов

6.В чем отличие и сходство представлений о манипуляциях в зарубежной и отечественной литературе

7. Какова роль манипуляций в жизни личности и общества

8.Возможно ли бытие личности без манипуляций

9. Какие способы манипулирования вам известны.

 

1.7. Практические задания к модулю

Практическое задание 1. Тема: «Личность манипулятора»

Для осмысления проблем манипуляции общественным сознанием важно понять основные личностные характеристики лиц, склонных к осуществлению манипулятивной деятельности.

В связи с этим студенты в группах по четыре-пять человек составляют портрет «манипулятора». Затем проводится обсуждение и сопоставление этих портретов.

В продолжение этой темы студентам предлагается выбрать человека из числа российских политиков, общественных деятелей настоящего или прошлого, который мог бы быть охарактеризован как манипулятор. Наличие у него манипулятивных склонностей доказывается на основании биографических данных, его высказываний, конкретных поступков.

 

Практическое занятие 2. Тема «Способы противодействия манипуляциям».

Студентам предлагается описать наиболее типичные жизненные ситуации, провоцируемые манипуляции. Некоторые из них (например, покупка вещей в магазине или на рынке) разыгрываются в группе. В процессе их обсуждения обращается внимание на то, почему человек избрал именно этот способ взаимодействия, какие средства использовал «манипулятор» и как противодействовал им «объект» манипуляций.

Дальнейшая работа проводится в парах, где студенты вспоминают и рассказывают друг другу конкретные случаи из собственной жизни, в которых они оказались объектом манипуляций. При этом особое внимание обращается на переживания этой ситуации, желание или отказ в дальнейшем сотрудничестве с «манипулятором». Если ситуации оказалась неразрешенной, студентам предлагается в группе проиграть ситуацию, выбрав более адекватные способы противодействия манипуляциям.

 

Модуль 2. Манипуляции общественным сознанием

2. 1. Роль СМИ в манипулировании общественным сознанием

 

Итак, студентам предлагается следующее определение манипулирования общественным сознанием. Его можно рассматривать как сложно организованную манипулятивную деятельность, как правило, группы людей (правительства, партий и т.д.), или личностей (лидеров религиозных сект и т.п.), выражающих мнение и желания какой-то социальной группы. Деятельность эта осознанна и целенаправленна.

Манипуляции общественным сознанием изучены плохо, несмотря на то, что упоминание о них можно найти еще у Платона. В “Государстве”он писал о существовании “хорошей лжи”, “добродетельном обмане”, которые правителям надлежит применять как против неприятеля, так и для пользы своего государства (Платон. Соч. в 3-х томах. Т.3, Ч.1., М., 1971). Еще более подробное описание манипулятивной деятельности правителей можно найти у уже упомянутого ранее Макиавелли (Н. Макиавелли. Государь. М.: Планета. 1990). Он предложил государям “свод советов”, представляющий собой серию шагов-манипуляций, которые могут привести к успехам в управлении государством. В их основе лежит утверждение Макиавелли, что люди в целом неблагодарны, непостоянны, склонны к лицемерию и обману (“дурны”). Поэтому государь, если хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться им по надобности. Желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с людьми, чуждыми этого. Отдельные действия (по существу манипулятивные воздействия), согласно Макиавелли, не дадут желанного эффекта, а могут только озлобить народ, вызвать его ненависть. Поэтому и нужна дальновидная, осмысленная, целенаправленная деятельность, причем очень гибкая, исполнение которой зависит от ситуации. В “душе” государь всегда должен быть готов к тому, чтобы переменить направление, если события примут другой оборот. По возможности ему нужно не удаляться от добра, но при надобности “не чураться” и зла. Поэтому разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие дать его. Для этого надо найти благовидный предлог, а главное - уметь прикрыть его. Государь должен уподобляться льву и лисе одновременно. Ему необязательно обладать добродетелями (Макиавелли указывает их пять - благочестивость, сострадание, верность слову, милосердие, искренность), но нужно выглядеть обладающими ими. Ну а главное - государи должны стараться сохранить власть и одержать победу любыми путями. Какие бы средства для этого не употреблялись, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо “чернь” прельщается видимостью и успехом. Но делать это надо не путем злодеяний и беззаконий, а в силу благоволения сограждан, для чего требуется не доблесть или удача, но скорее удачливая хитрость.

Отмечается, что советы Макиавелли оказались очень “живучимы” и манипуляции существуют при любом общественном строе. В нашей стране, в советский период предполагалось, что манипуляции как вид психологического воздействия используются только в буржуазной пропаганде. В постсоветском обществе манипулирование общественным сознанием стало одной из самых актуальных проблем, имеющих самое непосредственное отношение к появившимся совсем недавно понятиям “черный РR”, “грязные технологии” и пр. По мнению А. П. Назаретяна, сублиминальное (подпороговое) коммуникативные воздействие, происходящее помимо внимания и сознания адресата, их неотъемлемый элемент (А.П. Назаретян, 2001).

Однако, студенты должны понимать, что, несмотря на то, что в советском обществе проблема манипулирования общественным сознанием не ставилась, само оно имело место и даже было очень эффективно. В условиях любого тоталитарного режима - это одно из основных способов воздействия и контроля над гражданами, благодаря чему удается держать людей в повиновении, заставляя верить их в любые внушаемые им идеи. Достигается это различными средствами. Вот, например, некоторые из них (Ю. Щербатых, 1997):

- убеждение, что цель правящей власти - говорить только правду (неслучайно, поэтому, что главная газета в нашей стране в советский период называлась " Правда"). На фоне правдивой информации легче “провести” скрытый смысл.

- взращивание у народа чувства собственного величия (" великий советский народ" или " высшая раса" в фашистской Германии). У людей, пребывающих в состоянии собственного величия, понижается критичность. Это одно из условий манипулирования.

- подавление инакомыслия. При чем диссиденты обвиняются виновными не в противостоянии режиму, а всему народу, становятся " врагами народа". Эксплуатация чувства “мы” и “они” - один из способов воздействия на архетипы человека.

- безграничное восхваления руководителя страны, авторитет которого признается непререкаемым (прием “ссылка на авторитеты”). Для этого может, например, использоваться преемственность идей вождей. При этом “вождизм” - не только безудержное восхваление одного человека, это выделение особой группы носителей и толкователей якобы единственной социальной истины.

Манипулировать общественным сознанием помогают средства массовой информации. “Массовая коммуникация (МК) - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (печать, радио. кинематограф, телевидение) на численно большие, рассредоточенные аудитории”. Это определение выделяет родовые свойства МК как разновидности общения” (Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В. Мочалова, 2000, с.31). Как в любом общении в массовой коммуникации могут найти место манипуляции. Осознанно или нет, но журналисты могут выступать проводниками такой идеологии. Осуществляется это, например, благодаря следующим приемам (Ю. Щербатых, 1997):

- умалчивание (утаивание информации, полуправда);

- селекция (избирательный пропуск только одной информации);

- искажение информации (преуменьшение, преувеличение, нарушение пропорций, выпячивание);

- конструирование информации (выдумывание ложных данных, не существующих в реальности).

Таким образом, как могут заметить студенты, в ход идут уже описанные ранее средства и способы манипулирования.

Студентам объясняется, что СССР был сложной, иерархически построенной системой, державшейся в основном на нескольких незыблемых идеях-символах и на отношениях авторитета. Их утрата – губительна для подобного рода устройств. В период перестройки на все еще тоталитарное мышление граждан были наложены идеи неизвестной им ранее демократии, вместе с которыми СМИ привнесли еще и другие (более современные) западные технологии:

6. Помимо замалчивания «ненужной» информации стало применяться «потопление» важного, неподлежащего обнародыванию сообщения. В хаотичном потоке бессмысленной, бессвязной информации оно проходило почти незаметно. Для этого может применяться и реклама, мешающая сосредоточиться и лишающая весомости прерванную информацию.

7. Серая и черная пропаганда. Корнями она уходит в американские технологии ведения психологической войны против СССР во второй половине 20 века, а потом и внутри страны. Белая пропаганда – пропаганда, которая распространяется и признается источником или его официальными представителями. В отличие от нее, серая пропаганда – пропаганда, которая не идентифицирует специально свой источник, а черная – пропаганда, которая выдается за исходящую из иного источника, чем подлинный. Отсюда «нежелание раскрывать источник информации», «ссылка на высокопоставленных лиц, пожелавших остаться неизвестными». В итоге, источник информации не идентифицируется, и за ложную информацию СМИ ответственности не несут.

8. Дробление и срочность: разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты так, чтобы потребитель информации не смог связать их воедино и осмыслить проблему (статьи в газете разбиваются на части и помещаются на разных страницах; текст или телепередача разбиваются, опять-таки, рекламой). Нагнетаемое ощущение срочности также резко усиливает манипулятивное воздействие.

9. Сенсационность, способствующая дроблению информации и сокрытию важных событий. В дальнейшем этот прием стал широко использоваться в рекламе.

10. Поддержание уровня нервозности негативными сенсационными сообщениями. Нервозность, ощущение непрерывного кризиса, резко повышает внушаемость людей и снижает способность к критическому восприятию действительности. Нарушение привычной, стабильной социальной обстановки повышает ситуативную внушаемость.

 

2.2. Основные элементы массовой коммуникации

Внимание студентов обращается на то, что массовая коммуникация, являясь разновидностью опосредованного общения, обладает определенными специфическими особенностями. Во-первых, это канал (техническое средство), с помощью которого передается информация, во-вторых, это превращение человеческого общения в массовое (фактически общаются не отдельные люди, а целые социальные группы и общности), в-третьих, общение в условиях массовой коммуникации обязательно носит организованный характер.

Важнейшим условием функционирования массовых информационных процессов является система, состоящая из источника, получателя, связанных каналом движения сообщения. Студентам предлагается обратиться к модели американского ученого Г.Лассуэллом для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации, приводимой Г.М.Андреевой. Модель включает пять элементов:

6. Кто? (передает сообщение) - Коммуникатор.

7. Что? (передается) - Сообщение

8. Как? (осуществляется передача) – Канал

9. Кому? (направлено сообщение) - Аудитория

10. С каким эффектом - Эффективность

В массовой коммуникации, в отличие от межличностной, прямой и двусторонней, источник сообщений (коммуникатор) является некоторой организованной группой, действующей в интересах другой системы более высокого уровня, какой может быть государство, партия, социальное движение. Коллективный характер МК способствует вольному или невольному искажение передаваемой информации, так как в условиях опосредования увеличивается количество партнеров, одновременно вступающих в общение. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В считают, что в современных условиях в качестве коммуникатора выступает коммуникативная корпорация, которая представляет собой общественную систему. В нее включаются: с одной стороны, законодательство по СМИ, осуществляющее государственный контроль за коммуникацией, интересы инвесторов, рекламодателей и владельцев СМИ и социальный заказчик определенного информационного продукта; с другой стороны, система управления коммуникативной организацией, собственно творческий коллектив (рекламные агентства в том числе) и технические службы, создающие информационный поток, а также внешние и внутренние источники информации.

В целом сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция может быть в виде активации, т.е. побуждение к действию в заданном направлении. Она может быть интердикция, т.е. тоже побуждение но, наоборот, не допускающее определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Это может быть дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности. Второй вид – констатирующая информация. Она не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя, в конечном счете и в этом случае общее правило человеческой коммуникации действует.

Внимание студентов обращается на то, что большое значение имеет и канал передачи информации. История развития СМИ показывает, что появление каналов осуществлялось следующим образом: печать, радио, телевидение, Интернет. Однако это не означает, что с появлением нового канала передачи информации, предшествующие перестают функционировать. Меняются только приоритеты. Сегодня наиболее значимым для общественного и индивидуального развития является телевидение.

С точки зрения информационного подхода, как отмечают московские ученые (с этой точкой зрения студенты могут ознакомиться Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В. Мочалова, Психология телевизионной коммуникации, 2000), цель массовой коммуникации состоит в информировании человека о некоторых сторонах окружающего его мира. Соответственно, телевидение рассматривается как канал передачи определенного содержания, а творческая деятельность работников телевидения (коммуникаторов) - как средство этой передачи. С точки зрения коммуникативного подхода, взаимоотношения коммуникатора, самого канала и зрителя выглядят принципиально иначе. Включая телевизор, человек расширяет рамки своего обычного обитания и вступает в отношения с искусственной средой существования. Он “проживает” часть своей жизни в ней, и уровень его погружения в нее зависит как от того, насколько творцам этой среды удалось учесть и закодировать все аспекты процесса общения, так и от готовности зрителя участвовать в процессе декодирования смыслов, заключенных авторами в телесообщении. При этом его реальное содержание выступает как предмет, по поводу которого происходит или организуется общение.

Таким образом, схема телекоммуникации выглядит следующим образом: коммуникатор - сообщение - реципиент. Место “манипулированию” можно найти в каждом звене. По существу вся история исследований СМИ, в основе которой лежат представление об их влиянии на аудиторию, так или иначе, подтверждает это.

Начинается история исследования влияния СМК с ХХ столетия, когда в психологии массовой коммуникации господствовали взгляды бихевиористов. Целью коммуникации было признано изменение у аудитории социальных установок, суждений и т.д. Все внимание было сосредоточено на организации сообщения и поведении коммуникатора. Так как реципиент представлялся пассивным звеном (объектом) в цепочке коммуникатор - сообщение - реципиент, то здесь и было место манипуляциям, так как сохранялась одна из главных их составляющих - объектное отношение к партнеру, пусть даже разделенному техническими средствами.

Однако и представления о реципиенте как равном партнере по общению, характерное для социального конструктивизма, оставляет место для манипуляций. Согласно этому научному течению, за СМК признается огромное влияние на “конструирование” социальной реальности, но оно не универсально. Внимание студентов обращается на то, что анализ социального конструктивизма не входит в задачу данного спецкурса. Тем не менее они должны понимать, что согласно первым, СМК являются таким же активным и полноправным элементом социальной ситуации, как и социальные группы и индивиды, которые попадают во все увеличивающуюся зависимость от информации СМК и используют ее для ориентации в своем собственном социальном окружении. При этом СМК реконструируют картину мира согласно социальному заказу, создают искусственную информационную среду в обществе. Степень вовлеченности аудитории в такой тип коммуникации будет зависеть от уровня нестабильности социальной системы. Чем не стабильнее общество, тем выше его потребность в информации, ориентировании, определении приоритетов и ценностей, что стимулирует процесс коммуникации.

Таким образом, внимание студентов обращается на то, что функционирование конкретных каналов массовой коммуникации характеризуется определенной ценностной ориентацией деятельности коммуникаторов. При этом получение информации от определенного канала может использоваться в целях манипулирования сознанием человека: сообщение, получаемое от привычного, любимого канала, оказывается более значимым и важным, чем сообщение, воспринятое от канала, не заслуживающего доверия. Именно поэтому для размещения рекламы, например, имеет значение рейтинг того или иного телеканала, газеты и т.п.

Сообщения адресуются не конкретным личностям, а аудитории, предпочтительно одинаково ориентированной в своих интересах и деятельности относительно определенных ценностей. Можно сказать, что аудитория СМИ – общество в целом. С функционированием конкретного канала массовой коммуникации связаны понятия потенциальной и реальной аудитории. Потенциальную аудиторию определяет количество людей, интересы которой ориентированы относительно информационной продукции данного канала массовой коммуникации и которые могут стать ее получателями. Реальная аудитория – та часть потенциальной аудитории, которая фактически воспринимает его продукцию. Коммуникаторы стараются максимально увеличить реальную аудитории за счет потенциальной. Размер как потенциальной, так и реальной аудиторий представляет особый интерес для рекламодателей, политтехнологов и т.д. В последние годы активно развивается аудиториометрия – методика и техника измерений мгновенных объемов аудитории электронных СМИ (телевидения, радио, Интернета). На основе полученных замеров делается медиапланирование – процесс размещения рекламных и пропагандистских материалов. Это позволяет говорить об особом научном направлении – аудиториологии, предмет которой – специфические закономерности поведения аудитории в массовой коммуникации и отношения аудитории к тем или иным медиаобъектам.

Аудитория обладает свойством «текучести». Поэтому необходимы постоянные исследования, позволяющие определить потенциальную и реальную аудиторию.

Внимание студентов обращается на то, что в последнее время для разработки технологий манипулирования сознанием СМИ используют данные социодинамики культуры – большой междисциплинарной области науки. Прежде всего речь идет о «подстройки» к аудитории, т.е. знание ее культурного профиля, языка, типа мышления, характера восприятия информации.

Эффективность средств массовой коммуникации, как становится ясно, определяется многими факторами. В массовой коммуникации более чем в любом другом виде человеческой деятельности, проявляются наряду с явными и скрытые функции. Наиболее опасным для целей массовой коммуникации является дисфункциональный «эффект бумеранга» - явление, которое характеризуется результатом, прямо противоположным искомому. Поэтому, например, идеально созданное с точки зрения рекламистов рекламное сообщение может приводить к уменьшению продаж. Этот эффект возникает при явном несовпадении ценностей, на которые ориентирован в своей информации коммуникатор, и ценностей его аудитории. Следует иметь в виду, что из-за разнородности аудитории практически любая передача информации в какой-то мере вызывает не только функциональный, но и дисфункциональный эффект. Коммуникаторы поэтому стараются предвидеть возможные дисфункции и свести их к минимуму за счет совпадения важнейших социальных установок источника и аудитории. В связи с этим часто сообщения содержат указание (или хотя бы намек) на то, что предлагаемую точку зрения разделяют большинство в группе (обществе) или уважаемые многими личности в данной человеческой общности («Все любят… Молодежь выбирает…» и т.п.). Люди чувствуют себя увереннее, когда они знают о поддержке со стороны других. Известно, что, даже находясь в меньшинстве, человек восполняет нехватку уверенности работой воображения относительно вероятности перехода большинства на его сторону.

Актуальность информации может достигаться, например, и с помощью отбора таких сообщений, которые содержат новое и интересное для реципиентов, позволяют им испытывать чувство включенности в событие. В случае манипулирования сознанием, аудитория не только захватывается, но и присоединяется и удерживается. Устанавливается такой положительный контакт, который будет сам себя поддерживать, воспроизводиться без особых усилий рекламодателей. С.Кара-Мурза (см, Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М. «Алгоритм». 2000) различает «присоединение по…» и «присоединение к…». Первое – контакт, который поддерживается в силу каких-то объективных признаков общности (например, русская пресса за рубежом). С целью оказания манипулятивного воздействия в основном используется «присоединение к…» (ценностям, действиям и т.д.). Чтобы войти в одну общность с потребителями, в зависимости от культурных и личностных ценностей, вырабатывается особый язык и манера обращения: в политической рекламе – россияне, сограждане и т.п. Тем самым осуществляется стремление показать «мы одной с тобой крови». Поэтому очень часто используются уклончивость в изложении своей точки зрения, применение абстрактных, туманных слов, метафоры, поговорки. Студентам еще раз напоминается, что самое эффективное присоединение, вплоть до фанатического заражения, наблюдается в случае «попадания» в глубинные слои аудитории – архетипы. По мнению некоторых ученых, манипуляция в таком случае подключается к огромным скрытым «энергетическим ресурсам» архетипов и тем самым приобретает дополнительную силу.

Внимание студентов привлекается к острой дискуссии, развернувшейся в последнее время. Речь идет о роли и функциях СМИ, особенно ТВ, в жизни общества.

 

2.3. Литература к модулю

1. Гримак Л.П. Гипноз и телевидение (истоки нашей страсти к телевидению) //Прикладная психология. 1999. № 1. С. 74-81.

2. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2002. Т.1.335 с.

3.Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М. «Алгоритм». 2000. – 688с.

4. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М. 2000. – 362с.

5. Мурсалиева Г. Междуцарствие в головах: новейшая история российского сознания. М. Смысл, 2006. – 399 с.

6. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. Лекции. - м.: ПЕР СЭ, 2001. 112 с.

7. Психология и ее приложение. Т.9. Вып.1. М. 2002. – 276с.

8. Рюмшина Л.И. Психология манипулирования людьми. Ростов-на-Дону. 2003. 144 с.

9. Рюмшина Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе. М. 2004. 240 с.

10. Щербатых Ю. Искусство обмана. С.-Петербург. 1997.-368с.

 

 

2.4. Контрольные вопросы к модулю

7. В какой продукции средств массовой коммуникации больше всего манипуляций

8. Какова роль СМИ в манипулировании общественным сознанием

9. Возможна ли продукция средств массовой коммуникации без манипулятивных приемов

10. Какие уловки, проводимые с информационным потоком, вы знаете. Приведите примеры и прокомментируйте их.

11. Какой вид массовой коммуникации (радио, телевидение, печать, кинематограф, Интернет) в большей степени способствует манипулированию информационным потоком.

12. Можно ли соблюсти в стране свободу слова и в тоже время сохранить психическое здоровье нации от возможного вредного влияния СМИ?

 

2.5. Практические задания к модулю

Практическое задание 1. Тема «Социокультурные предпосылки манипулирования».

Для осмысления причин манипулирования общественным сознанием важно понять его социокультурные предпосылки. Разные культуры в разной степени будут поощрять или не одобрять применение манипуляций. В связи с этим студентам предлагается подобрать пословицы, афоризмы, высказывания великих людей, иллюстрирующие представление о манипуляциях в различных культурах (например, “на всякого мудреца довольно простоты”, “Самое верное средство остаться бедным – быть честным человеком” (Наполеон 1), “Если ты пользуешься доверием, не обманывай даже злодея” (Хун Цзычэн), “Без совести и при большом уме не проживешь” (М.Горький).

 

Практическое задание 2. Тема «Законодательное регулирование воздействия средств массовой коммуникации»

Студентам предлагается обратиться к Закону о средствах массовой информации и найти в нем статьи в той или иной мере касающиеся запрещения использования манипулятивных приемов в СМИ. В группе обсуждается, как они согласуются с другими статьями Закона.

 

Практическое задание 3.Тема «Манипулятивные приемы в печатной продукции»

Студентам предлагается в статьях, рекламе, публикуемых в трех газетах найти манипулятивные приемы, классифицировать их и обсудить в группе возможности применения манипуляций в средствах массовой коммуникации.

 

 

Заключение

Средства массовой коммуникации выполняют разнообразные функции, связанные с широким психологическим воздействием на человека. Это социальный контроль и управление, формирование общественного мнения, реализация социальной активности членов общества, распространение культуры, развлечение, обеспечение контакта с другим человеком, социальная ориентировка и многие другие. В целом, СМИ в современном обществе во многом обусловливают те знания, которые человек получает о мире и создают у него социально-психологические установки – внутреннюю готовность человека к каким-либо действиям.

Влияние средств массовой коммуникации достаточно велико при любом режиме. Особенно это справедливо по отношению к телевидению, которое, по мнению некоторых ученых, обладает особым " гипнотическим" свойством и, если внушенные телеэкраном установки не реализуются то лишь потому, что сам телезритель еще не созрел до такого уровня поведения. В развитых странах то, что не попадает в каналы телевидения почти не оказывает влияние на состояние общества.

Оказывают влияние на человека и художественные, мультипликационные фильмы, также структурирующие субъективный мир человека. Особенно это касается телесериалов, благодаря определенной системе дозировки информации и погружения в “мир персонажей”, на длительное время захватывающих внимание миллионной аудитории. Механизм остается тот же самый.

Таким образом, спектр манипулятивных приемов, осуществляемых через СМИ, может быть очень широким. Но все они подчиняются одной цели: создавая определенное эмоциональное состояние и используя другие условия манипулирования, пропускать в сознание людей одну информации (пусть даже правдивую) и не пропускать другую, формировать, тем самым, выгодные для манипулирующих представления о действительности, способах поведения и отношения к ней.

Как правило, русский народ, долгое время слепо верящий СМИ, является неискушенным в использовании таког






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.