Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Комментируемой статьей закреплен принцип гласности и право участников внешнеэкономической деятельности обращаться в федеральные органы исполнительной власти с






 

 

Комментируемой статьей закреплен принцип гласности и право участников внешнеэкономической деятельности обращаться в федеральные органы исполнительной власти с запросами о получении информации о принятых в отношении их решениях по вопросам экспортного контроля. Правовой основой комментируемой статьи являются Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ, Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 12 мая 2005 N 167 " Об утверждении Регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю".

Под обращениями граждан в контексте комментируемой статьи следует понимать индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам деятельности Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации, поступившие в письменной форме, а также устные обращения граждан, направленные по принадлежности в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю Российской Федерации, администрацию Президента Российской Федерации, аппарат Правительства Российской Федерации, депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации, Минобороны России, иным государственным органами, органам местного самоуправления и их должностным лицам.

Решения в области экспортного контроля принимаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, компетентными в области экспортного контроля. При этом соответствующие компетентные органы должны мотивировать принимаемые решения.

Существует несколько видов решений по вопросам экспортного контроля:

- о проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности участников внешнеэкономической деятельности, а по итогам проведения такой проверки;

- о государственной аккредитации организаций, создавших внутрифирменные программы экспортного контроля, и выдаче соответствующего свидетельства, а также о продлении срока действия такого свидетельства или о его аннулировании;

- о согласовании или об отказе в согласовании разрешения на реэкспорт контролируемых товаров и технологий (передачу третьему лицу);

- лицензирующего органа о выдаче лицензии на осуществление операций по экспорту и (или) импорту товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности, об отказе в выдаче такой лицензии, ее аннулировании или приостановлении срока ее действия;

- о выдаче разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности;

- о выдаче разрешения на проведение идентификационной экспертизы соответствующим организациям;

- об отнесении либо неотнесении товаров к продукции военного назначения.

 

 

Глава IV- Глава VI. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ ИНФОРМАЦИЕЙ ПО ВОПРОСАМ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ.

 

Ведение делопроизводства по обращениям граждан, поступившим в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю РФ, организация работы с письменными обращениями и организация личного приема граждан возложена на Управление делами службы.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ в установленном порядке рассматривает индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам службы, поступившие в письменной форме, а также устные обращения граждан или обращения граждан, направленные по принадлежности другими органами исполнительной власти.

Приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю РФ от 12 мая 2005 г. N 167 утвержден Регламент Федеральной службы по техническому и экспортному контролю РФ. Глава Х этого документа определяет порядок работы службы с обращениями граждан.

Так, в случае поступления письменного обращения оно должно быть зарегистрировано в течение трех дней с момента его поступления в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю РФ. Регистрация производится в соответствующей книге учета.

Обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, т.е. через сеть Интернет, подлежит регистрации и рассмотрению с направлением ответа по почтовому адресу, указанному в обращении.

Следует отметить, что в соответствии с Регламентом любое обращение, поступившее в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю РФ, в зависимости от его содержания представляется директору либо его заместителям в соответствии с распределением обязанностей. После этого по решению директора либо его заместителей обращение направляется для рассмотрения и подготовки ответа в соответствующее структурное подразделение службы.

В случае наличия в содержании поступившего обращения обжалования действий (бездействий) конкретных должностных лиц Федеральной службы по техническому и экспортному контролю РФ применяется механизм, исключающий направление такого обращения для рассмотрения должностным лицам, действия которых обжалуются. При наличии в обращении вопросов, не входящих в компетенцию службы или должностного лица, оно в течение семи дней со дня регистрации направляется по принадлежности с уведомлением лица, направившего обращение, о переадресации обращения.

Рассмотрение обращений производится Федеральной службой по техническому и экспортному контролю в течение 30 дней с даты регистрации обращения.

Регламентом установлено, что в исключительных случаях, а также в случае направления запроса в государственные органы, органы местного самоуправления или должностному лицу для получения необходимых для рассмотрения обращения материалов директор, его заместитель либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив об этом гражданина, направившего обращение. При этом Регламентом не определено, какие случаи можно отнести к исключительным.

При наличии в поступившем обращении информации о противоправных деяниях и лицах, подготавливающих либо совершивших такие деяния, обращение направляется в соответствующий компетентный государственный орган.

Обращение, оформленное ненадлежащим образом (например, в обращении отсутствует фамилия лица, направившего обращение, его почтовый адрес), не подлежит рассмотрению. Если текст обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ не рассматривает обращения, содержащие обжалование судебных решений, а лишь разъясняет порядок обжалования таких решений.

Следует также отметить, что Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки по данному вопросу. Такое решение принимается директором или его заместителями в случае, если в обращении содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу, и при этом в обращении не приводятся новые доводы. При этом уведомление гражданина, направившего обращение о принятом решении, обязательно.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ не вправе давать ответы на обращения граждан по существу, если в таких ответах содержатся сведения, содержащие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. При этом гражданину, обратившемуся в службу, сообщается о невозможности дать ответ в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Обращение считается рассмотренным, если разрешены все поставленные в нем вопросы, приняты необходимые меры и дан письменный ответ за подписью директора, одним из его заместителей либо уполномоченным на то лицом.

Личный прием граждан в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю РФ проводится директором либо уполномоченным на то лицом и организуется кадровой службой. Учет устных обращений граждан в службу ведется посредством ведения карточек личного приема граждан. При этом устный ответ может быть дан только с согласия гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, в случае если ранее ему был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Порядок информирования российских участников внешнеэкономической деятельности о получении лицензий, разрешений на совершение экономических операций с контролируемыми товарами определяется соответствующими постановлениями Правительства РФ. Основным принципом исполнения функции по информированию является законность, гласность и доступность информации. Комментируемая статья возлагает на федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля - Федеральную службу по техническому и экспортному контролю РФ - задачу по информированию всех заинтересованных участников внешнеэкономической деятельности о нормативных правовых актах в области экспортного контроля.

При устном запросе информации о нормативных правовых актах работник службы с использованием баз данных информационной системы определяет параметры ответа и устно сообщает информацию обратившемуся лицу.

При получении обращения в письменной форме поступившее обращение регистрируется в системе делопроизводства Федеральной службы по техническому и экспортному контролю РФ в течение рабочего дня, следующего за днем поступления обращения, после чего докладывается директору службы и направляется в структурное подразделение, где регистрируется в день получения.

Начальник структурного подразделения службы назначает ответственного исполнителя, который в течение 10 дней готовит проект ответа на обращение. Ответ подписывается заместителем директора службы, курирующим вопросы экспортного контроля, и направляется заявителю почтовым отправлением в течение двух дней после его подписания.

Информирование осуществляется на регулярной основе, не реже одного раза в полугодие, с учетом изменений законодательства в области экспортного контроля и результатов анализа соблюдения российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства в области экспортного контроля. Срок исполнения процедуры по доведению до участников внешнеэкономической деятельности информации об изменениях законодательства в области экспортного контроля следующий:

- до пятнадцати дней после официального опубликования федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ;

- до десяти дней после официального опубликования нормативных правовых актов Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

Экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, перечисленных в статье 7 комментируемого Закона. Одним из таких методов является применение мер государственного принуждения в отношении лиц, нарушивших установленный комментируемым Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок осуществления внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, или предпринявших попытку совершить такие действия.

В связи с этим следует отметить, что ответственность за нарушения законодательства в области экспортного контроля предусмотрена как уголовным, гражданским и административным законодательством, так и комментируемым Законом. Административная ответственность юридических лиц, в отличие от должностных лиц и граждан, в сфере экспортного контроля выражена тремя статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Это ст. 14.20, ч. 2 ст. 19.5, ч. 2 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из ч. 1 ст. 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридические лица, осуществившие внешнеторговые операции с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль, без специальной лицензии, либо в нарушение ее требований, либо с использованием лицензии, полученной незаконно, могут быть привлечены к административной ответственности в виде административного штрафа, исчисляемого от стоимости перемещенного через таможенную границу товара.

Однако в случае если такие действия сопряжены с незаконным перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, несоблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров на территорию Таможенного союза или их вывоз с этой территории либо несоблюдением таможенного режима, то виновное юридическое лицо должно привлекаться по ст. ст. 16.1, 16.3, 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не по ч. 1 ст. 14.20.

Данные статьи являются специальными по отношению к ч. 1 ст. 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому поглощают указанные в ней нарушения. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Российской Федерации уполномочена административным законодательством России (ст. 23.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) на рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по фактам нарушения законодательства об экспортном контроле, которые выразились в нижеследующем:

- в невыполнении в установленный срок законного предписания либо решения данной службы (ч. 2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль));

- в непредставлении сведений, либо представлении заведомо недостоверных сведений в вышеуказанную службу (ч. 2 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля).

Субъектом таких правонарушений выступают только виновные российские юридические лица независимо от формы собственности, зарегистрированные на территории Российской Федерации в установленном порядке и обладающие правом осуществления внешнеэкономической деятельности.

Понятие вины юридического лица раскрывает ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Необходимо помнить, что привлечение юридического лица к ответственности не освобождает от ответственности виновное должностное лицо организации, допустившей нарушение законодательства в области экспортного контроля.

Наступление гражданско-правовой ответственности для юридических лиц в области экспортного контроля предусмотрено гражданским законодательством Российской Федерации. Основания для ее наступления аналогичны основаниям, раскрытым в комментарии к ст. 31.

Помимо административной и гражданской ответственности, п. 2 комментируемой статьи предусматривает возможность наказания юридических лиц путем наложения на них взыскания в виде лишения права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности на срок до трех лет.

Решение о лишении юридического лица права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности принимается Правительством Российской Федерации. Основанием для принятия такого решения является представление межведомственного координационного органа по экспортному контролю, в одну из функций которого входит подача в установленном порядке в Правительство Российской Федерации таких предложений. Решение о лишении юридического лица права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности применяется в случаях, когда организация осуществляет внешнеэкономические операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на которые распространяется экспортный контроль:

- в отсутствие лицензий или разрешений;

- в случае получения лицензий или разрешений на осуществление внешнеэкономических операций с такими товарами посредством предоставления поддельных документов или документов, содержащих недостоверные сведения;

- в случае осуществления внешнеторговой деятельности в нарушение требований и условий лицензий или разрешений.

Также основанием для лишения организации права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности может являться неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля.

Однако само по себе совершение юридическим лицом действий, поименованных в абзацах 2 - 4 ст. 30 комментируемого Закона, не будет являться основанием для запрета осуществления определенных видов внешнеторговой деятельности. Данные действия должны иметь последствия, которые выражаются в наступлении определенных негативных для государства обстоятельств - это наступление последствий в виде существенного ущерба политическим и экономическим интересам Российской Федерации, обороне страны и безопасности государства либо совершение указанных правонарушений неоднократно, то есть два или более раза.

К понятию существенного ущерба политическим и экономическим интересам, обороне страны и безопасности государства можно отнести действия, направленные на раскрытие сведений, указанных в ст. 5 Федерального закона от 21 июля 1993 г. N 5485-1, - это сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, в области внешней политики и экономики, в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, раскрытие которых ведет к угрозе безопасности государства, то есть к нарушению состояния защищенности суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности государства от внешнего враждебного влияния.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.