Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Способы проходки в слабых породах
В слабых и мягких полускальных и малоустойчивых породах при сооружении коротких тоннелей длиной до 300 м или ограниченных участков тоннелей, когда экономически нецелесообразно применение щитового способа проходки, используют способы опертого свода и опорного ядра.
Способ опертого свода применяют в породах, способных воспринять давление от пят свода обделки. Такими породами являются мягкие и полускальные породы с коэффициентом крепости 1¼ 3 (например, твердые глины, плотные суглинки, сланцы средней крепости, мергели). Способ заключается в разработке калотты и бетонировании в ней свода обделки, под защитой которого выполняются все остальные работы по сооружению тоннеля.
Способ опорного ядра используют в неводоносных слабых породах, неспособных воспринимать давление от свода обделки, как-то: в глинах, суглинках, супесях, лессовых, песчаных и т. д. При этом вначале бетонируют стены обделки несколькими ярусами в боковых штольнях, затем раскрывают калотту с опиранием свода на бетонные стены и разрабатывают породу в ядре.
Отличительная особенность этих способов работ заключается в обязательном проведении штолен и последующем последовательном раскрытии сечения тоннеля по частям.
Разработку породы производят в калотте и боковых штроссах буровзрывным способом либо проходческими комбайнами, в ядре - тоннельными экскаваторами или буровзрывным способом. Откатка породы производится автосамосвалами или проходческими вагонами.
Штольни проходят с помощью проходческих комбайнов 4ПП-2 или буровзрывным способом с помощью бурильных установок СБУ-2М на гусеничном ходу или БУР-2 на рельсовом ходу, погрузочных машин 2ПНБ-2, ПНБ-3Д на гусеничном ходу, 1ППН-5 на рельсовом ходу, проходческих вагонов ВПК-7 или вагонеток УВГ-2, 5 (3, 3).
Временной крепью являются металлические арки, забивная опережающая крепь из анкеров, установленных веерообразно по периметру свода выработки, и набрызг-бетона.
Все части поперечного сечения тоннеля небольшое время находятся на временной крепи, затем возводится бетонная или железобетонная обделка.
Способы опертого свода и опорного ядра весьма трудоемки, имеют ограниченные возможности механизации работ и низкие скорости проходки. Однако в связи с необходимостью быстрейшего закрепления выработки в слабых, мягких и полускальных породах они находят применение, особенно при сооружении коротких подземных выработок.
2.2 Буровзрывные работы при проходке тоннелей
Общие положения
Эффективность буровзрывных работ, т.е. качественное дробление породы, точное оконтуривание профиля выработки, снижение сейсмического влияния взрыва как фактора, обеспечивающего большую устойчивость выработки, кучная укладка породы у забоя после взрыва и повышение таких показателей, как коэффициент использования шпуров (к.и.ш.) и коэффициент излишка сечения (к.и.с.), зависит от правильного проектирования параметров буровзрывных работ (паспорта БВР): выбора типа ВВ и средств взрывания, определения расхода и величины заряда ВВ, выбора конструкции зарядов ВВ, установления числа, глубины и схемы расположения шпуров в забое. Паспорт БВР рекомендуется разрабатывать в зависимости от инженерно-геологических условий заложения выработки, физико-механических свойств породы, ее трещиноватости и устойчивости, степени обводненности горного массива.
|