Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация детского развития в теории Эльконина






Д.Б. Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир: мир предметов и мир людей. Существуют:

«ребёнок – общественный взрослый» входят деятельности, внутри которых происходит понимание основ: смысл человеческой деятельности, нормы отношений между людьми, освоение задач и мотивов.

«ребёнок – общественный предмет» входят деятельности, внутри которых происходит понимание способов действий с предметами.

Ведущая деятельность обуславливает:

1) Развитие отдельных психических процессов (память, мышление, эмоции и т.д.)

2) Развитие личности ребенка в целом.

3) В рамках, которой зарождаются новые формы деятельности ребенка.

 

Рассматривая ведущие деятельности детей для определенных возрастных этапов Эльконин заметил, закономерность (периодизация), которая показывала чередование типов деятельности по группам:

Обозначим основные проблемы возрастной периодизации психического развития:

1. Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.

2. Влияние обучения и воспитания на развитие детей.

3. Соотношение задатков и способностей.

4. Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике и поведении ребенка.

5. Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.

Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:

1. Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);

2. Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы);

3. Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).

 

Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:

  1. Младенчество (от рождения до одного года жизни);
  2. Раннее детство (от 1года до 3-х лет);
  3. Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет);
  4. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);
  5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);
  6. Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет);
  7. Ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

 

 

Эпохи / Возраст   Раннее детство Детство Отрочество
Периодизация Младенческий (0-12 мес) 2-6 7-12   Ранний возраст 1-3 лет   Дошкольный 3-7 лет   Младший школьный 7-12 лет   Младший подростковый 12-15 лет   Старший подростковый 15-18 лет  
Линия развития Мотивационно-потребностная сфера - ситуативно-личностное - ситуативно-деловое общения   Операционально-техническая Мотивационно-потребностная Операционально- техническая Мотивационно-потребностная Операционально- техническая
Социальна ситуация развития Противоречие: беспомощность-зависимость Взрослый является образцом, практическое сотрудничество с взрослым, взрослый как носитель культурно-исторического опыта Взрослый как носитель социальных и личностных отношений Взрослый как носитель обобщенных способов деятельности в системе научных понятий Сверстник как объект и субъект отношений Взрослый как старший соратник
Ведущая деятельность Непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым Предметно-орудийная деятельность Игровая деятельность Учебная деятельность (познавательная, мышление, интеллектуально-когнитивная сфера) Интимно-личностное общение со сверстниками Учебно-профессиональная деятельность
Проблема возраста, решаемая через ССР Разрешить задачу как общаться с взрослым, развить способы общения Раскрытие социальных функций предметов; осознание того, что можно сделать с предметами Соподчинение мотивов и проявление личностной характеристики ребенка Овладение системой научных понятий Самоопределение себя в системе отношений со сверстниками Профессиональный выбор; автономность
Психическое новообразование - индивидуальная психическая жизнь - комплекс оживления   - речь - восприятие - самосознание   - формирование внутренних позиций - произвольность мышления(логический тип обобщения)   - внутренний план действий - рефлексия -внутренняя опосредованность всех психических процессов - самооценка   - чувство взрослости - рефлексия   - система ценностей - формирование логического интеллекта - гипотеко-дедуктивное мышление - стиль мышления  
Результат Разрушение симбиотической ситуации Я сам - самосознание - перем. Гордост. - самостоятельность   Собственная позиция к системе социальных отношений (зачатки мировозренческих социальных отношений - собственная познавательная активность - кооперация со сверстниками - самоконтроль   - формирование системы «я» развитие самосознания - развитие мировозрения и философского мышления - формирование системы   Самостоятельность, вступление во взрослую жизнь
       
         
             
             

. Выделено 4 основных кризиса возраста в детской психологии:

  • Кризис первого года (переход к раннему возрасту).
  • Кризис 3-х лет (переход к дошкольному возрасту).
  • Кризис 7-ми лет (переход к младшему возрасту).
  • Кризис подросткового возраста.

итоги.

Развитие ребенка следует рассматривать, как развитие эпох, состоящих из связанных периодов. Возникает логичный вопрос, как определить момент перехода от периода к периоду, от одной эпохи к другой?

Даниил Борисович Эльконин определял возраст, как относительно замкнутый период, который характеризуется следующими показателями:

1) Определение социальной ситуации развития – форма отношений, в которой находится ребёнок с взрослым.

2) Ведущий тип деятельности.

3) Основные психические новообразования – приобретённые на данном этапе развития ребенка.

Поведение и психика человека не определяются биологической наследственностью или воздействием среды. Главная характеристика человека заключается в самодетерминации – способность человека выбирать и иметь собственный выбор. Самодетерминация делает человека сознательным и свободным субъектом собственной жизни. Это возможно благодаря сознанию и осознанию своего поведения.

Высшие психические функции имеют культурную основу, по происхождению: произвольны и опосредованны знаками. Психическое развитие ребенка – процесс присвоения и освоения культурно заданных средств или развитие высших психических функций. Это возможно, только при участии в жизнедеятельности ребенка взрослых людей, так как процесс психического развития имеет культурную природу происхождения.

Открытый закон высших психических функций Выготского говорит о том, что всякая психическая функция «выходит на сцену дважды» в интер- и интрапсихической форме.

Передача культуры происходит в процессе обучения от взрослых к детям. Обучение – взаимодействие ребенка с идеальной культурной формой, опосредованной взрослым. Согласно культурно-исторической теории обучение опережает развитие ребенка и введёт за собой («зона ближайшего развития»).

Не стоит думать, что любое обучение способно вести за собой развитие, между ними существует собственная деятельность ребенка, в которой раскрывается отношение ребенка к миру и собственно обучению. Согласно теории Леонтьева каждая стадия развития ребёнка, характеризуется ведущей деятельностью, которая обуславливает главные изменения психических процессов и личности ребенка в целом. Структура деятельности состоит из трёх уровней: деятельность – действия – операция, им соответствует психический ряд: мотив – цель – задача. Важный механизм развития деятельности называется «сдвиг мотива на цель».

Общение ребенка с взрослым в процессе развития принимает разные формы. Развитие общения в концепции Лисиной, рассматривается, как особый вид деятельности, имеющий структуру: потребности – предмет – мотивы – средства. В общении с взрослым ребенок усваивает не только способы деятельности и культурные нормы, но и олицетворяет новые мотивационные уровни и ценности.

Важнейшая проблема в детской психологии – периодизация детского развития. Эльконин выделял две группы деятельности ребенка: освоение человеческой деятельности и её мотивов и задач, освоение способов действий с предметами. Эти деятельности чередуются, причем освоение человеческой деятельности, предшествует освоению действий с предметами. Переход между возрастными периодами характеризуется кризисами развития.

 

Особенности кризиса (по Выготскому):

А) временные границы кризиса неотчетливы. В середине кризиса есть резкое обострение – кульминационная точка.

Б) во время кризисов – трудновоспитуемость (не желание учиться, конфликты с окружающими, острые переживания. Но у некоторых детей этого не наблюдается.)

В) негативный характер развития – ребенок теряет интересы, направляющие всю его деятельность, прежние формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевают.

Кризисы бывают:

  • Кризис новорожденности
  • Кризис 1 года
  • Кризис 3-х лет – фаза упрямства, негативизм, капризности, отрицания (если ты скажешь «да», ребенок скажет «нет»)
  • Кризис 7-ми лет (открыт раньше всех) – неустойчивость воли, настроений, псих. равновесия. Стремление занять взрослое положение в обществе. Новообразование: самооценка.
  • Кризис 13 лет
  • Кризис 17 лет
  • И другие: середины жизни, см. взрослую периодизация





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.