Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ко всем живым существам помогли мне постичь крупицу того, что называют сознанием Кришны. 4 страница






Система Бхакти-врикша создана для того, чтобы помочь людям стать искренними преданными и проповедниками и создать крепкую духовную дружбу. Еженедельная встреча начинается с сат-санги, или с ломки льда, во время которой членов группы просят поделиться своим мнением по поводу какой-нибудь легкой темы, имеющей непосредственное к ним отношение. В первый день с этой целью можно использовать знакомство, тогда как в другие дни можно ломать лед, используя вопросы вроде:

Что бы вы сделали, если бы сегодня вам дали 10 миллионов долларов?

Что бы вы сделали, если бы через минуту случилось сильное землетрясение?

Это позволяет членам группы поговорить о простых вещах, раскрывает личные особенности каждого человека, а также создает должную атмосферу, благодаря которой люди раскрываются и могут без труда принимать участие в следующих частях встречи. По мере того, как взгляд членов группы на мир становится все более связанным с Кришной, вопросы для ломки льда становятся непосредственно связанными с их духовной практикой:

Произошло ли за прошедшую неделю нечто, за что Вы очень благодарны Кришне?

Расскажите о преданном, который познакомил Вас с сознанием Кришны.

Через несколько недель, когда преданные уже привыкали к обстановке и обретали равновесие, мы предлагали им читать в течение недели книги Шрилы Прабхупады и в качестве ломки льда просили поделиться тем, что из прочитанного произвело на них наибольшее впечатление. Иногда случалось так, что единственным человеком, который говорил, был лидер, но постепенно, по мере того, как преданные открывали для себя ту радость, которую испытывает человек, делясь с другими и, получая отклик, они стали подключаться к обсуждению. Тех же членов, которые не решались делиться с другими результатами своего изучения писаний, мы пытались расшевелить другими способами ломки льда.

После ломки льда мы проводили десяти-пятнадцатиминутный киртан, во время которого предлагали преданным предложить благовония Божествам Гаура-Нитай и Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, или же изображению Панча-таттвы. Эта часть программы была необычайно популярна у преданных, особенно среди детей.

После киртана преданные все вместе повторяли один круг Харе Кришна маха-мантры. Перед воспеванием мы обычно читали один абзац из «Шри Намамриты», сборника высказываний Шрилы Прабхупады по поводу воспевания.

Далее следовало обсуждение, которое мы называли «урок духовных поучений». Мы обсуждали какой-либо отрывок из книг Шрилы Прабхупады, таких, как «Наука самоосознания» или «Бхагавад-гита как она есть». Во время обсуждения используются вопросы, которые помогают глубже понять тему и задействовать в обсуждении всех членов группы. Если количество членов группы превышало восемь человек, мы делили их на несколько групп поменьше, чтобы обеспечить возможность поучаствовать всем. Индийские женщины часто стесняются высказывать свое мнение перед лицом мужчин, поэтому мы часто собирали их в одну подгруппу. В маленьких группах легче почувствовать себя уверенно и начать говорить. Затем все маленькие подгруппы вновь объединялись и делились своими соображениями.

Лидер группы также добавляет свое мнение по обсуждаемому моменту, чтобы обогатить остальных членов группы своими знаниями. Однако он в большей мере является фасилитатором, чья роль заключается в том, чтобы разговорить всех членов группы. Поэтому лидеру вовсе не обязательно быть опытным лектором, но, тем не менее, он должен достаточно глубоко знать философию, чтобы суметь ответить на вопросы, которые могут возникнуть. Если он чего-то не знает, он должен отослать с этим вопросом к своему старшему преданному или же поискать ответ в книгах и на следующей неделе вновь вернуться к этому вопросу. Люди ценят, когда лидера поддерживают старшие преданные. Он не должен выставлять себя «всезнайкой».

Опыт нашей общины показал, что ведение таких обсуждений развивает в лидере уверенность в себе и позволяет ему быстро прогрессировать. В результате любой лидер со временем становится способен давать хорошие лекции, если в том возникает необходимость, особенно если он берет на себя ответственность, занимая какой-либо пост в иерархии системы Бхакти-врикша.

После обсуждения философии мы проводили обсуждение проповеди. Цель этой части программы заключается в том, чтобы посеять в сердца преданных дух проповеди и вдохновить их проявлять сочувствие к страдающему человечеству. Вначале мы зачитывали выдержки из книги цитат Прабхупады «Проповедь — это сущность». Затем лидер группы делился своим опытом проповеди за прошедшую неделю. Другим преданным давались небольшие задания: связаться с новыми людьми, пригласить их на программу, сходить к ним в гости и подружиться с ними, или же позвонить потенциальным членам общины.

Подобные задания пробуждают неиссякаемый энтузиазм проповеди и с самого начала культивируют в членах группы проповеднический дух.

В конце подается прасад. Как правило, после нескольких встреч преданные сами вызываются раздавать прасад и мыть посуду, поскольку понимают, что хозяин берет на себя нелегкую работу, организовывая эту встречу.

Так или иначе, все лидеры нашей ятры стараются изо всех сил приготовить хороший, даже если не слишком разнообразный, прасад. По опыту мы знаем, что прасад является одной из главных «приманок» для участников, по крайней мере, для начинающих преданных. И учитывая тот факт, что все наши встречи проходят вечером, после тяжелого трудового дня, лидер старается избавить членов группы от необходимости готовить еще и дома. Таким образом, все участники встречи могут расслабиться и спокойно принимать участие во всех частях программы. Очень скоро члены групп начинают предлагать свою помощь в приготовлении прасада или приносят прасад с собой. В результате нагрузка на плечи лидера уменьшается.

Даже лидеры-холостяки в нашей ятре черпают огромное удовольствие в приготовлении прасада для членов своей группы. У нас есть несколько преданных-бенгальцев, которые работают не в самых престижный местах и получают гроши, но даже они всегда щедро жертвуют все, что у них есть. Они чувствуют, что эти регулярные взносы — часть их преданного служения Кришне.

Через некоторое время — это может занять от одного до трех месяцев — лидер группы может решить, кто из членов будет его ассистентом — будущим лидером, которого ему предстоит обучать. Лидер группы постепенно наделяет своего подопечного все б о льшими полномочиями и обязанностями, параллельно разъясняя ему все хитросплетения этой программы и разнообразные аспекты магии межличностных отношений.

Когда число членов группы достигает пятнадцати, и помощник лидера уже достаточно подготовлен, группа Бхакти-врикша делится надвое — мы называем это умножением. Стажер начинает заботиться об одной из новых групп, а существующий лидер группы продолжает вести оставшихся членов.

Чтобы помочь членам группы шаг за шагом продвигаться по пути преданного служения, мы используем разные уровни программы «Шикша», поднимаясь по которым, преданный постепенно увеличивает степень своего предания образу жизни в сознании Кришны и, в конце концов, достигает уровня готовности к инициации.

В обычных нама-хаттах все внимание очень часто сфокусировано на основном проповеднике, а остальные члены группы являются наблюдателями, а не участниками. Это делает их пассивными и вовсе не способствует их быстрому прогрессу. Они не чувствуют нужды задумываться, размышлять о том, что узнали, и поэтому все это очень быстро забывается. Часто при таком стиле проведения нама-хатт отсутствует конкретный план, по которому ведется систематическое развитие и обучение преданных. Надежда здесь — только на собственную инициативу преданного.

Кроме того, из-за отсутствия системы четкого руководства каждая нама-хатта лишь настолько хороша, насколько хорош ее лидер; для таких нама-хатт очень сложно установить какой-то общий стандарт. С другой стороны, в хорошо отлаженной программе Бхакти-врикша структура «дерева» в значительной степени обеспечивает необходимый минимум стандартов.

В традиционных системах нама-хатт также недостает возможности для преданных-прихожан брать на себя ответственность, и лидеры нама-хатт не слишком-то пытаются вдохновлять их становиться проповедниками. Система Бхакти-врикша создана специально для того, чтобы воспитать из каждого ее члена активного проповедника.

Не прибегая к подавляющему, властному стилю руководства, лидер в программе Бхакти-врикша — правильным образом организованной — контролирует своих подопечных любовью и доверием. Вот почему эта сеть распространяется так стремительно, проникая во все слои общества.

Важный аспект программы Бхакти-врикша заключается в том, что группой из трех-пяти нама-хатт руководит слуга сектора, или упачакра-пати.

После того, как Бхактаджана Прия, слуга сектора, покинул страну, его работу по руководству системой Бхакти-врикша продолжил Чайтанья Аватари прабху. Интересно то, что, хотя Чайтанья Аватари работал под руководством Бхактаджана Прии в том же бухгалтерском отделе, Бхактаджана Прия считал того старшим преданным, поскольку именно Чайтанья Аватари привел его в сознание Кришны.

Наши лидеры-бенгальцы очень хорошо изучили философию и практику системы Бхакти-врикша, но их лагерь постоянно сотрясали ссоры и
разногласия. Чайтанья Аватари пришлось удвоить все наши предыдущие усилия, чтобы поднять их стандарты садханы на должный уровень и разобраться со всеми философскими недопониманиями. Он проводил ишта-гоштхи, чтобы обучить преданных общаться друг с другом. Он также сообщил, что все могут звонить к нему домой в любое время, если вдруг появится необходимость. Даже после женитьбы он очень тщательно заботился о своем секторе и посвящал ему много времени и энергии. Он также находился в тесном контакте с нами, консультируясь и докладывая о достигнутых успехах.

Каким бы удивительным это ни казалось, мы смогли вдохновить бенгальцев только потому, что они проповедовали в качестве лидеров групп Бхакти-врикша. Это позволило им очень сильно очиститься. К концу 1997 года у нас уже было 18 групп, говорящих на бенгали.

Скорость духовного продвижения бенгальских преданных была поистине невероятной. Раньше у них была сентиментальная привязанность к некоторым, уже знакомым им религиозным ритуалам. Они придавали большое значение внешним выражениям преданности, таким, как слезы, катание по полу и т.д., и предпочитали читать «Чайтанья-чаритамриту», а не «Бхагавад-гиту» или «Шримад-Бхагаватам». Кроме того, некоторые из них почему-то чувствовали, что имеют эксклюзивное право на Шри Чайтанью Махапрабху, и это выделяет их из общей массы.

Бхакти-врикша помогла им изменить сознание. Они начали проявлять смирение, готовность обучаться, а также огромное желание проповедовать и расширять общество. Теперь их интересовали не только долгие киртаны. Они стали дисциплинированными и следовали временному распорядку встречи Бхакти-врикша. Дисциплина в духовной жизни обрела для них привлекательность, и они всегда старались заканчивать вечерние программы вовремя, чтобы иметь возможность следующим утром встать на мангала-арати и прочитать джапу.

Чтобы обеспечить соблюдение строгой садханы всеми лидерами ятры, мы каждую неделю устраивали ишта-гоштхи, на которых тщательно разбирали все их проблемы. Мы с мужем вдохновляли их и давали советы. Те, чья садхана была сильна, рассказывали, какое благо это приносит, что придавало остальным решимость.

Главным испытанием было мангала-арати. Холостяки проводили весь день на работе, и при этом им нужно было еще поддерживать дом, готовить и ходить за покупками. Кроме того, они проповедовали, посещали обучающие программы и по вечерам ходили домой к членам своей группы. Естественно, им было сложно вовремя вставать, заканчивать джапу, проводить в пять часов утра мангала-арати, готовить прасад и в 7: 30 уже отправляться на работу. Большинство из них приходили домой обедать и отдыхали около часа, как принято в этом знойном краю, а затем возвращались на работу к четырем и оставались там до 7: 30 вечера.

Нам приходилось заставлять их ложиться в 10 вечера. Говорится, что до полуночи тело получает максимальный отдых, поэтому сон в это время позволяет телу быть свежим, даже если вы спали меньше, чем обычно. Добавьте дневной сон — и вы всегда будете бодрым и полным сил. Мы следовали именно такой программе отдыха и потому были в состоянии вставать в 3 часа утра каждый день, проводить утреннюю программу и заканчивать свои круги.

Раньше мы все собирались на мангала-арати, но, чтобы не вызывать подозрений у полицейских, которые патрулировали улицы ночью и ранним утром, мы сформировали несколько центров проведения мангала-арати по всему городу. Преданные, живущие неподалеку от какого-либо центра, собирались вместе, проводили мангала-арати и мини-класс по «Шримад-Бхагаватам». Вся программа занимала не более 45 минут, после чего все повторяли джапу в течение полутора часов, или же, если им нужно было готовить, читали около 12 кругов и заканчивали джапу во время обеденного перерыва.

Благодаря тому, что все параферналии, необходимые для мангала-арати, подготавливались вечером, утром было гораздо легче решиться вылезти из-под одеяла. В противном случае мысль о том, что нужно столько всего еще сделать, могла побудить вас пропустить мангала-арати.

Грихастхи были более удачливы, поскольку во всех их начинаниях им была обеспечена помощь и поддержка жен. Конечно, им также приходилось ложиться спать до 10 часов вечера, что было достаточно сложно для тех семей, в которых были маленькие дети. Однако дневным сном они окупали с лихвой нехватку отдыха ночью.

Кроме того, нужно было находить время для изучения «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам». Каждый придумывал свой собственный план, как выкроить время для чтения.

Преданные, поддерживающие строгую садхану и познавшие блага, которые она приносит, делились своими впечатлениями о том, насколько чище стало их сознание, как эффективно им удается работать и проповедовать. Они объясняли, насколько легче в таком случае противостоять майе. Это вдохновляло всех остальных стать серьезнее в своей практике.

Кроме бенгальской группы, мы также работали с группой малаялам, выходцами из Керала, что в Южной Индии. Они образуют значительную часть индийской эмиграции в этой стране. У нас уже было двое старших преданных малаяли — Сукирти Кришна дас и Гунабхадра дас, но,
поскольку у них было мало друзей-непреданных и совсем не было региональной или лингвистической базы, их проповедь была не слишком развитой.

Сукирти Кришна, один из первых преданных нашей ятры, был тихим, спокойным человеком; речь его была мягка и приятна. Его жена Малини Канти была также очень смиренной и искренней преданной. Несмотря на то, что их дом был маленьким, он всегда был полон духовной деятельности, и любой, приходивший к ним, чувствовал себя очень уютно благодаря их гостеприимству и сознанию Кришны, которое царило там. У них был маленький алтарь с Их Светлостями Гаура-Нитай и Джаганнатхой, Баладевой и Субхадрой. Хотя Сукирти Кришна и Малини Канти были полностью погружены в различную деятельность в преданном служении, они чувствовали, что этого недостаточно, и постоянно умоляли дать им еще служения. Они были великолепными лидерами группы и заботились о своих подопечных, как отец и мать.

Медитация на то, чтобы добраться до общины малаялам, быстро принесла свои плоды. Харилал Наир, профессиональный программист, был знаком с сознанием Кришны еще до своей женитьбы и очень хотел, чтобы его жена Бинду присоединилась к нему в его духовных устремлениях. Хотя она открыто не противостояла этой идее, ей всегда удавалось находить оправдания, чтобы не посещать программы в родном городе, а затем и в той стране, куда они переехали вначале.

Они стали посещать группу Бхакти-врикша, которую вели Сукирти Кришна и Малини Канти, и в результате начали быстро прогрессировать под руководством Чайтанья Аватари, их куратора.

Харилал и Бинду также получали благо и от других наших программ, таких как группы обучения. Вскоре они сами стали лидерами группы. Быстрый прогресс Бинду приводил всех в изумление, и больше всех изумлялся сам Харилал. Хотя Бинду была несколько эгоистичной и самолюбивой, поскольку была единственным ребенком в своей семье, теперь она всегда была готова делить свой дом с гостями, давать свои книги и кассеты членам группы. Она неустанно и бескорыстно заботилась о них, звоня им по телефону, давая им советы, готовя вкусный прасад для них и т.д.

Харилал и Бинду дали обет сделать сто преданных-малаяли. Они с увлечением посещали наши еженедельные киртаны в храме и встречали всех гостей. Имена посетителей-не-малаяли они передавали другим преданным, а малаяли приглашали к себе на встречу группы Бхакти-врикша.

Их преданность и решимость стали залогом их успеха. Вскоре у них было уже две группы: одна — для грихастх, а другая — для холостяков. Бинду оставила свою престижную работу в бюро путешествий, чтобы полностью посвятить себя заботе о сыне и прогрессу в сознании Кришны. Ее энтузиазм так бурлил, что даже Джаяпатака Свами был поражен, видя ее дух проповеди. Прихожане-малаяли продолжали присоединяться, и вскоре их сектор, возглавляемый Чайтанья Аватари прабху, вырос до 11 групп.

Еще одним направлением развития стала группа хинди. Здесь у нас был очень искренний и полный энтузиазма преданный Ашок Кришна дас, который в одиночку начал это дело. Организовав одну группу, которой занимался Хеманга Чайтанья дас, Ашок Кришна начал расширяться, проповедуя рабочим. Он довел число групп, говорящих на хинди, до двенадцати, благодаря делению уже существующих переполненных групп, число членов в которых превышало рекомендуемую норму в пятнадцать человек.

Вслед за увеличением количества групп мы назначили дополнительное количество упачакра-пати, слуг секторов, которые контролировали деятельность трех или более групп. Эти наблюдатели посещают встречи групп, присоединяясь к деятельности группы в качестве рядового члена. Позже они делятся своими наблюдениями с лидером-слугой группы и, если в том возникает необходимость, высказывают свои замечания и исправления, позволяя ему самостоятельно воплощать их в жизнь.

Слуга сектора получает от лидеров групп ежемесячные отчеты о деятельности групп. Он следит за тем, чтобы учитывались интересы всего сектора, общаясь с преданными, устраивая регулярные собрания и получая отзывы от участников программы.

Вигхнанасана Говинда дас (десять групп), Мукунда Мурари (восемь) и Чайтанья Аватари дас (три) наблюдали за деятельностью англо-говорящих секторов. В то время, к концу 1997 года, они и Ашок Кришна дас были четырьмя слугами наших секторов.

Мы называли обладателей различных постов в этой системе севаками (слугами), чтобы подчеркнуть, что на каждом уровне структуры Бхакти-врикша роль лидера состоит, прежде всего, в принятии на себя обязательства служить вайшнавам. Шрила Бхактивинода Тхакур, обладая с одной стороны смирением, а с другой — проницательностью, описал свою роль в организации Нама-хатты как подметальщика рынка — человека, который следит, чтобы рынок всегда был чист от философских отклонений и грязных помыслов.

В системе Бхакти-врикша основной квалификацией для принятия на себя ответственности является умонастроение служения и бескорыстия. Нет и речи о том, чтобы лидер, выполняя свое служение, развивал умонастроение контролирующего. Страх не в состоянии побудить людей стать посланцами любви. Преданные могут сохранять энтузиазм в распространении исполненного любви послания Господа Чайтаньи Махапрабху только
благодаря тому, что ощущают свой долг любви перед Господом и Его преданными.

Кроме регулярной деятельности системы Бхакти-врикша, мы также проводили восемь программ для детей. Эти еженедельные программы были тщательно организованы и достаточно серьезны по содержанию. Мы учили детей петь бхаджаны, необходимые для проведения арати, вести киртаны, заучивали с ними шлоки. Они изучали истории из «Шримад-Бхагаватам» и игры Господа Чайтаньи. Мы проводили специально адаптированный для них курс по «Бхагавад-гите». Еще мы учили их танцевать и ставить спектакли. Многие дети также посещали наши регулярные программы по выходным.

Нужно упомянуть о том, что жены поддерживали и помогали своим мужьям во всех их проповеднических начинаниях. Именно женщины играли самую значительную роль в организации заботы о членах групп. Женщины также самостоятельно организовывали все детские программы. Однако Джаяпатака Махарадж очень хотел, чтобы матаджи также становились самостоятельными лидерами групп Бхакти-врикша.

Две матаджи, Гауранги Гопи деви даси и Джая Расешвари деви даси, организовали две собственные группы для грихастх.

Гауранги Гопи, молодая жена Вигхнанасаны Говинды, пришла в сознание Кришны уже после своего замужества. В Индии она работала в крупной компании, производящей часы, и была дипломированным специалистом в области электронной инженерии. Однако она оставила свою профессиональную карьеру и предпочла сконцентрироваться на поддержании домашнего хозяйства в сознании Кришны.

Джая Расешвари деви даси работала секретарем в одной процветающей фирме. Она была замужем и воспитывала маленькую дочь. Хотя ее муж не интересовался сознанием Кришны, она полностью посвятила себя служению и проводила все свободное от работы время, занимаясь деятельностью в сознании Кришны. Она читала книги, общалась с преданными по телефону, транскрибировала кассеты, делала фотокопии всего, что просили преданные, а также проповедовала своим коллегам. Ее босс-европеец был очень лоялен по отношению к ней, однако вскоре она также оставила свою работу.

Проповедь матаджи была неразвита в основном из-за транспортных проблем. Наш город достаточно большой, и, поскольку в такси не установлены счетчики, цены назначаются произвольно. В этой стране женщины редко выходят в город одни; здесь считается небезопасным путешествовать в одиночку в такси или даже в городских автобусах.

Однако это не было оправданием того, чтобы оставлять проповеднический потенциал матаджи незадействованным. Поэтому, чтобы создать мотивацию у наших подающих надежды матаджи и обучить их, я решила лично начать проводить программы в разных местах города. Кришна устроил так, что мы нашли одного пожилого и очень любезного таксиста, который был готов подвозить нас в любое время суток. Для этого нужно было всего лишь позвонить ему по телефону.

Не теряя времени даром, я попросила его отвезти меня в те места в городе, где наши матаджи собирали своих соседей и проводили программы. В то время все это казалось очень революционным.

Мы ввели такое новшество, как «росток бхакти-врикши». Это промежуточная программа, которую мы проводили в течение месяца-двух, чтобы ее члены чувствовали себя более уверенно и спокойно, приходя затем на полноформатную встречу Бхакти-врикша.

Нас побудило к этому следующее наблюдение. Мы заметили, что другие религиозные группы были популярны благодаря пению бхаджанов и киртанов, а также декламации шлок, прославляющих полубогов. Поэтому мы стали приглашать совершенно незнакомых индусов на программу бхаджанов и шлок «Бхагавад-гиты».

Люди с охотой откликались на такое приглашение. Большинство из них были религиозными и стремились к благочестивой деятельности, а «Бхагавад-гита» — это писание, уважаемое всеми индусами. Кто-то может решить, что шли они к нам из-за тоски по родному дому, но в действительности дело обстояло совсем не так. Я могу с уверенностью это сказать, поскольку наши проповедники во время своих визитов домой в Индию встречали точно такой же прием у своих соседей и знакомых. Та же история повторялась в США и Канаде.

Обычно мы начинали с десятиминутного киртана, а затем пели песни из книги «Песни вайшнавов-ачарьев». Объяснив смысл песни, мы начинали читать выдержки из «Гита Махатмьи», которая является частью «Падма Пураны». В этой книге Господь Шива в беседе с Парвати деви раскрывает славу и блага, которые получает человек от чтения каждой главы «Бхагавад-гиты». Эта часть программы была очень популярной и делала людей более восприимчивыми к посланию «Бхагавад-гиты». Затем мы разучивали шлоки и их перевод, который сопровождался коротким комментарием. В конце мы все вместе повторяли один круг джапы, после чего объясняли важность повторения маха-мантры.

Эта программа пользовалась большим успехом, где бы мы ее ни проводили. Все женщины с энтузиазмом ждали следующей недели и приводили новых участников. Через месяц или два старшие преданные, помогавшие мне в этой программе, решились начать самостоятельно проводить такие программы. Новые люди, посещавшие эти «ростки бхакти-врикши», постепенно становились постоянными членами ятры, и мы подключали их в саму систему Бхакти-врикша.

К февралю 1998 года у нас уже было шестьдесят стабильно функционирующих групп Бхакти-врикша, восемь детских программ и шесть «ростков бхакти-врикши» для женщин.

Глава 5

Медовый месяц с бхакти-врикшей

По мере того, как мы продолжали свой роман с бхакти-врикшей, ятру захлестывали волны счастья и энтузиазма. Нам приходилось составлять планы и тяжело трудиться, однако это вовсе не казалось нам работой, точно так же, как для влюбленного не составляет никакого труда делать что-то для своей возлюбленной. Мы еще больше вдохновлялись, когда видели, как наши усилия приводят к таким замечательным результатам.

Успех женской программы «ростки бхакти-врикши» открыл новые горизонты для расширения.

Некоторые из лидеров почувствовали необходимость в программе для начинающих, поскольку новички не всегда решались сразу же погружаться в изучение философии. Таким людям необходимо было несколько вводных занятий, культивирующих и подготавливающих их к сознанию Кришны, выдавая небольшие дозы практики преданного служения, чтобы человек впоследствии смог с головой окунуться в программу Бхакти-врикша. «Ростки бхакти-врикши» полностью удовлетворили эту потребность.

Эти программы также дали нам возможность занять младших преданных в проповеди. И поскольку проповедь является мощным средством прогресса, они были готовы организовать свою группу Бхакти-врикша к тому времени, когда будущие члены их группы «созревали» для этого. Новый подход вызвал всплеск энтузиазма среди наших проповедников, поскольку открывал огромные возможности для расширения.

Мы планировали образовать по одному «ростку» для каждой существующей группы Бхакти-врикша. Это означало, что мы удвоили бы свою численность, не прибегая к классическому методу деления групп.

Максимальное время, которое мы предоставляли проповедникам для превращения «ростков» в постоянные группы Бхакти-врикша, составляло два месяца. Однако в реальности многим из них понадобилось для этого четыре или даже шесть месяцев.

Трудность, с которой мы столкнулись, увеличивая число групп таким образом, была следующей: нам приходилось искусственно помещать нескольких старших преданных в такую группу, чтобы она могла развиваться должным образом. Бхакти-врикша идеальна, если ее состав разнороден: преданные разного уровня могут вдохновлять и поддерживать друг друга. В противном случае разница в уровне лидера и самой группы становится труднопреодолимой.

Однако наши бенгальцы особенно успешно практиковали эту систему. Одним из ее результатов стало то, что они отправлялись в отдаленные, внутренние районы страны, чтобы проповедовать там и открывать группы Бхакти-врикша.

После шестидневной трудовой недели, встречи группы Бхакти-врикша поздно вечером, а также посещения всех остальных наших программ, таких, как изучение «Бхагавад-гиты», они приходили на утреннюю программу в пятницу, а затем в течение нескольких часов сидели в машине, направляясь к месту своей проповеди. Часто бывало так, что после этого они даже возвращались вовремя, чтобы успеть на вечернюю программу.

Здесь я должна поподробнее остановиться на том, как началась эта проповедь в глубинке, которую сначала осуществляли бенгальцы, а затем к ним подключились группы малаяли и хинди.

Как-то раз мы рассказывали Джаяпатаке Махараджу о том, как возвращались из соседней страны на машине, и как красиво было там, в глубинке. Всегда заинтересованный в проповеди, Махарадж спросил, есть ли там преданные. В то время проникновение в столь отдаленные районы казалось несбыточной мечтой, однако вскоре у нас появились возможности для этого, и преданные с радостью ухватились за них. В тех местах уже существовали религиозные группы других направлений. Наши преданные проникали в такие группы и призывали тамошних прихожан принимать сознание Кришны. Затем преданные выбирали самого серьезного из новичков и позволяли ему координировать деятельность образовавшейся группы.

Бенгальские преданные, в основном, принадлежали к рабочему классу. Среди них были портные, плотники, владельцы небольших лавочек, прислуга, разносчики почты и механики. Было также несколько ювелиров и других бизнесменов, а также один-два клерка с высшим образованием.

Мадхава Кришна дас, ювелир, имевший свой, небольшой бизнес, был динамичным и инициативным преданным. Он был прирожденным оратором и превосходно цитировал писания. Любой мог позавидовать его преданности сознанию Кришны и способности проповедовать. Хотя он жил с семьей, двери его дома были всегда открыты для преданных в любое время суток. Все бенгальские программы проводились именно у него. Любой мог оставаться у него дома, сколько хотел. Он никогда не отказывался от служения, которое его просили выполнить.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.