Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие 1. Введение в педагогическую социальную психологию






Обсуждение вопросов:

1. Объект и предмет педагогической социальной психологии.

2. Структура педагогической социальной психологии.

3. Предметная область и задачи педагогической социальной психологии.

4. Методы социально-психологического исследования в педагогической практике.

5. История становления педагогической социальной психологии.

6. Основные понятия педагогической социальной психологии.

Выполнение практических заданий:

1. Проанализируйте различные определения понятия «обучение», встречающиеся в психолого-педагогической литературе, и ответьте на поставленные вопросы:

· что характерно для большинства определений понятия «обучение»?;

· что обеспечивает учитель в процессе обучения?;

· что говорится о деятельности ученика в процессе обучения?;

· каковы психологические составляющие обучения?;

· сравнительный анализ понятий «обучение», «научение», «учение», «обученность».

 

«Обучение представляет собой систему организации и способы передачи индивиду общественно выработанного опыта (в школьном обучении принято различать преподавание – то, что делает учитель, и учение – то, что делает ученик)» (Давыдов В.В., Маркова А.К., 1981. – С.19).

«Обучение представляет собой социальную функцию по передаче и усвоению накопленного социального опыта, по превращению общественного опыта в достояние индивида» (Лернер И.Я., 1980. – С.6).

«Обучение – социально организованный и заданный норматив восприятия картины мира в научных понятиях, которые «откристаллизованы» общественно-историческим опытом и потому существуют объективно, т.е. независимо от учения» (Якиманская И.С., 1994. – С.70).

«…обучение можно охарактеризовать как процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определённые знания и умения, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества» (Педагогика, 1996. – С.118).

«…обучение – это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности» (Педагогика, 1996. – С.119).

«Обучение… означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта каждому человеку (людям) в специально-организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества» (Зимняя И.А., 1997. – С.118).

«Обучение – это специально организованный в определённых учебных заведениях процесс взаимодействия взрослых-учителей и учащихся, направленный на овладение последними определённой суммой знаний, умений, навыков, действий и привычек поведения (Фридман Л.М., 1987. – С.33).

«Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребёнка действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом.

Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений, навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей» (Педагогика, 1997. – С.186).

«….обучение предполагает совместную учебную деятельность учащихся и учителя, характеризует процесс передачи знаний, умений и навыков, а если говорить шире – жизненного опыта учителя к учащемуся» (Немов Р.С., 1998. – С.285).

«Обучением принято считать научение, лишённое случайности и стихийности. Это целенаправленный, планомерный, организованный, систематический процесс передачи и усвоения знаний и новых способов деятельности» (Психология / Под ред. Б.А.Сосновского. – М., 2005. – С.544).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.