Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа с проблемными паттернами дыхания






Как вы помните, А. Выховски основывает свою классификацию телесных проекций личностной проблематики на возможных личностных нарушениях (проявляющихся, в частности, в искажениях процесса дыхания) во время четырех стадий раннего психомоторного развития. Предметом своей деятельности он называет паттерны дыхания, и для психотерапевтической работы с каждым из таких проблемных паттернов он определяет свою специфическую конечную цель.

Такой целью для работы с первым паттерном, соотнесенным с проблемой включенности и принятия, становится помочь клиенту установить контакт с собственным дыханием. Внутри работы с данным паттерном контакт клиента с терапевтом не слишком значим - скорее, терапевт пытается стать хорошей социальной средой для клиента, в которой тот может почувствовать самого себя, найти свое дыхание в общем контексте ощущений. Для достижения этой цели Выховски работает с различными положениями тела клиента и разного рода прикосновениями, чтобы усилить его контакт с самим собой. Главной задачей для клиента становится отпустить себя, расслабиться, или, как принято говорить в биосинтезе, центрироваться. Позиции, когда клиент лежит на спине, на животе или на боку, хорошо подходят для этой цели. Когда первая поза выбрана и клиент позволил терапевту осуществить прикосновение, тот должен постараться установить контакт между своими руками и телом клиента в выбранной позе. Признаком такого – «хорошего» - контакта является «да»-реакция в дыхании клиента, когда оно становится более глубоким и ровным. Если реакция на контакт положительная, Выховски предлагает переходить к медленным движениям тела или его частей, с целью углубить дыхание. Некоторым клиентам помогает сгибание тела, дальнейшее сворачивание клубочком, другим - постепенное раскрытие и вытягивание. Нарастание интенсивного контакта с самим собой может вызвать глубокие переживания, двигательные импульсы, усиление контакта с терапевтом - как невербального, так и вербального. Иногда актуализируются старые травмы, и тогда терапевт помогает клиенту осознать их, прожить и интегрировать. Но независимо от содержания переживаний, пульсация сгибания - разгибания, сворачивания - разворачивания помогает терапевту следить за развитием контакта клиента с собственным «Я».

Принимающая позиция терапевта позволяет ему следовать за клиентом, даже если тот перестает дышать. В качестве одного из вариантов такого рода работы мы предлагаем вам

Упражнение«ЭМБРИОН»

Упражнение выполняется в паре, поэтому его вполне можно использовать и в индивидуальной, и в групповой работе.

Процедура выполнения. Один из партнеров ложится на пол на боку, свернувшись калачиком, и закрывает глаза. Второй укладывается у него за спиной, как бы плотно обтекая его тело своим, подставляет свои ступни под его ступни и кладет руку ему на макушку (фото 33). Минуты три-четыре второй партнер сохраняет неподвижность (контакт «земля»), стараясь пристроиться к дыханию первого, а затем начинает очень осторожные и мягкие движения в режиме контакта «воздух» - на вдохе первого слегка надавливает своими ступнями ему на стопы, а ладонью – ему на макушку. На выдохе давление должно исчезать. Если у первого партнера, лежащего калачиком, начнут возникать какие-то движения, второй никак им не препятствует, сохраняя ритм своих движений, соотнесенных с дыханием первого.

 

Целью работы со вторым проблемным паттерном дыхания, отражающим для Выховски проблему неумения распознавать и адекватно удовлетворять свои потребности, становится исследование возможности повышения низкого энергетического уровня клиента и стимуляция импульсов вдоха. Напрямую этого можно добиться, например, сильным надавливанием на грудную клетку или любым другим применением контакта «воздух».

Однако во многих случаях реакция клиента на стимуляцию извне, от терапевта, остается слишком слабой. Тогда, по мнению Выховски, нужно предложить клиенту самому совершить какие-либо действия, сопрягая их именно со вдохом. Активизируя руки, начиная с кистей, а также нижнюю челюсть клиента, можно помочь ему получить опыт осознанного выражения своих потребностей - скажем, предложить схватить руки терапевта и сжимать их, тянуть на себя или посасывать их на вдохе. При такой работе могут проявиться самые разные варианты проблемы осознавания собственных потребностей, а также их выражения физически и вербально. Для этих целей вполне может быть применено, например

Упражнение «РАСШИРЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА»

Упражнение пригодно и для парной работы в группе, но намного лучше применять его для работы один на один с клиентом. В любом случае не стоит использовать его на начинающей группе, участники которой вряд ли окажутся в состоянии грамотно проинтерпретировать происходившее в ходе его выполнения и дать друг другу достаточно ценную информацию.

Процедура выполнения. Клиент садится на пол, а психотерапевт усаживается очень близко за ним, почти утыкаясь носом в его спину. Руки клиента сложены впереди, а руки психотерапевта лежат поверх них.

Клиент на вдохе начинает медленно разводить руки в стороны, руки психотерапевта при этом их сопровождают. На выдохе руки клиента возвращаются в прежнее положение – психотерапевт опять-таки следует за ним (фото 34). Обратите внимание: на этом этапе работы психотерапевт совсем не сопротивляется движению рук клиента!

Однако после трех - четырех вздохов психотерапевт начинает сопротивляться разведению рук - и, соответственно, вдоху клиента. Здесь очень важно проявить максимум изобретательности в «осложнении жизни» клиенту: сопротивляться можно не каждый раз, а в произвольной последовательности, сила сопротивления может от раза к разу меняться, можно давить только на одну руку, можно сопротивляться только в начале или, наоборот, в конце вдоха, можно в какой-то момент переставать сопротивляться вовсе, чтобы клиент не знал, когда психотерапевт снова начнет это делать… Единственное, чего нельзя делать психотерапевту – влиять на движение рук клиента при выдохе. Все остальное – можно, и по возможности – в непредсказуемой последовательности.

То, как клиент будет реагировать на изменение внешних условий (то есть действий психотерапевта), даст очень много информации, которую можно обсудить после завершения упражнения, потому что все это – лишь отражение обычной жизненной стратегии экспериментатора. Но этот опыт пригоден отнюдь не только для диагностики, - ведь экспериментатор сможет попытаться адекватно реагировать на разные варианты сопротивления окружающего мира.

Работа с дыханием в рамках третьего проблемного паттерна и, соответственно, с проблемой сепарации и автономии, нацелена на равновесие границ и адекватность выражения эмоций. Центральная тема данного паттерна взаимодействия - это связь дыхания с самоутверждением, личностная интеграция с помощью дыхания в рамках социальных интеракций.

Энергетически значимую роль играет координация дыхания с мощной моторной системой спины, рук и ног, а в эмоциональной сфере - с чувствами страха и гнева, вины и стыда. Работать с клиентом, обнаруживающим третий проблемный паттерн дыхания, лучше в положении стоя. Главным в работе является отслеживание импульсов клиента, оказание поддержки в интеграции страха и гнева, получение им навыков общения в конфликтной ситуации.

Страх зачастую связан с трудностями построения границ. В связи с этим эффективным представляется координировать вдох с расширением физического пространства, а также с ограничивающими защитными жестами. В терапевтической практике можно использовать как прямой телесный контакт - давление, отталкивание, - так и дистантный контакт с помощью ясно выраженных стоп-сигналов.

Наоборот, для достижения адекватности экспрессии выдох сочетается с движением, голосом и взглядом. Спектр возможных реакций клиента здесь довольно широк - от мягкого, расслабляющего отпускания контроля до катарсических выбросов эмоций и вегетативных реакций. Примером такой работы может служить

Упражнение «ПРОБА ГОЛОСА»

Упражнение вполне приемлемо и в индивидуальном, и в групповом формате. Единственное, что следует принимать во внимание при работе в группе – очень часто при выполнении этого упражнения возникают довольно сильные чувства, и психотерапевту нужно быть готовым к последующей работе с ними.

Инструкция для клиента. Лягте на спину, согнув ноги и очень надежно и плотно поставив на пол ступни. Это – необходимое условие техники безопасности (фото 35). Второе, столь же необходимое требование – все упражнение вы делаете с открытыми глазами. Все это нужно для того, чтобы вы сохраняли контроль над ситуацией. Даже если в какой-то момент вам страшно захочется глаза закрыть и в полной мере отдаться тоске, боли, ужасу или каким-то иным переживаниям – постарайтесь остаться в сознании и в окружающей реальности.

Сначала вы послушаете свое дыхание и расслабите нижнюю челюсть. Затем очень осторожно добавите к своему выдоху просто шум – но так, чтобы этим шумом был наполнен весь выдох. И когда вы уже какое-то время «пошумите» на каждом выдохе, попривыкнете к этому и поймете, что ничего страшного не происходит – попытайтесь заменить шум звуком. Звук может быть любым – какой пойдет. Не забудьте, что звучите вы на каждом выдохе!

Когда вы уже освоитесь со звучанием собственного голоса – начинайте экспериментировать. Попробуйте разные варианты производимого звука – он ведь может быть весьма разным в зависимости от той гласной, на которой вы звучите. Не забывайте обращать внимание на телесные ощущения. У нас есть серьезные подозрения, что тело будет очень по-разному себя чувствовать на звуках «о-о», «у-у», «ы-ы» и «а-а», например. Только не спешите менять гласные – позвучите каждой из них по одной-две минуты.

Потом можете поисследовать реакции вашего тела на разные громкости звука – от звука почти неразличимого до оглушительного. Опять-таки – не торопитесь! Потом обратите внимание на то, как ваше тело отвечает на высоту звука – от мышиного писка до слоновьего трубного баса.

Затем постарайтесь найти голосом самый неприятный звук – неприятный не столько по слуховому впечатлению, сколько по сопровождающему его телесному ощущению. И, наконец, доставьте себе удовольствие – найдите самый приятный в настоящий момент для вас звук. Неважно, если он будет не слишком красив с точки зрения вокалистов – главное, чтобы ваше тело получило от него истинное удовольствие.

В терапевтической ситуации при работе с четвертым проблемным паттерном дыхания, отражающим проблему способности человека квстрече и коммуникации важна внутренняя интеграция ума, души и сексуальности. Целью психотерапии становится предложение клиенту опыта человеческого общения на разных уровнях близости, без нарушения сексуальных границ. Чем более открыт и полон взаимный контакт двух людей, использующий экспрессивные возможности голоса, взгляда, жестов и движений, тем больше встает проблема стыда, с одной стороны, и проблема соблазнения и чрезмерного сокращения дистанции, с другой. Именно дыхание выявляет степень интенсивности переживания, которую клиент может выдержать и выразить. Задача терапевта здесь особенно сложна, так как он тоже вовлечен в этот интенсивный контакт, влияющий на его собственное дыхание. В то же время он должен продолжать осознавать процесс, вовремя заметить трудности и помочь их вербализовать. Все это необходимо сделать, избежав многочисленных ловушек, не оскорбляя и не унижая, не дистанцируясь, но и не нарушая собственных границ.

Однако общение и интимность не ограничиваются половой идентификацией. Переживание глубоких человеческих чувств - благодарности, сострадания, прощения, любви, радости и счастья - так же, как и глубинный духовный опыт, может скрываться за крайней ранимостью и робостъю. Если отношения доверия уже построены, такие переживания часто сопровождаются сильнейшими волнами дыхания. Одним из вариантов терапевтической работы с четвертым проблемным паттерном дыхания может стать

Упражнение «СТРАСТИ, ЧУВСТВА И МЫСЛИ»

Упражнение может быть использовано и в индивидуальном, и в групповом режиме работы.

Процедура выполнения. Один из партнеров садится на стул так, чтобы спинка находилась не там, где обычно, а сбоку. Не забудьте, что опора желательна почти во всех упражнениях, поэтому ноги ему лучше будет всей ступней поставить на землю. Второй подходит к сидящему с той стороны, где спинка стула не сможет помешать взаимодействию. Для второго очень важно будет на протяжении всего упражнения не забывать о своем комфорте, чтобы ничто не мешало ему чувствовать партнера.

Сначала стоящий положит одну свою ладонь сантиметров на пять-шесть ниже пупка сидящего, а вторую – ему на крестец. Потом оба закроют глаза и сосредоточат все свое внимание на том, что будет происходить в части тела, находящейся между ладонями стоящего, в течение ближайших десяти минут (фото 36).

Затем стоящий очень аккуратно переместит свои ладони выше – одну на то место, куда мы кладем руку, говоря о своих чувствах, а вторую чуть выше лопаток. И снова – десять минут молчаливого контакта, во время которого каждый будет прислушиваться к себе и к происходящему в зоне соприкосновения двух тел (фото 37).

Наконец, одна рука стоящего ляжет на лоб сидящему (обязательно под волосы), а вторая – чуть ниже затылка (фото 38). После выполнения упражнения оба партнера делятся своими переживаниями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.