Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение «СБРОС НАПРЯЖЕНИЯ».






Упражнение в основном используется в индивидуальной терапии, но может быть применено и в групповом формате, а также использоваться в качестве домашнего задания.

Инструкция для клиента. Потратьте несколько раз в день по две-три минуты на то, чтобы примерно представить себе лично ваши непродуктивные затраты мышечной энергии. Чем бы вы ни занимались – работой, отдыхом, общением с друзьями или чем-то еще, - замрите в той позе, в которой вы это делаете. Пробегитесь внутренним взглядом по собственному телу и постарайтесь обнаружить те мышечные напряжения, которые никак не являются необходимыми с точки зрения выполняемой в данный момент физической работы. Даже обнаружение таких напряжений можно считать серьезной личной победой, а уж если вам удастся хотя бы на несколько минут эти напряжения сбросить – это будет просто превосходно!

 

Упражнение «СМАЗКА»

Поскольку упражнение выполняется каждым самостоятельно, оно вполне применимо и в индивидуальном, и в групповом режиме.

Инструкция клиенту. Встаньте и закройте глаза. Представьте, что ваше тело – очень сложный и тонкий механизм. Я сейчас прикоснусь к кончику вашего указательного пальца (в групповом режиме – «Я по очереди прикоснусь к кончику указательного пальца каждого из вас»). Представьте себе, что этим прикосновением я ввожу в ваше тело – то есть в ваш механизм – некоторое количество вещества, достаточное, чтобы смазать все его суставы. Вещество абсолютно безвредное и очень нужное для нормального функционирования вашего механизма. Но оно не может волшебным образом попасть в каждый сустав – вам для этого придется собственными усилиями распределить его по всему телу. Сначала энергичными движениями всеми суставами указательного пальца вы продвинете смазку к ладони, затем в дело вступят другие пальцы, запястье и так далее. Будьте внимательны, постарайтесь в достаточной мере смазать каждый сустав вашего тела.

4. Этап осмысления

Главная работа, связанная с коррекцией нарушений четвертого этапа, направлена в целом на способность человека к осознанию, осмыслению и рефлексии. По сути дела, такая работа имеет две главные цели: одна из них связана как бы с подготовкой почвы для эффективной психотерапии, а другая имеет прямой психотерапевтический смысл.

Поэтому мы сочли возможным разделить упражнения на три большие группы – по тем задачам, которые они способны решать в психотерапевтическом процессе для достижения двух вышеназванных целей.

Первая группа упражнений призвана решать демонстрационно-диагностические задачи и позволяет клиенту в ходе их выполнения осмыслить собственные жизненные стратегии и свои отношения с собой и окружающим миром.

К упражнениям, предоставляющим богатейшие демонстрационно-диагностические возможности для осознания и осмысления собственных жизненных стратегий, можно отнести уже известные вам «КУЧА МАЛА» «ПОТОЛКУШКИ», «СТОП-СИГНАЛ», «РАСШИРЕНИЕПРОСТРАНСТВА», «КУКЛА И КУКЛОВОД» и «РАЗРЫВУШКИ».

Для исследования клиентом в ходе психотерапии своих отношений с собой и окружающим миром пригодятся «БЕЗ СЛОВ», «ДАЙ РУКИ», «ДВАДЫХАНИЯ», «МОЛЧАЛИВЫЕ ИСТОРИИ» и «УХОД». Кроме того, тем же целям может прекрасно послужить следующее упражнение:

 

Упражнение «СКУЛЬПТУРА СЕМЬИ»

Поскольку для наиболее эффективного выполнения предлагаемого упражнения нужно не менее трех участников, лучше использовать его в группе. Но при необходимости можно попробовать проделать его с клиентом и в индивидуальной работе – просто для этого придется разбить упражнение на последовательно выполняемые составные части.

Инструкция группе. Разбейтесь на группы по четыре человека. Вашей задачей будет создание своего рода скульптуры на тему «Мои взаимоотношения с родителями», поэтому каждый по очереди окажется в роли «скульптора». Сначала ему потребуется найти позу, которая бы наиболее точно отражала его отношение к родителям в детстве – эту позу примет один из партнеров (по выбору «скульптора»). Два других партнера по указаниям «скульптора» изобразят его родителей или одного родителя – естественно, в позах, отражающих их отношение к «скульптору» в детстве. Затем участникам «скульптуры» нужно будет побыть в предложенных им позах несколько минут, будучи очень внимательными к собственным чувствам, телесным ощущениям и желаниям. Потом они смогут поделиться со «скульптором» тем, что происходило с ними, какие чувства и желания они испытывали, каким могло бы быть их следующее движение из предложенной позы.

Затем «скульптору» придется по очереди заменить каждого из партнеров и разобраться со своими переживаниями в его позе. Все происходящее обязательно обсуждается после каждой перестановки.

Потом «скульптору» нужно будет найти для себя позу, отражающую его нынешнее положение, чувства и отношения к родителям – даже если их уже нет на свете. Его партнерам, конечно, тоже придется привести свои позы в соответствие с указаниями «скульптора».

Если после обсуждения автор скульптуры обнаружит, что его не устраивает то, что он узнал из второго своего творения – он может построить и третью, в которой воплотит те взаимоотношения с родителями, которые, по его мнению, подобают ему как вполне взрослому человеку.

Очевидно, что каждую из трех частей описанного упражнения можно использовать по отдельности – в зависимости от задач терапевта. Группу можно разбивать и на тройки – тогда «скульптор» с самого начала занимает позу ребенка и лишь затем последовательно заменяет партнеров в их родительских позах. При использовании упражнения в индивидуальной работе придется разбираться последовательно с отношениями с каждым из родителей.

 

Вторая группа упражнений решает задачи осознания клиентом собственных ресурсов и возможностей. Одни упражнения из этой группы позволяют человеку обнаружить внутри себя совершенно неожиданные для него возможности, о которых он просто никогда не думал. К таким упражнениям можно отнести «ЗООПАРК», «РОСТОК», «НЕИЗБЕЖНОСТЬ», «ГОЛОС РЕСУРСА», «СОСРЕДОТОЧЕНИЕ» и «МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА».

Другие упражнения позволяют человеку осознать реальные размеры своих ресурсов, понять, что их, в сущности, намного больше, чем он представляет себе. Своеобразным эпиграфом к таким упражнениям может служить известный афоризм А.Кларка «Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы». Для решения этой задачи вполне подойдут известные вам упражнения «ДВИГАЕМ СТЕНУ», «РАЗРЫВУШКИ» и «КУЧА МАЛА».

И, наконец, третья группа упражнений позволяет клиенту непосредственно в ходе их выполнения попытаться что-либо изменить в своих привычных паттернах или отношениях. Чаще всего это происходит за счет того, что, совершив некое действие в упражнении, клиент затем осознает его как некую метафору иного поведенческого варианта либо нового отношения к чему-либо. В этих целях можно использовать «СКУЛЬПТУРУ СЕМЬИ», «ЗООПАРК», «РОСТОК», «БЕЗ СЛОВ», «ПОТОЛКУШКИ», «СТОП-СИГНАЛ», «РАСШИРЕНИЕПРОСТРАНСТВА», «ДВА ДЫХАНИЯ», «МОЛЧАЛИВЫЕ ИСТОРИИ», «ПЕРЕХОД», «РАЗРЫВУШКИ», «КУЧУ МАЛУ» и «СПИНА К СПИНЕ».

Ту же задачу можно попытаться решить и вполне впрямую:

 

 

Упражнение «МУЗЕЙ ПРОБЛЕМ»

Упражнение в основном пригодно для групповой работы, однако в отдельных случаях его возможно применять и в индивидуальной психотерапии.

Процедура выполнения. Вначале каждый член группы самостоятельно в течение заданного промежутка времени (5-7 минут) находит какую-то проблему из числа весьма насущных и мешающих ему жить, а затем пытается выразить ее какой-то позой. Можно представить себе, что это - макет скульптуры под названием, например, «Моя неуверенность в себе» или «Мои отношения с мамой». Не стоит придумывать такую скульптуру – лучше поискать такое положение тела, которое сопровождалось бы теми же чувствами, какие возникают у автора позы при столкновении с этой проблемой. Процесс может затянуться – это очень хорошо, поскольку обозначает, что работа действительно идет на уровне тела, и конечный ее итог будет реально связан с самой проблемой.

Когда каждым из участников искомая поза, наконец, определена, по команде ведущего вся группа одновременно должна замереть в своих проблемных позах на пятнадцать-двадцать минут. Ведущий группы должен обращать внимание на попытки участников группы облегчать себе жизнь и понемногу упрощать позу. Когда обозначенное время истечет, ведущий предлагает участникам группы поискать такое положение тела, которое наиболее оптимально для отдыха именно после позы, ставшей метафорой проблемы. Такая поза с очевидностью окажется, в свою очередь, метафорой способа решения исследовавшейся проблемы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.