Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Уголовный процесс – одна из учебных дисциплин уголовно-правового цикла, изучение которой является необходимым условием профессиональной подготовки юристов.






Уголовный процесс – одна из учебных дисциплин уголовно-правового цикла, изучение которой является необходимым условием профессиональной подготовки юристов.

Настоящий учебно-методический комплекс разработан с учетом типовых профессиональных образовательных программ, в нем также учтены квалификационные требования к выпускникам вузов по специальности Юриспруденция.

В ходе преподавания и самостоятельного изучения студентами уголовного процесса на основе сочетания аудиторных занятий и самостоятельных форм обучения достигаются следующие цели:

- образовательная – усвоение теоретических положений, принципов уголовно-процессуального права, особенностей правового регулирования деятельности суда, правоохранительных органов и граждан в сфере уголовного судопроизводства; применение в уголовной процедуре международных норм и стандартов;

- практическая – уяснение смысла и содержания норм уголовно-процессуального права; умение применять их к конкретным уголовно-процессуальным отношениям и действиям; составлять процессуальные документы, сопутствующие уголовно-процессуальной деятельности; приобретать практические навыки выполнения процессуальных действий и принятия решений на различных стадиях уголовного судопроизводства;

- воспитательная – формирование правового мировоззрения будущих судей, работников органов юстиции, следователей, работников органов дознания в соответствии с конституционными принципами судопроизводства, основами правовой теории и практики, нравственными началами уголовного процесса.

Студенты должны быть ознакомлены с:

- законодательными актами и иными документами и рекомендациями, направленными на обеспечение уголовного судопроизводства;

- постановлениями Конституционного Суда РФ и постановлениями Пленума Верховного Суда РФ;

- общепризнанными принципами и нормами международного права;

- практикой процессуальной деятельности судов всех уровней и органов, осуществляющих предварительное расследование.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

понятие и назначение уголовного судопроизводства, систему уголовно-процессуального законодательства, систему и структуру уголовно-процессуальных норм, международные акты, принципы уголовного судопроизводства, характеристику исторических типов (форм) уголовного процесса, понятие уголовно-процессуальной деятельности, ее отличительные черты и критерии отграничения от оперативно-розыскной, нравственные начала уголовного судопроизводства, понятие и систему участников уголовно-процессуальных отношений, осуществляемые ими уголовно-процессуальные функции, этапы и стадии уголовного судопроизводства, особенности, свойственные каждой из них, научные основы теории доказывания, предмет и пределы доказывания, пределы компетенции различных участников в процессе доказывания, понятие и свойства доказательств, классификацию доказательств, критерии признания доказательств недопустимыми, понятие и систему мер процессуального принуждения, порядок обжалования действий (бездействия) и решений государственных органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, вопросы международного сотрудничества по уголовным делам;

Уметь:

анализировать, толковать и правильно применять уголовно-процессуальные нормы, определяющие порядок производства предварительного расследования, судебного рассмотрения уголовного дела либо пересмотра судебного решения, не вступившего или вступившего в законную силу; принимать решения и совершать действия в точном соответствии с законом; применять нормы по вопросам защиты прав и законных интересов потерпевших, защиты подозреваемого, обвиняемого, реализации участниками уголовно-процессуальных отношений своих прав; правильно составлять и оформлять юридические документы (постановления, ходатайства, определения, приговоры, жалобы, представления и т.д.); правильно составить вопросы, подлежащие разрешению при назначении судебных экспертиз; анализировать и правильно оценивать содержание заключений эксперта (специалиста); участвовать в дискуссиях по правовым вопросам, связанным с производством по уголовному делу; проводить следственные и судебные действия, участвовать в ролевых процессах;

Владеть:

юридической терминологией; навыками работы с процессуальными документами, международным и национальным законодательством, регламентирующим производство по уголовным делам; навыками: анализа правовых явлений, юридических фактов, позволяющих говорить о законности или незаконности принятых по уголовному делу решений и осуществляемых действиях; анализа правоприменительной и правоохранительной практики применения различных норм, регламентирующих досудебное и судебное производства; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина в сфере уголовного судопроизводства.

В качестве организационно-методических рекомендаций необходимо отметить следующее.

Преподавание учебного курса «Уголовный процесс» предусматривает изучение перечня нормативных и литературных источников, посвященных вопросам уголовного судопроизводства, в том числе: УПК РФ с учетом всех изменений в действующем законодательстве; положений Конституции РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, посвященных особенностям применения норм УПК РФ; ряда международных актов (Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 5, 6), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 14) и др.).

При чтении лекций необходимо раскрыть сущность правовых институтов, относящихся к деятельности участников процесса на разных его стадиях в условиях состязательности и равноправия сторон, а также особенности применения принципа презумпции невиновности и иных принципов уголовного судопроизводства. При чтении лекций особое внимание уделяется основным методологическим и наиболее сложным вопросам уголовно-процессуального права и законодательства.

Целью семинарских занятий является не только контроль знаний студентов, но и привитие навыков устных публичных выступлений, обоснования своей позиции, формирование умений участвовать в полемике, выдвигать аргументы и отстаивать свою точку зрения. Все темы курса нуждаются в дополнительном, самостоятельном изучении и в особенности те, по которым не предусмотрено проведение семинарских занятий. Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется в ходе инди­видуальных собеседований, выступлений студентов на конференциях и семинарах и руководства подготовкой письменных работ.

На семинары выносятся вопросы, требующие углубленного изучения понятий, процедур, особенностей толкования действующего законодательства. Подготовка студентов к семинарским занятиям включает (в том числе в виде докладов) ознакомление: с соответствующими разделами учебников, нормативными источниками, рекомендуемой правовой литературой и архивными уголовными делами.

В целях формирования у студентов навыков применения на практике конституционных принципов уголовного судопроизводства при изучении вопросов доказывания, функциональных особенностей деятельности участников процесса, особенностей производства в традиционном судебном разбирательстве и суде присяжных необходимо использовать ролевые игры (имитация заседаний предварительного слушания и судебного разбирательства, разрешение участниками процесса конфликтных задач-ситуаций, связанных с доказыванием и принятием решений на разных этапах судопроизводства).

Одной из форм изучения уголовного процесса наряду с лекциями, семинарами (в том числе и в виде ролевых игр) является самостоятельная работа - написание курсовых, контрольных работ, участие в научных конференциях, изучение нормативных и научных источников. Кроме того, студенты должны участвовать в консультациях и индивидуальных собеседованиях.

Написание курсовой и (или) контрольной работ является дополнительной формой самостоятельной работы студента, в которой подводятся итоги его научно-исследовательской деятельности, дается анализ источников (изученных нормативных актов и литературы), отражается позиция автора по спорным вопросам темы. Примерная тематика работ прилагается к программе, но по согласованию с преподавателем может быть избрана и иная тема. Подготовка курсовой, контрольной работ ведется под непосредственным руководством преподавателя: согласовывается план работы, определяются источники (правовые акты и литература), обсуждаются позиции студента по спорным вопросам, содержащимся в этих источниках.

Объем работы не должен превышать 20-25 страниц машинописного текста (интервал полуторный, шрифт 14 кегля). Работа делится на три части: введение, основная часть и заключение. Введение (4-5 страниц) содержит обоснование темы и краткий анализ литературы, посвященной теме. Объем основной части составляет 15-20 страниц. В работе должны быть сноски и указания на цитируемые положения, статистических данных. Заключение (2-3 страницы) должно содержать выводы автора по изученной проблеме и конкретные предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения. Работа завершается списком использованной литературы - перечнем законодательных актов и научных источников (монографий, учебников, статей из периодических изданий).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.