Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В психотерапевтической работе с телом






 

Мы уже говорили, что предлагаемое читателям руководство не ставит своей целью подробно и полно описать все существующие на данный момент в телесно-ориентированной психотерапии подходы. Для нас скорее важно систематизировать имеющуюся информацию о возможностях практической психотерапевтической работы с телом, то есть создать такую систему анализа, которая давала бы возможность изучать различные способы работы с телом с точки зрения их практического применения в целенаправленной, осмысленной и эффективной психотерапии.

И поэтому нам представляется чрезвычайно важным нарушить сложившуюся в отечественном – хотя, возможно, и не только в отечественном… - психотерапевтическом профессиональном сообществе традицию избегать критического анализа различных подходов и методов психотерапевтической работы. Эта традиция, которая на первый взгляд кажется проявлением терпимости, плюрализма и взаимного профессионального уважения, по сути своей противоречит основным принципам и тенденциям развития любой науки.

В общем-то, легко догадаться о причинах такого положения вещей: в самом деле, психотерапия, которая за многие десятилетия своего существования так и не сумела четко определить, что же такое эффективность психотерапевтической деятельности, и даже сформировать собственную понятийную систему, общую для всех, кто ею занимается, обрекает своих последователей на чрезвычайно высокий уровень тревожности. Мы, в сущности, никогда не можем с уверенностью знать, позитивные изменения в жизни клиента происходят благодаря нашим усилиям, независимо от них или вопреки им. В этой ситуации ортодоксальное следование принципу «не судите, да не судимы будете» оказывается нашей защитой от этой пресловутой профессиональной тревожности.

Разумеется, даже у нас, при всем нашем неукротимом скептицизме, нет ни малейшего желания оспаривать приведенный выше принцип. Однако критический анализ вовсе не предполагает необходимости «суда» как прямого оценивания того или иного подхода – то есть определения его как «правильного» или «неправильного», «плохого» или «хорошего», «эффективного» или «неэффективного» и т.д. Более того, еще Андрей Платонов, рассуждая о литературной критике, четко сформулировал идею о том, что критика произведения с точки зрения его совпадения или несовпадения с позицией критикующего совершенно бессмысленна. Имеет смысл лишь критика с точки зрения наличия – или отсутствия – внутренних противоречий в логике автора произведения. Аналогичным образом и критический анализ любого результата научной – в том числе и психотерапевтической – мысли возможен лишь с позиции рассмотрения существующих его внутренних противоречий. Именно такой анализ дает неоценимый толчок развитию научной мысли, а его отсутствие, напротив, приводит к застою науки. На наш взгляд, такой застой сейчас и наблюдается в психотерапии, во многом идущей по пути «искусства ради искусства» - умножения и усложнения различных методов не с точки зрения повышения эффективности целенаправленного психотерапевтического процесса, а с точки зрения «совершенства» самого метода. Именно это приводит к существующей во многих направлениях борьбы «за чистоту метода», за последовательность в его применении. В итоге клиент зачастую может много больше рассказать о методе, которым с ним работал психотерапевт, нежели о реальных результатах такой психотерапевтической работы.

По этой причине мы решили позволить себе не только описание нашего видения предлагаемых читателю подходов телесно-ориентированной психотерапии, но и некий их критический анализ.

1. Вегетотерапия В. Райха

Основные положения вегетотерапии. Вильгельма Райха можно считать пионером феноменологического подхода в телесно-ориентированной психотерапии (как, впрочем, и во всей телесно-ориентированной психотерапии). В качестве основного принципа своего подхода он постулировал работу не с заявленной клиентом (в его терминологии – пациентом) проблемой, а с состоянием определенной зоны в теле, являющейся материальным субстратом этой проблемы.

Мы с вами помним, что, по идее Райха, оргонная энергия в норме беспрепятственно протекает вдоль нашего тела, перераспределяясь исключительно для совершения каких-то определенных действий, адекватных реальным внешним условиям. Но ее нормальное движение осложняется тем, что в нашем теле существует три биологических возбуждения, проявления которых являются нежелательными с точки зрения социума и потому всеми возможными способами блокируются. Начиная с раннего детства, под воздействием родителей и прочих значимых взрослых человек привыкает к тому, что эти три возбуждения – гнев (и его вариации - ярость, раздражение, агрессию и пр.), тревожность (страх, испуг, ужас и т.д.) и сексуальное возбуждение необходимо всячески сдерживать, не позволяя им проявляться.

И приучают каждого человека к этому – как ни грустно - его собственные родители. Делается это просто. Представьте себе маленького ребенка, в первый раз в жизни – о ужас! – замахнувшегося на маму. С кем не бывает? Но если мама при этом превращается в разъяренную фурию, кричит на провинившегося агрессора, бьет его или иначе наказывает, ребенок точно понимает только одно: когда я ТАК делаю, мама меня НЕ ЛЮБИТ. А что для крохотного человечка может быть страшнее? А если это повторяется еще и еще раз? У ребенка не остается иного выхода, кроме как научиться больше никогда ЭТОГО не делать. И тело начинает ему помогать, потому что для маленького тельца страх потери материнской любви практически равнозначен страху смерти. Помощь организуется единственно возможным для тела в этой ситуации способом – напряжением мышц, способных удержать руку от крамольного действия. Ведь способности к произвольному контролю собственных действий в этом возрасте еще нет и быть не может. И в следующий раз, когда у ребенка возникнет соответствующее желание, напряженные мышцы помешают ему вскинуть руку… Проходит много лет, иногда уже и мамы в живых нет, а мышцы продолжают пребывать в постоянном напряжении, мешающем человеку замахнуться для удара. Даже в ситуации, когда без этого не обойтись. Даже когда требуется всего-навсего совершить подачу сверху в волейболе или бадминтоне. Более того – под запретом оказывается не только само действие, но и чувство, его вызвавшее…

Еще Чарльзом Дарвином была высказана идея, что наши эмоции и движения, их выражающие, находятся в неразрывной связи. Если меняется эмоция, немедленно меняется и внешняя форма ее проявления; если же меняется внешнее выражение, это неизбежно влечет за собой изменение самой эмоции. Правда, в совершенно чистом виде это существует только у маленьких детей, у которых еще между чувством и его выражением не вмешалось слово. И тогда получается совсем уж мрачная картина: запрет, наложенный на некое выразительное действие, автоматически оказывается наложенным и на соответствующую эмоцию, и наоборот. Выходит, что нельзя не только некие чувства проявлять, но даже их испытывать! Правда, они все равно, естественно, возникают, и ребенок – а впоследствии, разумеется, и выросший из ребенка взрослый человек – оказывается вынужден тратить энергию не только на то, чтобы удерживаться от каких-то внешних проявлений, но на то, чтобы заставлять себя не чувствовать то, что он на самом деле чувствует.

В результате всего этого в теле человека формируются, по мнению В.Райха, мышечные блоки, состоящие из мышечных зажимов.

Характерный панцирь. С точки зрения основоположника телесно-ориентированной психотерапии, все наше тело может быть разделено на семьсегментов. Каждый из них расположен параллельно земле и вследствие этого – перпендикулярно направлению протекания оргонной энергии. Мышечный блок - это комбинация зажимов на мышцах, входящих в какой-нибудь один сегмент, препятствующая свободному протеканию энергии внутри этого сегмента. При этом в каждом сегменте блокируются вполне определенные формы проявлений и переживаний трех тех самых «неприемлемых» биологических возбуждений. Сугубо индивидуальную комбинацию блоков на различных сегментах Райх назвал характерным панцирем человека – иначе говоря, тем самым материальным субстратом, который формирует характер и обеспечивает формы его внешнего проявления. Фактически получается, что неповторимый и уникальный характер каждого человека с точки зрения Райха есть ни что иное, как комбинация (впрочем, действительно совершенно индивидуальная и уникальная) привычных мышечных напряжений – или, иначе говоря, наших специфических ограничений естественного процесса жизнедеятельности. В этой главе мы с вами попробуем разобраться, как же устроен каждый из сегментов этого панциря, как распознать у себя наличие блока на том или ином сегменте и что с этим блоком делать.

В характерный панцирь входит, как уже говорилось, семь сегментов – глазной, челюстной, горловой, грудной, диафрагмальный, брюшной и тазовый.

 

Глазной сегмент. Первый сегмент включает в себя глазодвигательные мышцы и мышцы скальпа. Блокируются в этих мышцах разнообразные социальные страхи – например, страх оценки, страх совершить ошибку, страх обидеть другого человека и все прочие в том же духе.

Чтобы распознать наличие блока на глазном сегменте, достаточно обратить внимание на бегающий взгляд, никак не желающий сосредоточиться на чем-либо одном, или, наоборот, взгляд неподвижный и расфокусированный. Очень характерны для человека с проблемным глазным сегментом постоянно наморщенный лоб со сдвинутыми бровями, неизменно и удивленно приподнятые брови (фото 15). Глаза у такого человека чаще всего бывают тусклыми и невыразительными – независимо от того, куда обычно направлен их взгляд. Ведь постоянное напряжение – или постоянное же расслабление – неизбежно влияют на состояние сосудов, питающих глаза.

Если человек жалуется на головные боли – можно быть уверенным, что мышцы, входящие в его глазной сегмент, избыточно напряжены. Правда, тому могут быть и лежащие ниже – то есть в прочих сегментах мышечного панциря – причины. Тем не менее, маловероятно, что, имея проблемы на нижних сегментах панциря, человек обойдется без блока на глазном. Другое дело, что такие боли невозможно будет снять работой только с глазодвигательными мышцами и мышцами скальпа – придется работать и с многими другими.

К другим проявлениям блокированного глазного сегмента можно отнести и невозможность заплакать, которая легко формируется простейшим родительским наставлением - «Настоящие мужчины (или, скажем, послушные девочки) никогда не плачут». Не менее информативна и постоянная слезливость – то, что в обиходе называется «глаза на мокром месте». Здесь очень важно напомнить, что блок на любом сегменте вовсе не обязательно выражен постоянно избыточным мышечным напряжением; блок может быть представлен постоянно и неадекватно расслабленными мышцами – даже тогда, когда реальность настоятельно требует рабочего, то есть напряженного их состояния. Так вот невозможность заплакать с очевидностью возникает из первого вида блоков, - а неуемная слезливость – из второго вида.

 

Челюстной сегмент. Входят в этот сегмент мышцы подбородка, нижней части затылка и верхней части горла. На каждой из них может образовываться зажим, а в совокупности имеющиеся зажимы и образуют челюстной блок. Живут здесь проблемы не только с выражением и переживанием чувств, но и с определенными действиями. Например, человек с выраженным блоком на челюстном сегменте мышечного панциря испытывает серьезные затруднения с сосанием и кусанием. Причем эти затруднения могут проявляться как в избегании этих действий, так и в стремлении постоянно их совершать. В принципе, постоянное жевание жевательной резинки вполне может считаться проявлением заблокированности челюстного сегмента – равно как и постоянное сосание «чупа-чупсов» и прочих леденцов, обсасывание и обгрызание авторучек и ногтей, жевание и посасывание воротничков рубашек дает нам информацию о наличии выраженного челюстного блока.

Блокируются в этом сегменте также плач, гнев и крик. Причем речь идет не о плаче как о проливании слез, а о том плаче, который сопровождается всяческими «звуковыми эффектами» – всхлипыванием, постаныванием, рыданиями (впрочем, речь о рыданиях пойдет и ниже – в разговоре о следующем сегменте – горловом). С гневом – еще сложнее: в этом сегменте блокируются не только внешние проявления гнева, ярости, раздражения, возмущения и прочих разновидностей неприятия окружающего, но и само переживание этих чувств. Одной из нас однажды повезло наблюдать редкостное проявление челюстного блока – женщину, все (!!!) зубы которой были равномерно стесаны до самых десен. Она пришла к протезисту-стоматологу, который оказался весьма грамотным специалистом и отказался протезировать ей зубы, пока она не поработает с психотерапевтом. Причем все необходимые исследования, подтверждающие достаточное количество кальция в организме и, соответственно, нормальное состояние самой зубной ткани были проделаны. Беззубая дама на приеме у психотерапевта долго рассказывала о своей любви к ближним – но делала это с суженными от злости глазами, играя желваками на скулах (видимо, дотирая остатки зубов). По ее словам, муж, мать и сын ей попались исключительно неудачные, но даже их она любит до остервенения (скрежет зубовный), жизнь обходится с ней совершенно ужасно, и вообще она крайне терпеливая особа, раз переносит это до сих пор, проявляя поистине чудеса ангельского смирения.

Разумеется, не все челюстные блоки так экстремальны в своих внешних проявлениях. Чаще приходится видеть просто постоянно стиснутые челюсти, желваки на скулах или, наоборот, отвисшую нижнюю челюсть – как вариант гипоблока (фото 16, 17).

Человек с проблемами на челюстном сегменте испытывает серьезные трудности с тем, чтобы хоть как-то выразить свои чувства – причем не только негативные. Зачастую сказать кому-то о своей любви или даже просто о симпатии такому человеку представляется почти невозможным. Причем нередко это даже не воспринимается как проблема – человеку кажется совершенно очевидным, что о своих чувствах в «приличном обществе» говорить не принято! При этом ему почему-то кажется, что скрипеть от ярости зубами или играть желвакам на скулах в момент особо интенсивного удерживания своих чувств намного вежливее…

Можно отнести к проблемам челюстного сегмента и скрипение зубами по ночам – постоянное или в моменты тяжелых стрессовых переживаний. Стоматологи, правда, считают, что в некоторых случаях ночное скрежетание является чисто соматическим симптомом. Может, оно и так – тогда мы можем говорить о двух возможных причинах этого явления. А может, с точки зрения Райха причина все равно одна – теперь мы у него уже не спросим…

Горловой сегмент. Сегмент включает в себя глубокие мышцы шеи и язык. Вильгельм Райх полагал, что в нем оказывается заблокированной в первую очередь наша способность плакать и кричать – то есть проявлять достаточно сильные и яркие негативные чувства. И на этом примере нам можно, наконец, представить себе, что Райх имел в виду, говоря о более ранних и более поздних сегментах характерного панциря. Если мы вспомним, что запрет на громкий крик и плач ребенок обычно получает очень рано, то станет ясно, что верхние, наиболее поздно складывающиеся сегменты панциря на самом деле формируются не позже двух-трех лет. И тогда представьте себе, как рано начинают блокироваться самые нижние сегменты характерного панциря – например, тазовый, к рассмотрению которого мы тоже скоро подойдем!

В дополнение к крику и плачу в горловом сегменте проживают гнев и обида, что совершенно очевидно выражено в русских поговорках – «проглотить обиду», «обида комом в горле встала», «проглотить слезы», «крик в горле застрял» и пр. К внешним проявлениям, по которым можно предположить наличие у человека выраженного блока на горловом сегменте относятся постоянный кашель в условиях отсутствия хронического бронхита, непрерывное сглатывание, ощущение «кома в горле», слишком громкий или слишком тихий голос, голос хриплый, надсадный, не соответствующий возрасту и т.д.

Сюда же можно отнести и столь свойственный многим людям жест обхватывания горла рукой – вспомните своих школьных учителей и разнообразных несчастных матерей и жен в фильмах, когда им сообщают нечто ужасное об их детях или любимых, а воспитание не позволяет им проявить свои чувства так, как им того бы хотелось (фото 18).

Кстати, если уж говорить о преподавателях, то неплохо было бы подумать и вот о чем: если бы проблемы с голосом и горлом действительно можно было бы считать чисто профессиональным заболеванием, то оно встречалось бы у всех, кому по роду занятий приходится много и постоянно публично говорить. Но ведь существует огромное количество учителей и ораторов, не имеющих этих проблем! Если голос подается свободно – и с точки зрения громкости, и с точки зрения «эмоционального наполнения», то нет никаких причин для возникновения избыточного напряжения в голосовых связках – нет, соответственно, причин и для возникновения «профессионального заболевания». А вот если преподаватель, например, постоянно сдерживает свое желание объяснить нерадивым ученикам или студентам, что он о них думает, или изо всех сил старается говорить так, чтобы его голос заполнял всю аудиторию (иначе говоря, все доступное ему пространство) – вот тогда как раз то самое избыточное напряжение и возникает.

Грудной сегмент. В. Райх приписывал этому сегменту очень широкое и емкое значение. С его точки зрения в этой области человеческого тела блокируются такие глубинные, можно даже сказать – глобальные чувства, как печаль и любовь, а также страстность вообще, то есть способность человека испытывать глубокие сильные чувства. Блок на грудном сегменте приводит к тому, что человек не может разрешить себе по-настоящему отдаться любви, ревности, боли от потери, тоске по несбыточному – да мало ли что еще мы можем называть таким простым словом, как страстность!

Кроме того, там же живет еще одна разновидность гнева. Речь на этот раз идет не о стремлении удержать в горле крик гнева или ярости: в этом-то случае человек само чувство испытывать себе позволяет и в большинстве случаев даже способен его назвать, просто не может его адекватно проявить. В грудном же сегменте блокируется сама способность переживать гнев, который по сути своей нередко является не менее сильным чувством, чем любовь.

Блокирование всего этого букета специфически человеческих чувств, которые, может быть, и составляют все богатство нашей жизни, осуществляется в широких мышцах груди, мышцах плеч, лопаток, грудной клетки, рук. Представляете, какое неисчислимое количество комбинаций индивидуальных мышечных зажимов возможно на этапе формирования этого блока? А представляете, как рано, оказывается, возникает внутри нас нечто, всю последующую жизнь мешающее нам любить, радоваться, добиваться своего, мечтать? И все – только для того, чтобы избежать неких гипотетических страданий! Как будто мы не страдаем от отсутствия любви, понимания, близости, радости жизни и многого другого, что остается под тяжелой глыбой запрета?!

Легко предположить, по каким внешним проявлениям можно судить о наличии выраженного блока на грудном сегменте. Конечно же, это скованная или чрезмерная жестикуляция, холодные или горячие и влажные руки, стремление постоянно прятать руки в карманы, под себя, в рукава и т.п. (фото 19). Но это еще далеко не все. Для нас с вами могут оказаться важными такие жесты, как потирание рук, стремление постоянно что-то вертеть в руках – зажигалку, скрепку, ручку или чью-то пуговицу (фото 20). Даже привычка перебирать четки совершенно не обязательно говорит о набожности – во многих случаях это как раз про блок на грудном сегменте. Хотя, к сожалению, эти два явления вполне могут сосуществовать …

Но, как явствует из самого названия рассматриваемого нами сегмента, информативным для нас оказывается не только поведение рук. Не менее значимо и положение корпуса – безвольно опущенные или, наоборот, высоко вздернутые плечи, выпяченная или вдавленная – при отсутствии чисто медицинских причин для такого ее положения – грудь. Хотя не исключено, что и при наличии медицинского объяснения не вполне естественного состояния грудной клетки речь все-таки идет о том же самом, ведь соматическая медицина и телесно-ориентированная психотерапия вовсе не противоречат друг другу – просто зачастую одно и то же они называют по-разному. Или по-разному понимают исходные причины.

О заблокированности протекания энергии в области груди информирует нас и жестко зафиксированное положение корпуса – такое, при котором человек практически не способен повернуть только голову и, даже чтобы прислушаться, поворачивается в направлении звука всем корпусом (фото 21).

Интересно и стремление человека всегда ходить застегнутым на все пуговицы – помните знаменитого «человека в футляре»? – или, скажем, носить несколько слоев распахнутой одежды. Даже сама привычка всегда и всюду одеваться «многослойно» - равно как и одеваться избыточно тепло – вполне может намекнуть на желание создать дополнительные защиты для той области, где проживают самые глубокие и искренние чувства.

Все, о чем мы уже говорили в контексте диагностики по специфическим особенностям дыхания, чрезвычайно важно и для разговора о грудном сегменте характерного панциря.

Конечно же, о проблемах этого сегмента могут говорить затруднения вдоха, выдоха или и того, и другого вместе, шумное или сбивчивое дыхание, жалобы на то, что человеку не хватает воздуха, что он никак не может вздохнуть полной грудью, на мышечные боли в области груди. Но разве не про то же самое говорит человек, жалующийся на то, что ему не удается выстраивать устраивающие его отношения с другими людьми? И разве не связаны с тем же самым проблемы с постановкой и достижением своих целей? Ведь мы же знаем, что наши цели всегда связаны с нашими желаниями, а желания – с чувствами. И если доступ к глубоким чувствам у человека заблокирован, как может он поставить перед собой настоящие, реальные цели, цели, соотносящиеся с его истинными желаниями? Откуда может взять силы на достижение самых что ни на есть настоящих, великих и праведных целей человек, чьи мышцы напряжены настолько, что это начинает препятствовать полноценному дыханию? И разве смогут его мышцы отвлечься на реализацию каких-то иных целей, если все их силы уходят на поддержание того самого постоянного неадекватного напряжения?

Получается, что на нашей способности к настоящему, глубокому, полноценному дыханию зиждется наша способность к настоящей, глубокой, полноценной жизни – ни больше, ни меньше. Этим и объясняется очень большое количество упражнений, ориентированных на работу с дыханием.

Впрочем, если вы помните, Райх тоже одним из средств психотерапевтического воздействия на пациента полагал накопление энергии в теле посредством глубокого дыхания. Но с тех пор, как практиковал Райх, психотерапия накопила большое количество упражнений и целых новых подходов к работе с дыханием, о которых он и не подозревал. Многие из них мы с вами будем рассматривать в последующих главах. Речь идет о разнообразных опытах, задачей которых является переживание человеком – иногда впервые в жизни – удовольствия от биологического дыхания, то есть того дыхания, на которое, собственно говоря, и настроено изначально наше тело. В осуществлении такого дыхания принимают участие мышцы и грудной клетки, и брюшной полости, потому что воздух при таком полном вдохе наполняет обе эти емкости внутри нашего организма. Такие упражнения могут основываться на принципе «ян» - то есть подразумевать серьезное сопротивление дыханию клиента со стороны психотерапевта, которое в конечном итоге должно привести к облегчению вдоха. Есть и другие техники – «инь»-техники, которые должны создать для клиента безопасные и комфортные условия, облегчающие возможность вздохнуть «полной грудью». Правда, с нашей точки зрения, это выражение является не вполне точным – речь-то идет как раз о дыхании не только полной грудью, но и о проведении воздуха в брюшную полость, но как метафора оно вполне пригодно для описания наших целей. Вы же помните, что в русском языке обозначает идиома «жить, дыша полной грудью»?

Диафрагмальный сегмент. Этот сегмент включает в себя мышцы диафрагмы, солнечного сплетения и внутренних органов, находящихся в этой зоне. Блокируются здесь гнев, отвращение, брезгливость, способность к рвоте. Легко заметить, что, несмотря на разнообразие названий проживающих в этой области проблем, все они – про одно и то же: про тот вариант гнева, который предполагает активное отторжение неприемлемых для человека явлений окружающего мира. То есть не то отторжение, при котором возможно хотя бы какое-то взаимодействие и преобразование того, что не устраивает, а отторжение такое, при котором необходимо как можно скорее удалиться от чего-то непереносимого на максимальное расстояние. Есть, кстати, и еще один смысл у этой зоны человеческого тела – именно она, в сущности, связывает верхнюю половину нашего организма с нижней. А если смотреть на диафрагмальную область с этой точки зрения, то поневоле на ум приходят все те смыслы, которые у нас связаны с понятиями «верх» и «низ» и описывают разнообразные противоречия между земным и небесным, высоким и прекрасным – и низменным и животным и т.п. Вот и получается, что именно диафрагма в известной степени отвечает у нас за все наши попытки примирить «высокие» и «низменные» ценности.

Есть и еще одна функция у мышц диафрагмы – они отвечают за осуществление вдоха (выдох, как известно, у человека происходит автоматически как возврат к естественно-расслабленному состоянию легких).

Чаще всего наличие блока на диафрагмальном сегменте проявляется в нарушениях дыхания, неповоротливости туловища (продолжающей линию проявлений блокированного грудного сегмента). Кроме того, для людей с выраженным блоком на этом сегменте очень характерна неспособность к рвоте – они даже в случае тяжелых отравлений и крайне «революционного» настроения желудка и кишечника делают все, чтобы избежать рвоты. Другой вариант – который, скорее всего, относится к категории уже известных нам гипоблоков, то есть неадекватных мышечных расслаблений – это, наоборот, слишком частая рвота. В этом случае человек по поводу и без оного провоцирует у себя рвоту – даже когда состояние пищеварительной системы вовсе этого не требует. Такая провокация может быть как осознанной – как, например, у людей, экстремально худеющих или даже страдающих анорексией, - так и неосознанной, когда даже самый безобидный запах или зрелище способно вызвать у человека неудержимую рвоту.

Брюшной сегмент. Этот сегмент располагается ниже диафрагмального и включает в себя широкие мышцы живота и спины. Судя по описаниям Райха, это – единственный сегмент, в котором различные чувства имеют совершенно разную, но вполне определенную локализацию. Со спины в этой области блокируется страх нападения, а по бокам – злость и неприязнь.

Важно не забывать также и то, что само слово «живот» в русском языке имеет как минимум три значения – во-первых, собственно анатомическое, во-вторых – древнеславянский аналог слова «жизнь», а в-третьих (обнаруженное у В.Даля в его «Кратком словаре живого великорусского языка») – «все добро, накопленное человеком за жизнь». Последнее значение, учитывая отсутствие подробной расшифровки понятия «добро», вполне можно считать соответствующим современному пониманию живота как некоего энергетического центра, своеобразного депо наших жизненных сил. Поэтому наличие выраженного брюшного блока естественным образом приводит к снижению общего тонуса как организма, так и психики человека. Такие люди жалуются на недостаток сил или, наоборот, избыток сил нереализованных.

Проявляться такой блок может, например, все в той же неповоротливости туловища. Дело в том, что, хотя в сегменты характерного панциря входят только мышцы, все же анатомическое строение скелета не может вовсе не оказывать влияния на функционирование мышечного панциря. Посему эти три отдела – грудной, диафрагмальный и брюшной – очень тесно связаны по своей структуре и внешним проявлениям. В самом деле, было бы довольно трудно представить себе человека, очень подвижного в области грудного сегмента и неподвижного в брюшной области.

Нередко у людей с ярко выраженным брюшным блоком – а особенно если он дополнен столь же сильным диафрагмальным – имеется очень характерный «арбузный» живот, то есть живот очень тугой, округлый, резко выдающийся вперед. Такое строение туловища лишь отчасти связано с избытком энергии в этой зоне; вторая важная причина состоит в том, что заблокированные мышцы поясницы порождают довольно специфическую осанку, заставляющую такой милый животик задорно выдаваться вперед.

Тазовый сегмент. Это – самый крупный сегмент характерного панциря: он включает в себя все мышцы нижней половины туловища, начиная от подвздошных костей. Райх полагал, что там блокируется не только сексуальное возбуждение, как можно было бы предположить по его названию, но и так называемые витальные страхи – иначе говоря, страхи, связанные с инстинктом самосохранения, то есть страх за собственную жизнь (в ситуации реальной и непосредственной угрозы для выживания) и за нарушение собственной физической целостности. Такой взгляд очень логично объясняет огромное количество случаев диареи в окопах во время двух мировых войн, а также в любых ситуациях, чреватых реальной опасностью для жизни. Довольно часто та же диарея без всяких особых причин возникает у особо тревожных студентов перед экзаменом. Механизм этого вполне объясним: тревожность, которая, как вы помните, относится к трем блокируемым биологическим возбуждениям, доводит сдерживающее напряжение до уровня запредельного торможения – и привычный блок распускается, давая столь неприятные с социальной точки последствия. (Кстати, исходя из этого, легко представить себе, сколь недостижим в реальности генитальный характер: получается, что в большинстве случаев даже приучение к социально приемлемому отправлению физиологических потребностей приводит к формированию тазового блока. Поскольку поодиночке блоки обычно не живут, то результат мы все знаем.)

Ощущение надежности своего существования тоже неизбежно и серьезно страдает при наличии тазового блока, поскольку от избыточного напряжения мышц, входящих в этот сегмент, нарушается естественная физическая устойчивость и, как следствие, общее равновесие организма. Мы же уже говорили о том, что способ нашего физического существования нераздельно слит с нашим психическим состоянием, и в этом конгломерате одно оказывает влияние на другое, и наоборот. В результате возникает сложная композиция из нарушений поведения, физического функционирования, эмоциональных отношений и т.д.

Сексуальные проблемы, по мнению Райха, тоже обитают в тазовой области. К их внешним проявлениям, конечно же, относятся особенности походки – напряженные, негнущиеся ноги, подкашивающиеся коленки, шаркание при ходьбе, расхлябанность или чрезмерная скованность бедер, походка на жесткой стопе, на носочках, на пятках и прочее. К таким проявлениям можно отнести и специфические варианты осанки – такие, как, например, слишком оттопыренный или, напротив, поджатый таз. О многом расскажет нам и усиленное подчеркивание или старательное скрывание одеждой области таза, и постоянное пребывание рук в этой зоне, стыдливо прикрывающее ее или нарочито обращающее на нее внимание. Люди с выраженным блоком на тазовом сегменте нередко жалуются на те или иные сексуальные проблемы, различные заболевания органов малого таза, мышцы которых также находятся в ведении этого сегмента

Очень интересно, кстати, что практически ни про одно из этих проявлений нельзя с уверенностью сказать, характеризует ли оно наличие сексуальных проблем или проблемы опор. Остается принять на веру, что эти проблемы связаны совершенно нераздельно. Может, полноценный счастливый секс возможен только у человека, твердо знающего на каком он свете существует и по каким правилам, уверенного в себе и знающего, что пока он в состоянии заниматься любовью, он способен справиться и с любыми другими жизненными задачками. А может, прочная связь с землей провоцирует на ярко выраженную сексуальность… Может, именно это Райх и имел в виду, когда писал про генитальный характер?

Анализ предлагаемого подхода. Отнесение вегетотерапии к феноменологическим подходам к категоризации телесной проблематики достаточно очевидно. В самом деле, единственным упоминанием о динамическом строении характерного панциря является представление о том, что его нижележащие сегменты блокируются на более ранних этапах развития, чем вышележащие. Механизмы такого блокирования также остаются неизменными на протяжении всего психомоторного развития человека. В силу этого обнаружение того или иного мышечного зажима или блока на некоем сегменте характерного панциря не дает психотерапевту возможности обоснованно предположить, когда и в результате какого именно нарушения этот зажим или блок сформировались. Строго говоря, психотерапевт имеет возможность получить информацию об этом – но лишь после того, как конкретный зажим или блок на каком-то сегменте панциря будет распущен, и клиент получит доступ к «законсервированным» в нем воспоминаниям.

Можно предположить, что В. Райх, будучи убежденным психоаналитиком, исходил в своих теоретических построениях из классической психоаналитической модели личности, однако в описании своих представлений о характерном панцире он нигде впрямую на ней не основывается. Его описание патогенеза личности сводится к объяснению причин возникновения самого факта неадекватных мышечных напряжений и не дает представления о том, за счет чего возникает именно индивидуальная комбинация этих напряжений. Так же неясным остается то, как в жизни человека проявляется своеобразие его неповторимого мышечного панциря. Это оказывается вполне понятным – если учесть, что никакой классификации типов возможных комбинаций мышечных зажимов вегетотерапия тоже не содержит. Соответственно, неизменной является и психотерапевтическая стратегия при работе с каждым конкретным личностным – и, следовательно, телесным – нарушением. Ведь в вегетотерапии изначально постулировано, что психотерапевт работает не с личностным нарушением, а с конкретным мышечным блоком. Если быть строго последовательными, то с этой точки зрения вегетотерапию вообще нельзя с уверенностью отнести к телесно-ориентированной психотерапии – сколь бы крамольным ни было это утверждение.

С другой стороны, неоценимым вкладом Райха в психотерапию – причем, на наш взгляд, не только в телесно-ориентированную – является последовательное, полное и конкретное описание образа душевного здоровья, существующего в вегетотерапии под названием «генитального характера». Столь же конкретной и четкой является его диагностическая система. Вполне понятным также является и описание им механизмов терапевтического воздействия.

Однако есть и свои сложности в использовании этого подхода. Они связаны, например, с тем, что для подобной работы психотерапевту необходимо безупречное знание анатомии.

 

2. Классификация базовых личностных проблем по В.Баскакову

Базовые проблемы в телесно-ориентированной психотерапии.

Одна из известных в нашей стране категоризаций телесной проблематики принадлежит создателю метода танатотерапии, психологу В.Баскакову. Эта классификация известна под названием базовых проблемы телесно-ориентированной психотерапии. Основана она на описании наиболее типичных психологических проблем и соотнесении их с определенными частями человеческого тела, где они, по мнению автора классификации, «проживают».

Таких базовых проблем В.Баскаков выделяет четыре – сверхконтроль, проблема контактов, сексуальные проблемы и проблема опор.

 

Сверхконтроль. Эта проблема, как легко догадаться, существует в голове человека и воплощает в себе избыточный самоконтроль. Бессмысленно доказывать необходимость самоконтроля в социальной жизни человека – в сущности, это вообще единственный механизм, способный обеспечить адаптацию в обществе. Именно в действии самоконтроля проявляется такое глобальное умение человека, как умение совершать произвольные действия.

Но тогда чем же сверхконтроль отличается от самоконтроля и что в нем, собственно говоря, плохого? Оказывается, все очень просто. Самоконтроль - всего-навсего инструмент, то есть некая способность, от использования которой человек может отказаться в любой момент, как только надобность в ней будет исчерпана. То есть в определенной ситуации человек говорит себе: «Будь внимателен и думай, что говоришь и что делаешь» - и ему это действительно удается. Затем ситуация меняется, он оказывается среди родных и понимающих его людей, и это вполне позволяет человеку отказаться от избыточной сдержанности. Инструмент исправен.

Сверхконтроль же - он потому и «сверх», что отключить его не удается даже в случае крайней необходимости. Женщина только что спорила со своим мужем, и сдержанность была ей необходима, дабы не дать волю сиюминутному раздражению. Но вот спор окончен, супруги оказываются в постели - самое время отключить любой контроль... Но - не тут-то было. Прежняя сдержанность работает как сломанный выключатель, в любом положении которого свет продолжает гореть.

Столь же губителен сверхконтроль и во всех прочих сферах человеческой жизни, где главенствуют чувства. Легко ли по-настоящему влюбиться человеку с ярко выраженным сверхконтролем? А способен ли такой человек дать волю своему творческому воображению? И может ли он прислушаться к собственной интуиции? Да мало ли чего еще он не может!..

Можно сказать, что такой человек по какой-то причине осознанно или неосознанно воспринимает окружающую вас ситуацию как небезопасную и, дабы избежать реальных – или, что бывает намного чаще, мнимых – опасностей, пытается контролировать все происходящее. И чем больше он будет знать о происходящем, тем спокойнее ему будет – или, по крайней мере, кажется, что будет спокойнее. И он напрягает все имеющиеся в его распоряжении мышцы так же, как животное в угрожающей ситуации, когда срабатывает ориентировочный рефлекс. Но животное-то при этом способно реагировать только на реальный стимул, сигнализирующий о возможной опасности! При этом, получив необходимую информацию о ситуации, животное либо успокаивается, либо пускается наутек, либо изготавливается к бою. Человек же реагирует на некий внутренний сигнал, заставивший его оценить имеющееся положение вещей как угрожающее, и потому разрешение ситуации оказывается невозможным в принципе.

 

Проблема контактов. Эта проблема соотносится с плечами, грудью и в первую очередь – с руками человека. Понятно, что сам по себе контакт – никакая не проблема, а исключительно приятное и даже необходимое в полноценной жизни событие. Что же должно с ним произойти, чтобы он стал проблемой? В принципе, ответ на этот вопрос в рамках рассматриваемой классификации достаточно очевиден: любое действие становится проблемой, когда совершается не так, как человек того хочет. В приложении к теме контактов это обозначает, что человеку не удается вступать в те контакты, которые были бы для него желательны, а те, которые у него и имеются, устроены совсем не так, как он хотел бы.

Почему проблема контактов в классификации В.Баскакова соотнесена именно с руками? Потому что руками мы делаем практически все. Руками можно построить или сломать, можно погладить или ударить, взять или отдать... И любое, самое малейшее их движение не бывает случайным. Причем интересно то, что, если ноги в силу нашего прямохождения вынуждены в той или иной мере постоянно напрягаться, то руки в принципе должны выходить из состояния покоя, только когда выполняют какую-либо работу. Однако у большинства людей, когда они находятся в состоянии бездеятельности (во всяком случае, внешней), руки что-нибудь делают. И даже если руки все-таки ничем не заняты, то само их положение зачастую с точки зрения распределения энергии оказывается «избыточным» - об этом уже много говорилось в главе, посвященной диагностическим аспектам клиентской работы.

 

Сексуальные проблемы. Секс сам по себе, опять же, никакой проблемой не является – совсем наоборот, это занятие исключительно приятное и чрезвычайно украшающее жизнь. Так что же делает секс проблемой? Самый простой и все же самый глобальный ответ – несовпадение «хочу» с «могу» во всех мыслимых вариантах. «Хочу, но не могу», «могу, но не хочу», «хочу с этим человеком, но с ним не могу (например, он не хочет)», «хочу и могу, но не знаю, с кем», «хочу, но не могу это проявить», «хочу дольше (или чаще), но не могу», «хочу получать от секса настоящее удовольствие, но не могу»… Список можно продолжать почти до бесконечности. И живут все эти несовпадения у человека, как легко догадаться, в тазовой области.

Человек, имеющий в сексуальной сфере те или иные проблемы, просто не способен иметь свободный, раскованный – но отнюдь не расхлябанный! - таз. И причина тому проста: в той области тела, потребности которой по тем или иным причинам оказываются неудовлетворенными, естественным образом скапливается большое количество не потраченной на их удовлетворение энергии. Таз в такой ситуации просто не может быть ненапряженным. Возможен и другой вариант – человек «посылает» в тазовую область для удовлетворения соответствующих потребностей недостаточное количество энергии. И как тогда таз может быть не расхлябанным?

С этой точки зрения очень интересно обратить внимание на танцевальные движения в различных культурах – интересно, например, сравнить свободные и разнообразные движения женских бедер в знаменитом арабском танце живота со скульптурно-неподвижными телами грузинских танцовщиц, или, скажем, широкие, размашистые и резкие па латиноамериканской самбы с романтически грациозными движениями европейского вальса.

Что же – помимо общей скованности – происходит в области напряженного таза, наполненного нереализованной сексуальной энергией? Понятно, что за счет избыточного напряжения мышц в этой области в организме вполне могут возникнуть чисто медицинские проблемы той или иной степени серьезности и выраженности. Кстати, изначально танец живота возник вовсе не как сценическое действо, а исключительно как профилактика заболеваний органов так называемого «малого таза» – женских болезней, если говорить на бытовом языке. И, между прочим, в арабских странах, где до сих пор – хотя, конечно, намного реже, чем раньше, когда население еще не было так испорчено существованием куда более легкого медикаментозного лечения – количество этих болезней существенно ниже, чем в иных регионах.

У людей с чрезмерно расслабленным тазом проблемы иные. Конечно, существует и совершенно особый вариант нарочитого раскачивания совсем не расслабленным тазом, как, например, у профессиональных манекенщиц или у тех, кто в какие-то моменты стремится создать определенный образ. Но такие движения бедер требуют специальных усилий, а, значит, таз в этом случае никак нельзя назвать избыточно расслабленным.

 

Проблема опор. Понятие опор в телесно-ориентированной психотерапии – и в первую очередь в классификации базовых проблем – соотнесено с ногами, то есть с основными (но не единственными) физическими опорами человека.

С ногами связано много и поговорок, и проблем. Помните: «от страха коленки дрожат» или «от страха сердце в пятки ушло»? Причем психологический смысл этих выражений самым тесным образом связан с тем, что скрыто в поговорке «крепко стоять на собственных ногах». Понятно, что наши ноги - это опоры, это возможность почувствовать, что нам есть на что опереться в этой жизни, это уверенность в себе и в окружающем мире. А когда опоры и уверенности нет, появляется чувство незащищенности - и, конечно же, страх.

Но человеческое тело изо всех сил старается помочь своему обладателю во всем, что бы он ни делал. И недостаточность чувства уверенности ноги по мере возможности пытаются компенсировать: пример с классическим «морским» раскачиванием при ходьбе известен всем, и смысл это раскачивание имеет тот же самый - за счет пружинистых движений помочь моряку удержать равновесие на уходящей из-под ног палубе. Кстати, для того чтобы в любой, самой сложной или даже катастрофической ситуации сохранять равновесие, человеку необходимо быть достаточно расслабленным. Иначе успеть перенести вес на оптимальную в данном случае опору скорее всего просто не удастся. Любой мало-мальски опытный водитель знает: для того, чтобы успеть среагировать на любую неожиданную ситуацию на дороге, руки на руле должны быть максимально расслаблены.

Но и этого еще не достаточно для того, чтобы наша опора была надежной. Представьте себе, что вы идете по льду. И даже допустим, что вы идете на вполне расслабленных ногах. И тут вы поскальзываетесь… Конечно, человеку, идущему на ненапряженных, а, значит, максимально готовых к мгновенному реагированию ногах будет намного легче, чем любому другому, сохранить равновесие в этом случае. Но почему вообще возникла подобная ситуация? Ответ прост и известен из физики: по причине недостаточности сцепления двух поверхностей. Так вот в телесно-ориентированной психотерапии роль такого «сцепления» играет наша чувствительность – иначе говоря, способность тонко ощущать поверхность того, на что мы опираемся. Причем здесь для нас важен как прямой, так и переносный смысл этого выражения – речь идет не только о физической опоре, но и о любой другой.

Речь идет и о метафорическом понимании опоры – чего-то, на что необходимо – или во всяком случае очень хочется – опереться в жизни. То самое надежное плечо друга (хотя фраза из старой песни «Друг мой – третье мое плечо» порождает какие-то не вполне эстетичные зрительные образы …), верный и порядочный муж, за которым женщина как за каменной стеной, «родительский дом – начало начал» и все прочее в том же духе. Опираясь на другого человека, чрезвычайно важно чувствовать малейшие изменения в его состоянии – иначе такую опору надежной никак не назовешь.

Анализ предлагаемого подхода. Классификация базовых проблем В.Баскакова довольно удобна в практической психотерапии, потому что она дает достаточное количество возможностей работы с телом как на языке тела, так и на языке сознания. Ее удобно предъявлять клиенту при изложении диагностической версии терапевта, потому что она имеет много очевидных даже для непрофессионала подтверждений в самой структуре русского языка и народном фольклоре. Тем не менее, она с очевидностью может быть причислена к феноменологическим подходам, так как ни одна из описанных базовых проблем не соотнесена ни с конкретным периодом психомоторного развития человека, ни со своим специфическим механизмом ее возникновения. Неясным остается и то, на какой модели личности основывается автор рассматриваемой классификации, и то, как он представляет себе здоровое личностное функционирование.

С другой стороны, при внимательном рассмотрении становится ясно, что даже при ее очевидной ориентации на типичные клиентские запросы, выделенные в ней проблемы в очень значительной степени перекрывают друг друга. Например, возникновение сексуальных проблем может совершенно напрямую зависеть как от наличия проблем в сфере контактов, так и от недостаточности опор или выраженного сверхконтроля, что делает чрезвычайно затруднительным сколько-нибудь точную диагностику и построение прицельной психотерапевтической стратегии. Возможно, происходит это потому, что предложенная классификация не включает в себя представления о механизмах возникновения описанных нарушений.

Впрочем, все это можно объяснить и тем, что автор и не ставил своей целью создание целостного психотерапевтического метода или даже подхода.

 

3. Метод М.Фельденкрайза

Говоря о феноменологических подходах к категоризации телесной проблематики, нельзя не упомянуть про метод Моше Фельденкрайза, предназначенный для восстановления ес­тественной грации и свободы движений, которой обладают все маленькие дети. М. Фельденкрайз предлагает работать с целостными двигательными паттернами, чтобы помочь человеку найти наиболее эффективныйспособ движения и устранить ненужные мышечные напряжения и неэффективные паттерны, которые вошли в привычку в течение многих лет. Специфика этого, в своем роде воистину уникального подхода в телесно-ориентированной психотерапии, обусловлена ярким своеобразием личности его автора – обладателя докторской степени по физике, создателя первой в Европе школы дзюдо, где обучение велось по его собственной системе. Когда перед ним встала задача реабилитации после тяжелой травмы, он со свойственной ему любознательностью глубоко ушел в психологию – и к своему изумлению обнаружил, что ему не удалось найти ни одной книги, котораяописывала бы реальный процесс телесного и личностного функционирования человека. В результате ему пришлось создавать собственную систему работы с телом как с отражением всей целостности процесса жизнедеятельности.

По его мнению, всякая человеческая деятельность проходит три стадии. На первой стадии ребенок учится говорить, ходить, драться, танцевать естественным способом. Далее следует индивидуальная стадия, на которой многие люди развивают собственный, особый и личный способ выполнения действий, который появляется естественно. И, наконец, наступает третья стадия – стадия изучаемого метода, на которой какое-то действие выполняется в соответствии с определенной системой или особым методом и перестает быть естественным.

Усвоенный систематический метод обладает, разумеется, очевидными преимуществами в обучении и возможностью добиться более эффективного выполнения действия. Совершенно понятно, например, что очень сложные или очень опасные действия лучше осваивать под руководством опытного инструктора, а не на собственном, пусть самом что ни на есть «естественном» опыте – иначе цена такого обучения может оказаться чересчур высокой. Однако в результате развития западной цивилизации системное обучение совершению каких-либо действий не просто стало необходимым дополнением к естественному приобретению соответствующих навыков, а во многом вытеснило его.

По идее Фельденкрайза, для гармоничного существования человек должен понять, как действует его тело, научитьсяжить в соответствии со своей естественной конституцией и способностями. Он вслед за В. Бехтеревым полагал, что каждый паттерн движения самым полным образом отражает специфику и состояние нервной системы человека. Каждое, даже самое «высокоинтеллектуальное», действие включает мышечную деятельность - смотрение, говорение, слушание. Посему в результате обострения процесса осознавания собственных движений и последующего их осознанного многократного повторения с целью эффективной трансформации двигательных паттернов человек обретает целостную способность к свободному личностному функционированию.

По сути дела, Фельденкрайз не рассматривает ни процесс нарушения естественного телесного функционирования, ни виды таких нарушений - он просто говорит о факте таких множественных искажений свободных движений и необходимости их возврата к природной форме, поэтому его подход с полным правом можно считать чисто феноменологическим. При использовании метода нет необходимости специальной диагностики, ориентированной на получение какой-либо информации психотерапевтом – в сущности, важной для клиента информации достаточно в любом упражнении, которое он берется выполнять – при должном уровне осознавания собственных движений их неэффективность, совершенно необоснованное участие в выполнении «лишних» мышц, неоправданно большое количество энергии, затрачиваемой на выполнение этих движений становятся совершенно очевидными для клиента и обуславливают дальнейшее направление его работы с собственным телом – неважно, будет ли эта работа проходить с участием психотерапевта или самостоятельно.

Тем не менее, Фельденкрайз описал и несколько потрясающих по своей наглядности и диагностичности отдельных упражнений, указывающих человеку степень неэффективности его телесного функционирования. Два из них мы хотим предложить вашему вниманию.

 

Упражнение«ВЗВЕШИВАНИЕ»

Упражнение носит чисто демонстрационно-диагностический характер и может использоваться в любых вариантах работы. Терапевтическим оно может стать только при условии многократного повторения (в строгом соответствии с изначальной идеей М.Фельденкрайза) с целью добиться оптимального варианта выполнения. Для его проведения потребуются напольные весы (не электронные, а механические!) и стул.

Процедура выполнения. Перед началом упражнения клиенту необходимо взвеситься на тех же весах, которые будут использоваться в упражнении. Затем он очень прямо садится на край стула и ставит ноги, согнутые под прямым углом, на весы, которые при этом должны показывать примерно 10-20 процентов общего веса тела (фото 22). Затем, продолжая следить за показаниями весов, клиент без помощи рук поднимается со стула, становясь на весы (фото 23).

Во время вставания клиента стрелка весов обычно прыгает до уровня, значительно превышающего реальный вес тела – обычно на десять-пятнадцать килограммов. Однако иногда это превышение доходит и до сорока килограммов! Не более десяти человек из ста способны с первого раза встать так, чтобы показания весов ни в какой момент их вставания не превышали бы реальный вес тела. При этом с точки зрения физики при нормальном - с точки зрения распределения энергии – вставании весы не должны показывать вес, превышающий реальный – ведь в момент вставания человек не начинает весить больше, чем он весит! Таким образом, разница между реальным весом и весом при вставании образуется за счет избыточного усилия, приложенного клиентом при подъеме со стула. Можно даже вычислить своего рода «коэффициент полезного действия» каждого конкретного человека – для этого достаточно разделить реальный вес человека на максимальный вес, показанный весами в процессе его вставания со стула.

Чтобы сделать упражнение терапевтическим, необходимо предложить клиенту – в рабочем режиме либо в качестве «домашнего задания» - добиться того, чтобы при вставании он не тратил никаких лишних усилий, то есть чтобы в любой момент вставания показания весов не превышали бы его реальный вес.

 

Упражнение «ДВА ЧЕЛОВЕЧКА»

Упражнение, естественно, используется как чисто диагностическое – как в групповом режиме, так и в индивидуальной работе. Одним из его несомненных достоинств является возможность многократного повторения в ходе терапевтической работы в качестве промежуточного тестирования ее эффективности. Для работы потребуется большой лист бумаги в клеточку, два разноцветных карандаша и портновский сантиметр.

Процедура выполнения. Один из партнеров предлагает другому с закрытыми глазами показывать ладонями то, какими он представляет себе размеры различных частей собственного тела. Параметры измерений предъявляются работающему поочередно, расстояние между ладонями аккуратно измеряется и записывается. Вот список необходимых измерений:

· высота головы

· ширина головы

· длина шеи

· ширина шеи

· ширина плеч

· длина правой руки

· длина левой руки

· ширина правой руки в районе локтя

· ширина левой руки там же

· длина правой кисти

· длина левой кисти

· ширина грудной клетки

· ширина талии

· ширина бедер

· длина туловища от основания шеи до паха

· длина правой ноги

· длина левой ноги

· ширина правой ноги в районе колена

· ширина левой ноги там же

· длина правой ступни (не входит в длину ноги)

· длина левой ступни (не входит в длину ноги)

Второй этап работы начинается не раньше, чем будут измерены все воображаемые параметры, и содержанием его будет измерение величины тех же параметров – но уже в реальности. Обратите внимание – «ширина шеи», например, должна измеряться в проекции, то есть речь будет идти не о половине окружности шеи, а о расстоянии по прямой между крайними боковыми точками шеи.

Когда оба этапа измерений будут закончены, помощник на листе бумаги в клетку строит – разумеется, в масштабе – представление работавшего партнера о физических размерах собственного тела. Будьте внимательны: общий рост рассчитывается как сумма высоты головы, длины шеи, длины туловища и длины той ноги, которая длиннее. А поверх этого рисунка, сделанного карандашом одного цвета, должен быть сделан в том же масштабе другим цветом рисунок по реальным измерениям.

Возможно, что два этих «человечка» будут не слишком отличаться друг от друга – но опыт использования этой методики показывает, что только в одном из тридцати-сорока случаев это оказывается так. Чтобы выяснить, что обозначает такое искажение нашего видения себя, очень важно понять, какой именно смысл мы вкладываем в наши воображаемые параметры.

Ведь если бы человек в своем представлении о своем теле ориентировался бы на «показания» зеркала, то искажение измерений – если бы оно вообще было – было бы хоть сколько-нибудь пропорциональным. Однако оказывается, что ни изображение в зеркале, ни даже точное знание своих измерений никак не помогает человеку видеть свое тело в его реальных размерах.

Тогда откуда же вообще берутся те представления, которые оказываются отраженными в воображаемых рисунках?! Получается, что, кроме телесного ощущения, отразить-то в этих воображаемых параметрах и нечего. Мы предлагаем следующую точку зрения: представляемые нами величины отдельных частей нашего тела отражают то количество энергии, которые мы реально предоставляем им для функционирования.

Если какая-то часть тела на воображаемом рисунке оказалась значительно – более, чем на десять процентов – крупнее, чем она есть в реальности, - будем считать это признаком того, что энергии на функционирование этой части тела тратится больше, чем она того требует. Первое, что из этого следует – в этой части тела существует большое количество избыточных мышечных напряжений. Ведь куда-то же должна деваться излишняя энергия! Второе, что важно – раз на жизнедеятельность этой части тела тратится больше энергии, чем нужно, значит, человек придает ей большее значение, нежели она имеет в реальном физическом теле. А здесь уже вступает в действие все, что мы знаем о всяких разных пониманиях смысла различных частей тела.

Например, оказалась на чьем-либо рисунке правая рука на треть длиннее своей настоящей длины. Это обозначает, что «энерговложения» в нее на треть выше тех, которые нужны для ее реальных физических действий. Именно столько энергии идет на обеспечение имеющихся в ней мышечных зажимов – и примерно на столько же эта правая рука представляется человеку важнее, чем она могла бы быть на самом деле у человека гармоничного, внутренне спокойного – одним словом, генитального.

Если же какая-то часть воображаемого тела выглядит намного меньше, чем она есть на самом деле, вполне можно сделать предположение, что на функционирование этой части тела уходит далеко не столько энергии, сколько это функционирование в реальности требует, то есть существует значительное количество мышечных блоков, устроенных по гипо-типу, иначе говоря – мышц с недостаточным тонусом. А это, в свою очередь, обозначает, что этой части тела человек не уделяет должного внимания, не придает ей того значения, которого она заслуживает, исходя из ее реальной физической роли.

Например, выясняется, что на рисунке воображаемого тела вообще практически отсутствует шея. Это, кстати, довольно распространенный вариант – когда именно шея оказывается «недооцененной», не слишком значимой, - во всяком случае, если судить по рисунку. Вот и судите сами: шея – тот самый орган, который отвечает в нашем теле за связь между «мозговым центром» и всеми «исполнительными силами» организма, - и именно этот орган получает намного меньше энергии, чем нужно ему для выполнения его чрезвычайно важных функций! Представьте себе армию, чей штаб остался почти без связи с войсками: приказы пишутся, карты строятся – но на какой информации эти приказы основаны и вообще доходят ли они в войска, никто не знает. Воистину победоносная армия, ничего не скажешь! Примерно в том же положении оказывается человек, чья шея вынуждена пребывать в состоянии постоянного дефицита энергии.

Конечно же, мы не можем описать все возможные варианты искажения представляемого человеком образа собственного тела по сравнению с его реальными физическими параметрами – слишком велико количество существующих комбинаций. Но мы постарались описать наиболее общие принципы, основываясь на которых, вполне возможно собственными силами разобраться в любых полученных результатах.

Анализ предлагаемого подхода. По сути дела, метод М.Фельденкрайза трудно назвать истинно психотерапевтическим – скорее, это телесная практика. Тем не менее, она не содержит никаких прямых указаний на связь конкретных искажений двигательных паттернов с соответствующими личностными нарушениями и, соответственно, не дает возможности стратегического планирования психотерапевтом собственной деятельности. Более того, метод не менее эффективно работает в режиме «аутопсихотерапии». Можно сказать, что он представляет собой целостную, очень логичную и убедительную систему работы с телом - одну из немногих, которая может считаться одновременно и профилактической, и реабилитационной, и коррекционной. Посему вполне ясно, что искать в этом подходе теорию личности, описание механизмов патогенеза и терапевтических воздействий не стоит.

Еще одним минусом метода в условиях российских реалий является то, что для достижения заметных результатов его применение требует нескольких месяцев, а то и лет ежедневной работы. В самом деле, вам легко представить себе нашего соотечественника, который готов так упорно и систематично трудиться над тем, что даст первые результаты не меньше, чем через полгода?!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.