Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Способ нижнего уступа
Способ нижнего уступа применяют при проведении тоннелей высотой более 10 м, сооружаемых в скальных трещиноватых породах с коэффициентом крепости не менее 4 или высотой менее 10 м в породах с коэффициентом крепости от 2 до 4.
Разработка в верхней части сечения тоннеля (калотты) производится сплошным забоем. Нижняя часть тоннеля (штросса) разрабатывается с ограничением ее по высоте, что обусловлено устойчивостью стен. В породах с коэффициентом крепости более 12 высота уступа не должна превышать 10 м, а в менее крепких породах - 5 м. При применении анкерной крепи в стенах тоннеля высота уступа может быть увеличена. Угол наклона уступа к горизонту не должен превышать 800.
При способе нижнего уступа тоннель сооружается в два этапа. В коротких тоннелях вначале на всю длину тоннеля проходят калотту, после чего начинают разработку нижнего уступа. Бетонную крепь свода тоннеля длиной более 300 м возводят с некоторым отставанием от забоя, а в тоннелях длиной менее 300 м -после проведения верхней части на всю длину тоннеля. Возведение крепи стен и лотка производят после разработки нижнего уступа или с некоторым отставанием от забоя.
Для повышения темпов сооружения тоннеля в основном применяют совмещенную схему проходки калотты и нижнего уступа с отставанием нижнего забоя от верхнего на 30¼ 50 или на 100¼ 300 м. При этом все операции по бурению, взрыванию и уборке породы в калотте и нижнем уступе производят одновременно, что несколько усложняет организацию работ.
Разработку породы в забоях осуществляют буровзрывным способом, а также горнопроходческими комбайнами. Для бурения шпуров в калотте используют бурильные самоходные установки СБУ-2К, СБУ-2М, УБШ-322, УБШ-332, УБШ-532Д и т.п. Погрузку производят породопогрузочными машинами ПНБ-3Д и ПНБ-3К. Отвозка породы от забоя осуществляется на большое расстояние автосамосвалами МоАЗ-6401, МоАЗ-7405, МАЗ-5549, КамАЗ-5511, вагонами ВПК-10 и ВПК-7, вагонетками УВГ-4, 5 (3, 3) с помощью электровозов К14, К10, АМ8Д, АРП14. На расстояние до 300 м откатку породы из калотты производят самоходными вагонами на пневмоколесном ходу 5ВС-15 и СДЭ-20. При отставании нижнего уступа от забоя калотты на 25-30 м породу перебрасывают с помощью ленточных перегружателей типа ППЛ-1К и УПЛ-2.
Породу из забоя калотты сбрасывают на нижний горизонт и там ее убирают вместе с породой нижнего уступа.
При безвзрывной разработке породы с коэффициентом крепости менее 5 применяют проходческие комбайны 4ПП-2М, 4ПП-5, ГПКС как в калотте, так и в штроссе.
Обуривание нижнего уступа производят двумя способами: горизонтальными шпурами и нисходящими скважинами. В первом случае применяют те же бурильные установки, которые использовались при забое калотты. Они устанавливаются на подошве тоннеля. При бурении нисходящих скважин (вертикальных или наклонных) применяют самоходные буровые станки типа СБУ-70, СВБ-50Г, СБМК-5, которые располагаются на почве калотты.
Погрузку породы в нижнем уступе производят погрузочными машинами ПНБ-3Д, ПНБ-3К или подземными экскаваторами в автосамосвалы либо проходческие вагоны типа ВПК.
Для бетонирования используют то же оборудование, что и для проходки сплошным забоем, а также опалубки для свода - ОПВ-65 и стен - ОСС-1.
|