Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания к написанию курсовых работ






Курсовая работа – это содержательное, самостоятельное, выполненное под руководством преподавателя кафедры поисковое исследование. Оно имеет теоретическую составляющую анализа актуальных вопросов и содержит анализ практического опыта, изучавшегося студентом в рамках дисциплины «Стратегический менеджмент».

При написании курсовой работы недостаточно знания одного учебного материала. Студент должен быть знаком с широким кругом как общей, так и специальной литературы по теме, уметь увязывать вопросы теории с практикой, делать соответствующие выводы и предложения.

Выполнение курсовой работы преследует следующие цели:

1) привить студентам навыки самостоятельной работы с литературными источниками, статистической отчетностью, нормативно-справочной документацией;

2) самостоятельно подбирать, систематизировать и анализировать конкретный материал;

3) делать на основе анализа соответствующие выводы и предложения по теме исследования;

4) развить умение четко и просто письменно излагать свои мысли, правильно оформлять работу.

Более глубокое их изучение возможно в рамках подготовки дипломной работы.

Задачи, которые ставятся непосредственно перед студентами по курсовой работе, включают:

· изучение литературы, справочных и научных источников, включая зарубежные, по теме исследования;

· самостоятельный анализ основных концепций по изучаемой проблеме, выдвигающихся отечественными и зарубежными специалистами; уточнение основных понятий по изучаемой проблеме;

· определение объекта и предмета исследования по курсовой работе;

· резюмирование предварительно полученных выводов в целях дальнейшей их разработки в дипломной работе.

 

Структура и содержание курсовой работы

Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и составных элементов. Как правило, она состоит из введения, основной части (3 главы по 3 параграфа; две главы – теоретического, одна – практического характера), заключения, списка использованной литературы, приложений. Общий объем курсовой работы – 25–30 страниц (приложения в общий объем не включаются).

Во введении раскрывается актуальность темы, формулируются цели и задачи работы, определяются предмет, объект и методы исследования.

Теоретическая часть работы выполняется на основе изучения литературных источников, нормативно-справочной документации, данных статистической отчетности, содержит характеристику теоретических и методических вопросов, анализ точек зрения в экономической и управленческой литературе, обзор и систематизацию отдельных мнений и положений авторов.

В практической части курсовой работы исследуются прикладные аспекты проблемы. Основой практической части могут быть результаты прохождения производственной практики студентов, изучение фактических материалов, практических примеров и т. д.

В заключении подводится итог проведенного исследования, делаются основные выводы, даются характеристика и оценка реального состояния проблемы (в результате анализа конкретного примера), отмечаются те стороны проблемы, которые требуют для своего решения дальнейших углубленных исследований.

Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи. Содержание работы целесообразно иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками, рисунками и т. д.

 

 

Вопросы для подготовки к экзамену

 

1. Стратегическое управление в системе менеджмента.

2. Стратегический менеджмент и конкурентоспособность организации.

3. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент.

4. Модели стратегического менеджмента.

5. Пять задач стратегического менеджмента.

6. Стратегическое видение и миссия.

7. Составляющие стратегии компании и причины изменения стратегии.

8. Формирование стратегического видения и его составляющие.

9. Миссия как исходный пункт формирования стратегического видения.

10. Постановка целей на всех уровнях организации.

11. Иерархические уровни стратегии.

12. Основные направления корпоративной стратегии.

13. Бизнес-стратегия; ее элементы.

14. Функциональная стратегия, ее взаимосвязь с корпоративной; порядок разработки и реализации.

15. Формирование различных подходов к процессу стратегического управления.

16. Основные характеристики школ стратегического менеджмента.

17. Структурные элементы теории матриц влияния.

18. Ресурсный подход в теории стратегического менеджмента и теории матриц влияния.

19. Стратегические решения: виды; критерии; модель стратегического решения.

20. Анализ внешней среды и его задачи.

21. Методы анализа отрасли и конкуренции.

22. Пять факторов конкуренции (модель Портера), ее стратегическое значение и недостатки.

23. Ресурсный подход к анализу среды; схема подхода, ресурсные рынки; возможности ресурсной модели.

24. Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе.

25. Анализ ресурсов и конкурентных возможностей организации.

26. Определение сильных сторон и ресурсного потенциала организации.

27. SWOT- анализ и его задачи.

28. Цепочка ценности и стратегический анализ издержек.

29. Стратегии опережения конкурентов по издержкам.

30. Пять базовых стратегий конкуренции; их отличительные черты, преимущества и недостатки.

31. Конкурентные преимущества стратегических альянсов.

32. Стратегии сужения бизнеса: дезинтеграция и аутсорсинг; их целесообразность, преимущества и недостатки.

33. Наступательные стратегии для сохранения преимущества.

34. Оборонительные стратегии для защиты конкурентного преимущества.

35. Стратегия первопроходца, ее преимущества и недостатки.

36. Стратегии диверсификации и их виды.

37. Стратегии входа в новый бизнес и формы их реализации.

38. Стратегии родственной и неродственной диверсификации; их достоинства и недостатки.

39. Стратегии перестройки, сокращения и реструктуризации портфеля.

40. Продуктово-маркетинговая стратегия и ее цели.

41. Теория продуктового портфеля; матрица БКГ.

42. Сегментация рынка; критерии установления рыночных сегментов.

43. Концепция жизненного цикла продукта.

44. Основные управленческие компоненты реализации стратегии.

45. Управление процессом реализации стратегических изменений.

46. Задачи и основные функции подразделения стратегического развития.

47. Создание ключевых компетенций и конкурентных возможностей как важнейшая задача на этапе реализации стратегии.

48. Стратегическое лидерство; задачи лидера как проводника стратегии.

49. Стратегическое развитие: внутренний рост, его механизмы; преимущества и недостатки.

50. Внешние механизмы роста: слияние и поглощение; причины и мотивы слияний.

51. Стратегический синергизм; базовые возможности синергетического эффекта.

52. Стратегические альянсы; виды стратегических альянсов и мотивы их формирования.

53. Сущность стратегической эффективности; критерии стратегичности и эффективности.

54. Стратегическая рефлексия как элемент профессионального стратегического управления.

55. Стратегический контроллинг и его функции.

56. Развитие подходов к стратегическому менеджменту; их преимущества и недостатки.

57. Виртуальные организации; развитие их конкурентных возможностей.

58. Интеллектуальная организация и способы ее создания.

59. Организационное обучение и менеджмент знаний.

60. Конкуренция за будущее как новая парадигма стратегии.

 

10. Учебно – методическое обеспечение дисциплины

Литература

Основная:

1. Виханский О. С. Стратегическое управление. – М.: Гардарики, 2005. – 296 с.

2. Менеджмент. Учебное пособие/Под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М.: Юнити-Дана, 2005. – 255 с. – (Серия «Высшее профессиональное образование: Менеджмент»).

3. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. – СПб.: Питер, 2004. – 336 с.

4. Мусин М. М. Управление экономическими интересами: Учебное пособие для вузов. – М.: Гардарики, 2006. – 287 с.

5. Томпсон А.А., мл., А.Дж. Стрикленд Ш. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. Пер. с англ. Изд. – М.: Инфра-М, 2006. – 378 с.

Дополнительная:

6. Ван Маурик, Джон. Эффективный стратег: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 208 с.

7. Гапоненко А. Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Омега-Л, 2004. – 472 с.

8. Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юнити-Дана, 2004.- 285 с.

Рекомендуемая:

9. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий. -М.: Юнити, Серия: Зарубежный учебник, 2005.- 400 с.

10. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского.-СПб.: Питер, 1999.-416 с.

11. Арджирис К. Организационное научение: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2004. – 563 с. – (Серия «Менеджмент для лидера»).

12. Армстронг Майкл. Стратегическое управление человеческими ресурсами: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2002. – 328 с. (Серия «Менеджмент для лидера»).

13. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент. –М.: Инфра-М, 2005.- 236 с.

14. Ван Маурик, Джон. Эффективный стратег: пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2002. – 208 с.

15. Виноградова З.И., Щербакова В.Е.. Стратегический менеджмент. Учебное пособие для ВУЗов М: Академический проект, 2004.- 303 с.

16. Волкогонова О.Д., А.Т. Зуб " Стратегический менеджмент. - М: Форум, 2004.- 256 с.

17. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. стратегический управление. Учебник. М.: Омега-Л, 2004. -472с

18. Гарретт Б., Дюссож П. Стратегические альянсы: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2002.- ХХ, 332 с.

19. Гертман Мишель Стратегический менеджмент. Школа бизнеса (4-е изд.) СПб.: Нева, 2003.- 96 с.

20. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации. - М.: Теис, 2004.- 239 с.

21. Зайцев Л. Г., Соколова М. И. " Стратегический менеджмент: учебник"

Экономистъ 2004.- 416 с.

22. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. 2-е изд Аспект-Пресс 2004.-155 с.

23. Кемпбелл Э., Саммерс Лаче К. Стратегический синергизм. – СПб.: Питер, 2004. – 416 с. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).

24. Кемпбелл Э., Стоунхаус Д. Стратегический менеджмент. Учебник. Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство Проспект», 2003.- 336 с.

25. Коллинз Джим, Поррас Джерри. Построенные навечно (Успех компаний, обладающих видением): Пер. с англ. Стокгольмская школа в Санкт-Петербурге, 2004. – 368 с.

26. Контроллинг как инструмент управления предприятием./ Под ред. Е.А. Ананькина. – СПб, 2004. – 203 с.

27. Куприянов Н.С., Михненков О.В., Щербаков. Стратегический менеджмент. Учебное пособие.- М: Инфра-М, 2004.- 336 с.

28. Лайм Фаэй, Роберт Рэнделл (ред.) Курс МВА по стратегическому менеджменту / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 608 с.

29. Льюис Джеймс. Управление командой: как заставить других делать то, что вам нужно. – СПб.: Питер, 2004.- 160 с.

30. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент Курс лекций. Учебное пособие - М.: Инфра-М, 2005.- 288 с.

31. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. – М.: Инфра-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004. – 288 с. – (Серия «Высшее образование»).

32. Мильнер Б.З. Теория организации. -М.: Инфра-М, 2001.

33. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – СПб.: Питер, 2003.– 356 с.

34. Мусин М.М. Матрицы влияния: Концепция формирования услуг бизнес-консалтинга на основе матриц экономических интересов. – М.: «Наука», 2004. – 319 с.

35. Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юнити-Дана, 2004.- 285 с.

36. Попов С. А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 304 с.

37. Предвидение будущего: беседы с финансовыми стратегами: Пер. с англ. / Под ред. Л. Келенира, Д. Свогермана. В. Ферхуга. – М.: Инфра-М, 2003. ХХУ1, 229 с.

38. Прокопчук Л.О. Стратегический менеджмент. - М: Изд.Михайлова, 2004.- 511 с.

39. Салмон Р. Будущее менеджмента / Под ред. Е.В. Минеевой. – СПб.: Питер, 2004. – 298 с.

40. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2003. – 408 с.

41. Смирнов Э. А. Стратегический менеджмент, ориентированный на бренд. Учебное пособие. - М: Феникс; Национальный институт бизнеса., 2004.- 316 с.

42. Стратегический менеджмент: Инструменты руководителя. Электронная книга. Серия: Бизнес-школа. – М.: Издательский Дом " Равновесие"; Разработчик: Корпорация " Диполь", CD-ROM, 2004.

43. Стюарт Крейнер т. Ключевые идеи менеджмента: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2002. – 347 с. – (Серия «Менеджмент для лидера»).

44. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2005. – 304 с.

45. Фаэй Лайм, Рэнделл Роберт Курс МВА по стратегическому менеджменту Перевод: с англ. В.Егоров. - М: Альпина Паблишер, 2004.- 608 с.

46. Финкельштейн С. Ошибки Топ-менеджеров ведущих корпораций. Анализ и практические выводы.: - Альпина Бизнес Букс, 2004. – 394 с.

47. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство «ГНОМ-ПРЕСС», 2004. – 384 с.

48. Управление организацией: Энциклопедический словарь / Под ред. А. Г. Поршнева, А. Я. Кибанова, В. Н. Гунина.– М.: ИНФРА-М, 2006. – 822 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.