Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С нарушением самоконтроля






Упражнения, используемые для коррекции нарушений самоконтроля, также можно разделить на две группы. В одну из них войдут упражнения, цель которых – создать условия, в которых самоконтроль окажется необходимым клиенту. Иными словами, подобные упражнения необходимы человеку, чья способность к самоконтролю недостаточна. Из известных вам упражнений с этой целью можно использовать «КОШАЧИЙ БОЙ», «ЗАМРИ-ОТОМРИ», «ПОЛНАЯ ОТДАЧА», «КОНТРОЛИРУЕМАЯ АГРЕССИЯ» и «ЧЕРЕПАШЬИ БЕГА». Неплохо будут работать на поставленную цель и следующие упражнения:

 

Упражнение «ПОПРОБУЙ УДЕРЖИ»

Упражнение состоит из двух частей. Одну из них вполне можно применять в индивидуальной работе, вторая же предназначена только для использования в группе.

Процедура выполнения. Для выполнения упражнения потребуются незаточенные карандаши – по одному на каждого участника. Суть упражнения состоит в удержании карандашей зажатыми между пальцами стоящих рядом участников (фото 112).

Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии примерно одной вытянутой руки и пытаются два карандаша, прижав их подушечками указательных пальцев. Дается задание, не выпуская карандашей, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад. Способы движения руками можно разнообразить по усмотрению ведущего.

После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг – так, чтобы расстояние между соседями было около полуметра. Карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания - поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение, вытянуть руки вперед, отвести назад, сузить круг, расширить круг, наклониться вперед, назад, выпрямиться, присесть, встать и т.д.

Если упражнение выполняется под медленную музыку, то в кругу можно устроить настоящий танец.

 

Упражнение «РАЗГОВОР СО СТРАХОМ»

Упражнение можно использовать как в индивидуальном, так и в групповом формате. В обоих случаях есть два варианта проведения упражнения: клиент (или каждый участник группы) может работать в одиночку или в паре с помощником, роль которого в индивидуальном формате выполняет психотерапевт. При работе в групповом формате каждый должен побывать и в роли работающего, и в роли помощника. В режиме «клиент – терапевт» в роли помощника выступает, естественно, только психотерапевт.

Исходя из разных задач, которые психотерапевт предполагает решить этим упражнением, инструкция вполне может быть изменена. Разговор, например, может состояться не со страхом, а с проблемой, мамой, ресурсом, воспоминанием, своим настоящим «Я» и т.д.

Инструкция для индивидуальной работы. Вы ложитесь на спину с открытыми глазами, сгибаете ноги и плотно упираетесь ступнями в пол.

А теперь понаблюдайте пару минут за вашим дыханием, чуть приоткройте рот – и начните звучать. Сначала просто поэкспериментируйте немного с собственным голосом, попробуйте на вкус разные звуки разной высоты и громкости, а потом попробуйте голосом – без слов! – поговорить с собственным страхом. С любым – на ваш выбор – из тех, что имеются в вашей личной истории. Главное, чтобы он был настоящий, значимый, а не высосанный из пальца. Вы говорите, а он вам отвечает - и все голосом! Это совершенно не обозначает, что ваш диалог потом можно будет перевести на нормальный человеческий язык – вовсе нет. Скорее всего, это будет действительно чисто звуковой (но оттого не менее осмысленный для вас лично) диалог.

Инструкция для помощника в паре. Вы устраиваетесь рядом с вашим партнером и аккуратно подкладываете руку ему под шею. Обратите внимание: ваша рука просто прикасается к шее партнера – довольно плотно, но не надавливая. Позаботьтесь, чтобы та поза, которую вы выберете, позволяла вам чувствовать себя в ней комфортно довольно долгое время – минут десять – пятнадцать. На протяжении всех упражнений с голосом вашего партнера вы просто присутствуете рядом, давая ему понять вашим прикосновением, что он не один. Вначале можете постараться пристроиться к его дыханию, но имейте в виду: когда он начнет звучать, его дыхание, скорее всего, углубится и станет намного более редким. Когда его разговор с собственным страхом завершится, очень осторожно уберите свою руку из-под его шеи и сядьте рядом – так, чтобы, если он захочет, открыв глаза, встретиться с вами взглядом, у него была бы такая возможность. В то же время, если ему ваш взгляд будет только мешать, он должен иметь и возможность от него уклониться. Когда он захочет разговаривать, обсудите с ним то, что происходило с вами в это время, и то, что вы наблюдали в проявлениях его тела.

Второй тип упражнений, используемых для работы с нарушениями самоконтроля, пригоден, напротив, для клиентов, чей самоконтроль можно считать избыточным. Тогда целью применения подобных упражнений будет ощущение им разницы между необходимым и избыточным самоконтролем и освоение механизмов, обеспечивающих «дозирование контроля». Такими упражнениями можно считать уже описанные «СМЕРТЬ МАРИОНЕТКИ», «ПИАНИНО», «РЕЗИНОВАЯ КУКЛА», «КУКЛА И КУКЛОВОД» и «СОВЕТ СТАРЕЙШИН». Попробуем предложить еще несколько эффективных упражнений.

 

Упражнение «ЗВУКОВАЯ ЛЕСТНИЦА»

Инструкция для клиента. Упражнение состоит из трех частей, и для начала попробуйте каждую из частей выполнить по десять раз. Встаньте прямо – так, чтобы ваша макушка оказалась строго над серединой ваших ступней. Чуть-чуть расслабьте коленки, разверните плечи и опустите руки. При этом во время упражнения ваши руки смогут вытворять все, что им заблагорассудится – кроме залезания в карманы, скрещивания на груди или закладывания на спину. Просто начать стоит с их свободного положения.

А теперь глубоко вдохните, представьте себе, что из земли в ваши ступни входит самый низкий звук, какой вы только способны издать, и на выдохе начните звучать. Проводите этот звук, постепенно повышая, по всему телу снизу вверх – так, чтобы из вашей макушки он вышел максимально высоким.

После того, как вы проделаете первую часть не меньше десяти раз, можно переходить ко второй. Звук при этом будет проходить от макушки, то есть от самого высокой ноты, к ступням – к самой низкой. Все остальные условия остаются прежними.

И, наконец, третья часть представляет собой последовательную комбинацию из первой и второй: на первом выдохе вы звучите «снизу вверх», а на втором – «сверху вниз».

Критериев правильности выполнения несколько. Во-первых, звук должен постепенно ощущаться во всех частях тела – начиная от ступней и кончая макушкой. Во-вторых, высотный диапазон этого звука должен быть действительно максимальным. В-третьих, звук должен повышаться равномерно, без ступенечек и скачков. В-четвертых, тело на протяжении всего звучания должно оставаться неподвижным – не нужно помогать себе ни головой, ни коленями, ни плечами.

Упражнение позволяет, кроме того, получить точную диагностическую картину расположения в теле клиента мышечных зажимов – именно в этих местах он будет переставать чувствовать звук в теле, и именно в этих местах будут возникать те самые ступенечки и скачки в высоте звука. Вполне возможно, что где-то звук будет просто застревать, упорно не желая двигаться дальше. Кстати, и попытаться распустить эти зажимы посредством этого упражнения вполне возможно – именно это и произойдет, когда клиент в конце концов добьется правильного выполнения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.