Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и классификация документов.






Деловая документация

Вопросы для подготовки к обязательной контрольной работе

 

1. Понятие «документ», общая классификация документов.

2. Какие существуют бланки документов?

3. Каково назначение реквизита «резолюция»?

4. Функции документов.

5. Классификация документов.

6. Какие элементы входят в реквизит «гриф утверждения»?

7. Какие требования предъявляются к тексту документа?

8. Правила составления приказа по личному составу.

9. Докладные и объяснительные записки: их виды, цель составления и порядок оформления.

10. Правила составления приказа по основной деятельности.

11. Правила составления протокола.

12. Общие требования к составлению деловых писем.

13. Разновидности, требования к составлению и оформлению акта.

14. Характеристика документов по личному составу.

15. Основные принципы организации документооборота.

Как обрабатывается входящая и исходящая документация?

16. Виды приказов, правила их оформления.

17. Порядок оформления реквизита адресат.

18.Согласование документа. Виды согласований. Образец оформления.

19. Регистрация документов: порядок и значение.

20. Экспертиза ценности документов.

 

Понятие и классификация документов.

Документ – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ееидентифицировать.
Основные функции документов:


  • Информационная (документирование, хранение и предоставление информации);

  • Управленческая (с помощью документов решаются управленческие вопросы);

  • Коммуникативная (документы являются средством обмена информацией);

  • Правовая (документ может являться письменным доказательством в суде);


Общая схема классификации документов


Документы, функционирующие в сфере управления делятся:
По видам:

 

Организационные документы: устав, структура, штатное расписание, правила внутреннего распорядка, положение о персонале, положение о структурном подразделении, должностная инструкция.

Справочно-информационные документы Справочно-аналитичеcкие документы
протокол; докладная записка; предложение; объяснительная записка; заявление; представление; служебное письмо; телеграмма, телефонограмма; телекс, факсограмма. акт; справка; сводка; заключение; отзыв; список; перечень.

Распорядительные документы: приказ, распоряжение, указание, решение.

Информационно-справочные документы:


По личному составу: приказ, личное дело, заявление, трудовая книжка, характеристика и др.
2. По форме: индивидуальные, типовые, трафаретные.
3. По содержанию: простые, сложные.
4. По происхождению: официальные, личные.
5. По срокам исполнения: срочные, несрочные.
6. По срокам хранения: постоянно, свыше 10 лет, до 10 лет.
7. По виду оформления: подлинные, копии, выписки и дубликаты.
8.По средствам фиксации: рукописные, машинописные, графические, звуковые, фотодокументы.

9.По гласности: секретные (дсп, сов.секретно, конфиденциально), несекретные.

Каждый документ состоит из отдельных составляющих его элементов, которые называются реквизитами.
Совокупность реквизитов, расположенных в документе определенным образом, составляет его формуляр.
Формуляр, характерный для определенного вида документов, называется типовым формуляром.
Формуляр - образец разрабатывается при создании системы документирования и представляет собой графическую модель или схему построения документа.

 

Он устанавливает формат, размеры полей,

расположение постоянных и переменных 30реквизитов (по ГОСТу) Конкретный набор реквизитов для каждого документа определяется его разновидностью. Отдельные реквизиты являются обязательными для каждого документа, независимо от его вида. К обязательным реквизитам - относятся прежде всего постоянные реквизиты. Они заранее наносятся на стандартный лист бумаги типографским способом и образуют официальный бланк документа.

Бланк - это стандартный лист бумаги, на котором отражена постоянная информация и отведено место для переменной.

 

Для организации установлены следующие виды бланков документов:

общий бланк
бланк письма
бланк конкретного вида документа:

Бланки могут иметь как продольное так и угловое расположение реквизитов.

 

Бланки документов должны иметь поля:
левое - 20 мм.
верхнее - 20 мм.
правое - 10 мм
нижнее - 20 мм

 

Тексты документов оформляют в виде анкеты, таблицы, связанного текста или в виде соединения этих структур.
Служебный документ призван побудить к какому-либо действию, убедить. Это достигается аргументированностью и логичностью приводимых фактов и доводов. Формулировки документа должны быть безупречны в юридическом отношении.

Важнейшими являются требования достоверности и объективности, максимальной краткости документа при полноте информации, точности, исключающей возможности двоякого понимания текста.

В зависимости от количества затронутых в них вопросов документы делятся на простые и сложные. Простые, содержащие один вопрос, легче обрабатываются. При составлении наиболее многочисленных видов информационно-справочных документов (письма, докладные записки, справки) рекомендуется включать в них по одному вопросу.

Текст документа делится на абзацы - простейшиекомпоненты текста, состоящие из одной или нескольких фраз (предложений) и характеризующиеся единством и относительной законченностью содержания. Обычно абзац содержит не больше двух-трех предложений, с абзаца начинается каждая новая мысль. ГОСТ рекомендует печататьабзац отступив пять печатных знаков.

Тексты сложных, больших по объему документов разделяются на части: разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Номер каждой части включает номера соответствующих составных частей более высоких

ступеней деления.

Тексты документов на бланках территориальных учреждений системы Банка России печатаются с использованием текстового редактора Word for Windows размером № 12 или 14 через интервал 1, 5.

 

2. Какие существуют бланки документов?

БЛАНКИ ДОКУМЕНТОВ: ВИДЫ, ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ, ХРАНЕНИЮ

Рубрика «Делопроизводство»

А.Е. РЫБАКОВ начальник отдела организационно-правовой, кадровой работы и международных связей Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь, кандидат исторических наук

В процессе работы отдела кадров каж­дого учреждения, организации, предприятия создается большое количество организацион­но-распорядительных документов (далее — ОРД) как по основным вопросам деятель­ности, так и по личному составу (приказы, распоряжения, справки, акты, письма и др.). Согласно требованиям Примерной инструк­ции по делопроизводству в министерствах, госкомитетах и других центральных органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях Республики Беларусь, утверж­денной приказом Комитета по архивам и дело­производству Республики Беларусь от 23 мая 1995 г. № 13 (далее — Примерная инструкция по делопроизводству), эти документы должны оформляться на бланках. Лишь отдельные документы (например, внутренние докумен­ты структурных подразделений) допускается оформлять не на бланках, но с обязательным заполнением реквизитов соответствующей бланочной продукции. Таким образом, бланки должны быть разработаны и использоваться в каждой организации.

Бланк официального документа — стан­дартный лист бумаги с воспроизведенной на нем постоянной информацией документа и местом, отведенным для переменной.

Использование бланков снижает затраты на изготовление документа, уменьшает коли­чество возможных ошибок при его состав­лении и оформлении, позволяет добиться унификации форм документов. Кроме того, использование бланка облегчает восприятие документа, улучшает его внешний вид. Пра­вильно оформленный бланк является своеобразной визитной карточкой организации.

При разработке, использовании и хране­нии бланков ОРД необходимо руководство­ваться требованиями следующих норматив­ных правовых актов:

§ Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. «О государственных символах Республики Беларусь»;

§ Указа Президента Республики Беларусь от 28 июня 2000 г. № 357 «Об упорядочении изготовления и использования бланков доку­ментов с изображением Государственного герба Республики Беларусь (в редакции Указа от 4 октября 2004 г. № 482)»;

§ Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2000 г.
№ 1172 «Об утверждении Положения о поряд­ке изготовления и использования бланков документов с изображением Государствен­ного герба Республики Беларусь и внесе­нии изменений в постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 7 августа 1995 г. № 424»;

§ Государственного стандарта Республики Беларусь (СТБ) 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Общие требования к бланкам сформули­рованы в СТБ 6.38-2004. Стандарт устанавли­вает единые правила подготовки ОРД, а также бланков, применяемых при их оформлении.

Бланки документов изготавливаются на бумаге форматов А4 (210х297 мм) и А5
(148х210 мм). Изготовление и использование последних рекомендуется в целях экономии бумаги при подготовке небольших по объему документов, например сопроводительных писем.

Бланк должен иметь поля: левое — 30 мм, правое — не менее 8 мм, верхнее и нижнее — не менее 20 мм. При этом нанесение полей или их ограничительных отметок на бланке
(в виде уголков и линий) не обязательно.

СТБ 6.38-2004 установлены следующие виды бланков ОРД:

§ бланк для письма;

§ общий бланк для других видов ОРД.

Бланк для письма используется исключи­тельно для оформления писем независимо от их вида (писем-запросов, писем-ответов, гарантийных, сопроводительных писем и др.).

На общих бланках оформляются распоря­дительные документы организации (приказы, постановления, распоряжения и др.), а также, в ряде случаев, организационные документы (положения, инструкции и др.) и справочно-информационные документы (акты, протоко­лы, справки и др.).

На основе общего бланка допускается изготавливать специальные бланки для кон­кретных видов ОРД. Например, в организации могут быть изготовлены специальные бланки для приказов, для протоколов. Согласно Примерной инструкции по делопро­изводству изготовление специальных бланков по видам документов считается целесообраз­ным, если таких документов в организации создается более 200 в год.

 

 

3. Каково назначение реквизита «резолюция»?

6. Какие элементы входят в реквизит «гриф утверждения»?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.