Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие 3. Психологические основы педагогической деятельности






Обсуждение вопросов:

1. Психологическая структура и функциональные компоненты педагогической деятельности.

2. Психологические модели педагогической деятельности.

3. Эффективность педагогической деятельности.

4. Понятие успешности педагогической деятельности. Мотивация успеха профессиональной педагогической деятельности. Понятие качества педагогической деятельности. Психологические факторы и условия повышения качества педагогической деятельности.

5. Проблема формирования стиля педагогической деятельности.

6. Психологический анализ урока, его значение в деятельности педагога.

7. Проблемы развития познавательной сферы школьников в процессе обучения.

 

Выполнение практических заданий:

Задание 1. Мотивы педагогической деятельности

Становление личности учителя-профессионала во многом определяется профессионально-педагогической направленностью личности. Наиболее активной её формой является склонность, выступающая как потребность в педагогической деятельности. Представляя собой избирательное отношение к действительности и систему мотивов, направленность пробуждает и способствует формированию педагогических способностей. Мотивы определяют смысл педагогической деятельности.

В предложенной ниже таблице содержатся утверждения, определяющие в той или иной степени мотивы выбора профессии педагога. Попробуй оценить у себя степень выраженности того или иного мотива педагогической деятельности по пятибалльной системе:

5 – очень сильно и постоянно проявляется;

4 – проявляется сильно, но периодически;

3 – проявляется несильно и непостоянно;

2 – проявляется изредка (порыв, момент);

1 – почти никогда не проявляется или проявляется слабо.

 

Мотивы выбора профессии педагога

№ п/п Содержание оценок Баллы
1. Интерес к профессии педагога          
2. Общение с учителями          
3. Желание общаться с детьми          
4. Возможность реализовать себя творчески          
5. Потребность в самообразовании          
6. Желание обучать конкретному предмету          
7. Стремление посвятить себя воспитанию детей          
8. Стремление реализовать свои педагогические способности          
9. Желание внести какие-то изменения в школу          
10. Желание сделать карьеру          
11. Тяга к исследовательской деятельности в этой области          
12. Стремление понимать людей, оказывать им помощь          
13. Стремление продолжить семейную традицию – быть учителем          
14. Желание подражать любимому педагогу          
15. Стремление сделать жизнь детей более счастливой          
16. Другие мотивы, которые не указаны в таблице          

 

После заполнения таблицы студенты определяют виды и степень выраженности мотивов педагогической деятельности:

-мотивы, характеризующие внутреннюю потребность в профессии педагога (желание обучать и воспитывать детей, делать их жизнь более значимой и интересной);

-мотивы, определяющие частичную педагогическую направленность (потребность в частных моментах: осознание педагогических способностей, стремление понимать людей, желание внести изменения в школу);

-мотивы, не содержащие педагогической направленности (интерес к учебному предмету, тяга к исследовательской деятельности, потребность в самообразовании).

После анализа задания проводится дискуссия на тему: «Почему люди выбирают профессию учителя?».

Студентам предлагается в свободной форме высказать своё мнение, порассуждать на заданную тему. Если вначале возникают затруднения, возможно использование следующих стимулирующих вопросов:

1. Изменились ли сегодня принципы, по которым люди выбирают профессию учителя?

2. Что было бы, если бы никто не захотел быть учителем?

3. Можно ли, на ваш взгляд, работать педагогом без желания (или не любя детей)?

Когда дискуссия приобретает форму активного диалога, можно перевести её на обсуждение проблемы «Почему вы выбрали профессию педагога?».

Беседа заканчивается, когда каждый желающий выскажет свою позицию.

 

Задание 2. Жизненный и профессиональный кодекс педагога

Данное задание развивает способности к рефлексии и вербализации жизненных и профессиональных ценностей и принципов.

Согласные и гласные буквы алфавита (кроме Е, Й, Ъ, Ь, Ы, Ю, Щ) делятся между участниками группы. Задача участников – сформулировать несколько значимых лично для них и для общества в целом жизненных и профессиональных правил, которые начинались бы на те буквы алфавита, которые им достались.

Соблюдая порядок букв русского алфавита, участники зачитывают сформулированные ими правила. Так получается единый жизненный и профессиональный кодекс педагога. Например: «Б» - быть всегда внимательным и чутким к проблемам других людей; «И» - искать себя во всём, везде; «М» - можно существовать, но жить – этому надо постоянно учиться и т.д.

 

Задание 3. Анализ моделей педагогического взаимодействия

Проанализируйте модели педагогического взаимодействия учителя с учениками и определите результат каждой из них в отношении развития учащихся, заполнив последнюю строку таблицы.

Критерии анализа Модели педагогического взаимодействия
Модель невмешательства («руки прочь») Учебно-дисциплинарная модель «твёрдой руки» Личностно-ориентированная модель взаимодействия «возьмёмся за руки»
Цель взаимодействия Хочу, чтобы меня оставили в покое Дать знания, сформировать умения и навыки Развитие индивидуальности ребёнка
Лозунг взаимодействия «Сам справится» «Думай и делай как я» «Мы вместе»
Способы общения Холодное наблюдение, уход, напряжение, раздражение Требования, угрозы, наказания, запреты, нравоучения Понимание и принятие личности ребёнка
Тактика Мирное сосуществование Диктат или опека Сотрудничество
Личностная позиция педагога Не брать на себя ответственность Удовлетворить требования контролирующей инстанции Исходить из интересов ребёнка и перспектив его развития
Результат взаимодействия ? ? ?

 

Задание 4. Суфийская мудрость и структура педагогической деятельности

Проанализируйте заповеди Суфийской мудрости, опираясь на структуру педагогической деятельности.

Структура педагогической деятельности (по А.К.Марковой)

 

       
 
Постановка целей и задач, исходя из анализа педагогической ситуации  
 
 

 

 


Суфийская мудрость (VIII в.). 8 заповедей:

1. Обращайся с учениками как с собственными детьми, относись к ним с радостью и добром.

2. Следуй примеру дающего закон: он не должен ждать вознаграждения за работу и не должен принимать ни оплаты, ни благодарности.

3. Не отказывай ученику в совете и не позволяй работать на такой степени трудности, к какой он не готов.

4. Прямые запреты разрушают покров благоговения и вызывают упрямство.

5. Учитель, обучающий определённой науке, не должен пренебрежительно отзываться о другой науке.

6. Учитель должен ограничивать ученика посильными для его ума действиями.

7. Учитель должен давать ученикам только то, что подходит их ограниченному пониманию. Даже самые скудоумные среди людей обычно радуются совершенству своего ума.

8. Учитель должен делать сам то, чему он учит, и не давать своим делам изобличать во лжи свои слова.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.