Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.






Изучение учебной дисциплины «Юридическая психология» предполагает следующие формы учебной деятельности: лекции, семинарские и практические занятия, заканчивается зачетом. Лекции ведутся классическим методом и являются учебной основой для организации самостоятельной работы студентов по изучению данного курса. Лекционные занятия включают в себя рассмотрение основных вопросов изучения темы и разъяснение её наиболее сложных разделов. Теоретические вопросы семинарских занятий и практические задания подобраны в соответствии с логикой учебного курса, а также с учетом знаний и умений, приобретенных и сформированных студентами в ходе предыдущего обучения.

При изучении курса следует внимательно рассмотреть первую тему «Введение в юридическую психологию». Студенты должны четко усвоить, что представляет собой предмет юридической психологии, какие задачи эта наука призвана решать в ходе своего развития, какова её структура и междисциплинарные связи. Важно детально изучить этапы становления юридической психологии в России и за рубежом, основные перспективы её развития в настоящее время. Студентам следует иметь ясное представление о роли психологических знаний в повышении эффективности и качества профессиональной деятельности юриста.

Одним из важных разделов изучаемой дисциплины является тема «Личность в сфере правоприменительной деятельности». В результате её изучения обучающиеся должны освоить определенный минимум знаний по общей и социальной психологии: понятие и нейрофизиологические основы психики; понятие и структура личности и т.д. Особое внимание следует уделить различным теориям личности в отечественной и зарубежной психологии, определить их достоинства и недостатки. Сложность освоения данной темы сопряжена с большим объемом материала и ограниченным временем для его усвоения. Студенты должны четко представлять себе соотношение понятий «темперамент», «характер», «личность». Они должны хорошо понимать роль мотивации и направленности личности в процессе её жизнедеятельности, знать возможные факторы криминализации личности человека, уметь применять полученные психологические знания в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

В результате изучения темы «Формы психического отражения в структуре личности субъектов судопроизводства» студенты должны иметь четкое представление о психологических закономерностях функционирования ощущений, восприятия, памяти, мышления, внимания и воображения. Студентам следует помнить, что мышление и воображение относятся к опосредованным познавательным процессам. Так, воображение конструируется из элементов ранее известного, синтезируя их. А в мышлении в виде средств используются действие, образ или понятие. Таким образом, существует три разных вида мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное (абстрактно-логическое).

Большой интерес представляет собой информация о проявлении особенностей ощущений, памяти, восприятия, внимания в формировании свидетельских показаний. Студент должен понимать, что человеческая память – это, прежде всего, накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта. Он должен знать виды памяти и факторы забывания информации.

Серьезное внимание должно быть уделено изучению эмоциональной и волевой сферы личности. Студенты должны четко разграничивать понятия «психическая норма» и «психическое расстройство», приобрести навыки эффективной саморегуляции психоэмоционального состояния личности.

Особый интерес представляет собой усвоение тем «Психология преступного поведения» и «Психология личности преступника и преступной группы». Студентам нужно подробно рассмотреть существующие в науке психологические, социальные и комплексные теории преступности, понятие личности преступника и основные типы преступников, выделяемые психологической наукой. Обучающиеся должны иметь четкое представление о психологической структуре преступного деяния, его мотивах, целях и поводах. Отдельного изучения требует вопрос виктимного (способствующего) поведения жертвы преступления, значимость изучения которого обусловлена высоким уровнем преступности, существующим в современном обществе, и потенциальной возможностью для каждого человека стать жертвой преступления.

Пристальное внимание должно уделяться изучению тем «Психология профессиональной деятельности юриста» и «Психологические аспекты судопроизводства», что обусловлено спецификой деятельности Российской академии правосудия. Коммуникативная компетентность является решающим фактором эффективной профессиональной деятельности юриста. Студенты должны иметь четкое представление о психологических закономерностях процесса судопроизводства. Необходимо серьезно изучить особенности психологии участников гражданского и уголовного процесса. Студент должен иметь представление о специфике реагирования в судебных ситуациях при противоборстве сторон, особый акцент следует сделать на психологии межличностных взаимодействий. Весьма важным является вопрос о формировании личного убеждения судей. Необходимо понимать, что в процессе убеждения судей значительную роль играют речи прокурора и защитника. Поэтому необходимо подробно проанализировать психологические особенности деятельности прокурора и адвоката в процессе уголовного судопроизводства. Следует также остановиться на психологических особенностях коммуникативного поведения участников процесса в суде присяжных заседателей.

В результате изучения данного раздела студент должен четко уяснить, какие профессиональные качества необходимы судье, прокурору, адвокату, в чем может проявляться профессиональная деформация личности и чем она опасна для профессионала.

В процессе изучения дисциплины «Юридическая психология» семинарские занятия проводятся с целью закрепления лекционного материала.

Для повышения эффективности учебной деятельности студентов на семинарских занятиях определенная часть материала выносится на самостоятельную работу. Перед семинаром студенты получают задания для самостоятельной работы и темы докладов. Результаты выполненных домашних заданий и подготовленные доклады становятся основой для последующего обсуждения на семинаре. Изучение курса предполагает регулярное проведение контроля за уровнем знаний студентов в форме устных и письменных опросов, а также рубежной аттестации студентов.

При организации семинарских и практических занятий преподаватель заранее объявляет тему, основные вопросы плана, указывает основную и дополнительную литературу для проработки, учитывая наличие данной литературы в достаточном количестве в библиотеке ВУЗа, указывает сроки выполнения заданий и форму отчетности. При подготовке к семинарским и практическим занятиям преподаватель формулирует основные и дополнительные учебные задачи, проблемные вопросы и ситуации, планирует формы работы, наиболее адекватные поставленным целям и задачам.

При изучении дисциплины студентам рекомендуется активно использовать возможности групповых и индивидуальных консультаций с преподавателем.

Для успешного освоения учебной дисциплины студентам необходимо изучить лекционный материал и рекомендуемую литературу, отработать изученный материал на семинарских занятиях, выполнить задания для самостоятельной работы.

В ходе изучения учебной дисциплины студенты выполняют следующие виды самостоятельной работы:

1. Самостоятельная работа над пройденным лекционным и практическим материалом:

· Работа с основной и дополнительной литературой;

· Подготовка докладов;

· Подготовка контрольных работ.

2. Самостоятельная работа по восстановлению пропущенных семинаров и практических занятий.

3. Самостоятельная работа по выполнению заданий преподавателя при подготовке к семинарским и практическим занятиям.

4. Самостоятельная работа по подготовке к зачету.

Организуя самостоятельную работу студентов с источниками, необходимо обращать внимание обучаемых на метапознавательные способы учебной деятельности: умение выделять главное в тексте; умение составлять опорную схему изученного материала, тезисный и развернутый план-конспект; свободно владеть проработанным материалом; способность рассказать своими словами суть проблемы; умение объяснить и дать определение встречающимся в тексте новым научным терминам; находить в жизни ситуации, которые могут служить иллюстрацией теоретического материала, обсуждаемого на занятиях.

 

7. Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля:

1. Юридическая психология – это…

а) специальная часть психологической науки;

б) отрасль уголовного процесса;

в) прикладное направление.

2. Наиболее интенсивно в начале XIX века судебная психология развивалась в:

а) России;

б) Франции;

в) Англии;

г) Германии.

3. Выделите ученых, внесших большой вклад в историю развития юридической психологии в России:

а) А.Ф. Кони;

б) А.В. Петровский;

в) Ж.-Ж. Руссо;

г) В.М. Бехтерев.

4. Раздел юридической психологии, изучающий психологические особенности личности преступника, мотивацию преступного поведения, психологию преступных групп:

а) пенитенциарная психология;

б) криминальная психология;

в) следственно-оперативная психология;

г) судебная психология.

5. Психический процесс, обеспечивающий возможность сознательно регулировать свои действия и поступки в соответствии с поставленной целью:

а) воля;

б) восприятие;

в) мышление;

г) воображение.

6. Импульсивная реакция, отражающая отношение индивида

к значимости воспринимаемого им явления – это…

а) характер;

б) темперамент;

в) эмоции.

7. Способность лица при определенных обстоятельствах стать жертвой преступления называется…

а) повышенная возбудимость;

б) неосторожность;

в) виктимность;

г) импульсивность.

8. Причиной внутриличностного конфликта адвоката зачастую может быть:

а) необходимость контактировать с различными людьми;

б) необходимость защищать права человека, подозреваемого в совершении тяжкого уголовного преступления;

в) необходимость быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию

конфликта.

9. Правовая психология – это подотрасль

а) возрастной психологии;

б) пенитенциарной психологии;

в) юридической психологии.

10. Профессионально важным психологическим качеством судьи является:

а) общительность;

б) независимость, самостоятельность суждений;

в) гибкость мышления.

11. Основным требованием, предъявляемым к судебной речи, является:

а) занимательность;

б) логичность и легкость восприятия её содержания всеми участниками судебного заседания;

в) длительность.

12. Интерес к другому человеку можно невербально выразить:

а) помещенными на бедра руками;

б) пронзительным голосом;

в) пристальным взглядом, устремленным на собеседника;

г) активной жестикуляцией.

13. Одним из факторов повышенной стрессогенности профессиональной деятельности судьи является:

а) высокий уровень вариативности и нестандартности ситуаций в условиях дефицита времени;

б) длительные физические перегрузки;

в) большое число контактов с разными людьми.

14. Показателями инсценировок преступления на месте происшествия являются:

а) признаки сокрытия, уничтожения отдельных следов преступления;

б) демонстративный характер признаков менее опасного преступления;

в) признаки совершения несовместимых преступных действий;

г) все ответы верны.

15. К диагностическим признакам аффекта относятся:

а) нарушения протекания психических познавательных процессов;

б) постаффектное истощение;

в) внешне наблюдаемые признаки расстройства вегетативной нервной

системы (темп и артикуляция речи, цвет кожного покрова, мимика);

г) все ответы верны.

16. К внешним условиям познавательной деятельности суда относятся:

а) официальная обстановка общения;

б) поведение участвующих в судебном процессе лиц;

в) сумма материального вознаграждения адвоката.

17. Какой вид судебного допроса позволяет успешно вскрыть противоречия в показаниях, обнаружить в них погрешности, уточнить детали и изобличить допрашиваемого в даче ложных показаний?

а) основной;

б) перекрестный;

в) шахматный.

18. К психодиагностическим признакам ложных показаний относятся:

а) умолчание, сокрытие, исключение из сообщения отдельных элементов описываемого события, собственных действий и действий иных действующих лиц;

б) отказ отвечать на заданный вопрос;

в) подробный рассказ о происшедшем.

19. Для того, чтобы сообщение звучало убедительно, оно должно:

а) не слишком отличаться от нашего мнения;

б) часто видоизменяться;

в) взывать главным образом к страху;

г) повторяться.

20. Процесс снятия показаний – это…

а) следственный эксперимент;

б) допрос;

в) опознание;

г) задержание.

 

 

8. Литература:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.