Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Населения






Защита населения от террористических воздействий (рис. 10) — одна из основных задач государства.

Угрозы терроризма против мирного населения и меры противо­действия. Международный и внутренний терроризм, стремитель­ный рост которого приносит страдания и гибель большому коли­честву людей, представляет реальную угрозу.

Организаторы террористических актов стремятся посеять страх среди населения, дестабилизировать обстановку, нанести ущерб государству, образовательным учреждениям, устранить конкурен­тов, затруднить работу правоохранительных органов. Довольно часты покушения с применением взрывных устройств против биз­несменов, государственных чиновников.

В последние годы резко возросло количество крупномасштаб­ных террористических актов против мирного населения (так, в апреле 1995 г. в Оклахома-Сити в США взрывом грузовика с 2 т аммонала и мазута уничтожено федеральное здание, при этом погибло 168 человек, включая 19 детей; 16 ноября 1996 г. в Кас­пийске в 2 часа ночи произошел взрыв девятиэтажного дома с семьями офицеров пограничников, погибло 52 человека; только в

 

 

 


 


               
       


       
   
 

 

 


Рис. 10. Защита населения от террористических воздействий


сентябре 1999 г. в Москве, Волгодонске и Буйнакске террористы взорвали четыре жилых дома — в итоге погибли 305 человек и более 1000 получили ранения).

К особо опасным угрозам террористического характера отно­сятся:

• взрывы в местах массового скопления людей;

• захват воздушных судов и других транспортных средств для
перевозки людей, похищение людей, захват заложников;

• нападение на объекты, потенциально опасные для жизни на­
селения в случае их разрушения или нарушения технологического
режима;

• отравление систем водоснабжения, продуктов питания, ис­кусственное распространение возбудителей инфекционных болезней;

• проникновение в информационные сети и телекоммуникационные системы с целью дезорганизации их работы вплоть до вывода из строя.

В России очаги напряженности как внутри страны, так и вбли­зи ее границ способствуют нарастанию угрозы крупномасштаб­ных террористических актов. Вот почему уже сегодня необходима всеобъемлющая системная стратегия противодействия, нацелен­ная на своевременное предупреждение и предотвращение терро­ризма, ликвидацию связанных с ним чрезвычайных ситуаций, снижения масштаба бедствий для мирного населения.

Прежде всего, необходимо определить наиболее уязвимые объекты и города, для которых следует разработать и осуществить дополнительный комплекс мероприятий:

• заблаговременно создать необходимые ресурсы для оперативного реагирования на разные варианты террористических действий;

• обеспечить органы управления самой современной базой,
данных;

• тщательно спланировать порядок действий по смягчению возможных последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с акта­ми химического и биологического терроризма;

• наладить эффективное взаимодействие объектовых формиро­ваний с органами и силами по ликвидации чрезвычайных ситуа­ций, правоохранительными органами, службами пожарной охраны и жизнеобеспечения;

• отработать систему управления спасательными и другими неот­ложными работами при применении террористами химического
или биологического оружия.

Специальное внимание обращено на обучение всех групп на­селения правилам поведения и порядку действий в условиях угро­зы и применения террористами взрывчатых, химических, биоло­гических и иных опасных для жизни веществ, проведение разъяс­нительной работы среди населения по правилам безопасности и поведения при очистке местности (объектов) от взрывоопасных предметов.

Разъяснительная работа среди населения по правилам безопас­ности и поведения направлена на исключение или сведение к минимуму человеческих жертв, нанесения ущерба здоровью лю­дей и материальных потерь. Проводится она на государственном, региональном и местном уровнях.

На государственном уровне — в мирное и военное время, при введении военного положения, при возникновении региональ­ных конфликтов и высокой криминогенной обстановке работа организуется представителями МЧС, МВД, ФСБ, Минобороны России.

На региональном уровне — представителями региональных органов власти, МЧС, МВД России, военных комиссариатов, а также воинских частей, назначенных для выполнения задач по очистке местности (объектов) от взрывоопасных предметов в пе­риод выполнения плановых задач.

На местном уровне — представителями местных органов вла­сти, МЧС, МВД России, военных комиссариатов и специаль­ных подразделений, назначенных для очистки местности (объек­тов) от взрывоопасных предметов на данной территории в пери­од выполнения плановых задач по сплошной очистке и срочных заявок.

Разъяснительная работа среди населения ведется путем прове­дения совещаний с руководителями администраций муниципаль­ных образований, выступлений по радио, телевидению, в печати; проведения бесед и информации; издания специальных плака­тов, литературы, памяток; демонстрации кинофильмов по прави­лам безопасности при обнаружении взрывоопасных предметов; оформления фотостендов; проведения индивидуальных бесед; информирования населения о правилах безопасности при обна­ружении подозрительных предметов, сумок, игрушек и т.д.

В ходе разъяснительной работы население информируется: о взры­воопасных предметах, которые могут встретиться в данной мес­тности, их внешнем виде, основных характеристиках, типах; о воз­можных причинах, приводящих к взрыву; о возможных послед­ствиях взрыва (радиусы поражения людей, разрушения объектов); о безопасных расстояниях правилах безопасности; о действиях населения и должностных лиц при обнаружении ВОП; о порядке эвакуации населения из опасной зоны; о местах укрытия и лицах, ответственных за эвакуацию и укрытие населения; об ответствен­ности лиц за хранение, незаконное приобретение, изготовление, сбыт и хищение взрывоопасных предметов.

Особо подчеркивается, что обнаружившие взрывоопасный пред­мет должны немедленно сообщить о его местонахождении в тер­риториальный отдел (отделение) милиции по телефону 02 или в военный комиссариат. Запрещается подходить к взрывоопасному предмету, касаться его или сдвигать с места.

Профилактический осмотр территорий и помещений. Профилак­тические меры по предупреждению террористических актов с по­мощью взрывов, поджогов предусматривают регулярный осмотр территорий и помещений объектов с целью своевременного об­наружения посторонних взрывоопасных предметов.

Такой осмотр должны проводить не менее двух человек (что пропустит один, может заметить другой). В то же время при до­смотре нельзя скапливаться в большие группы. Не следует пользо­ваться радиопереговорными устройствами, чтобы исключить случайное срабатывание радиоуправляемого взрывного устрой­ства, а во избежание срабатывания устройства с взрывателем маг­нитного типа — не приближаться к подозрительному объекту с металлическими предметами.

На открытой территории кроме специфических мест для каж­дого конкретного объекта в обязательном порядке осматриваются мусорные урны, канализационные люки, водосливные решетки и трубы, цокольные и подвальные ниши, мусоросборники, зак­рытые киоски, сараи, посторонние машины, распределительные телефонные и электрощиты. Необходимо обращать внимание так­же на деревья, столбы, стены зданий.

Перед осмотром необходимо иметь план помещения и, при­ступая к осмотру, знать расположение комнат, лестниц, ниш, силовых и телефонных коммуникаций, вентиляции, канализации. Имея подобный план, можно заранее предположить места воз­можных закладок. Приступая к осмотру, необходимо также иметь комплект ключей от помещений, шкафов, ящиков столов и т.д. Перед досмотром желательно обесточить внешнее электропита­ние, если это по какой-либо причине затруднительно, то ста­раться не включать досматриваемое оборудование. Если есть подо­зрение на наличие взрывного устройства, следует открыть окна и двери в осматриваемых помещениях для рассредоточения возмож­ной взрывной волны.

Необходимо избегать непродуманных движений, особенно свя­занных с передвижением и открыванием дверей, нажатия выклю­чателей и т.д.

В помещениях особое внимание нужно обращать на подвес­ные потолки, вентиляционные шахты, внутренние электрощитовые и распределительные коробки, места за батареями ото­пления, осветительные плафоны, поддоны мусоропроводов, му­соросборники, лифты, лестничные клетки и другие замкнутые пространства; проверить места хранения пожарного инвентаря (огнетушители, шланги, гидранты), ниши для хранения убо­рочного инвентаря, в местах, где проходят силовые и комму­никационные линии.

Вентиляционные шахты, водосточные трубы и другие подоб­ные места можно заделать решетками. На дверцы ниш, шкафов, чердаков, подвалов, щитовых навесить замки и опечатать их.

Наибольшую опасность представляют отдельные помещения, места постоянного скопления людей: торговые залы, секретар­ские, курительные, туалетные комнаты, комнаты отдыха, залы ожидания; места, где находится особо ценное оборудование, ла­кокрасочные материалы, горючесмазочные материалы, другие лег­ковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы и вещества.

Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предме­тов. Получив сообщения о заложенном взрывном устройстве, об­наружении предметов, вызывающих подозрение, необходимо не­медленно поставить в известность дежурную службу объекта (там, где она есть) и сообщить полученную информацию в дежурную часть органов МВД, при этом указать точный адрес и название организации, где обнаружено взрывное устройство, номер теле­фона.

До прибытия сотрудников милиции следует принять меры к ограждению подозрительного предмета и недопущению к нему людей в радиусе до 100 м. Эвакуировать из здания (помещения) персонал и посетителей на расстояние не менее 200 м.

По прибытии специалистов действовать в соответствии с их указаниями.

Категорически запрещается:

• трогать или перемещать подозрительный предмет и другие
предметы, находящиеся с ними в контакте;

• заливать жидкостями, засыпать грунтом или накрывать обна­руженный предмет тканевыми и другими материалами;

• пользоваться электро-, радиоаппаратурой, переговорными
устройствами или рацией вблизи обнаруженного предмета, переезжать на автомобиле;

• оказывать температурное, звуковое, световое, механическое
воздействие на взрывоопасный предмет.

На случаи нападения, пожара, обнаружения взрывной заклад­ки должен быть план действий: все должны знать, кто в таких случаях является старшим (чьи распоряжения в критической си­туации не оспариваются). Как правило, подобные функции дол­жен брать на себя руководитель объекта, отвечающий за его безо­пасность. Сотрудники службы безопасности обеспечивают согла­сованность действий и предупреждение паники. Все должны знать пути эвакуации людей, оборудования, ценностей. Должна пре­дусматриваться последующая охрана их в месте сосредоточения на безопасном удалении. Должен быть определен порядок опове­щения людей на объекте и органов власти. Телефоны аварийных служб должны находиться у дежурного, в службе охраны, у сек­ретаря и сотрудников безопасности. Необходимо проводить обязательные учебные тренировки, так как они неизбежно выявят скры­тые недостатки плана и позволят избежать их в реальной ситуа­ции. В случае угрозы применения взрывного устройства при опо­вещении людей лучше указывать менее опасную, но достаточно правдоподобную версию, чтобы избежать излишней паники при эвакуации.

По окончании рабочего дня (ухода сотрудников) садами охра­ны обязательно должен проводиться тщательный досмотр мест­ности и помещений на предмет обнаружения взрыво- и пожаро­опасных предметов.

Обезвреживать взрывное устройство или локализовать взрыв должны подготовленные минеры-подрывники или другие обучен­ные специалисты после удаления людей из опасной зоны и вы­ставления оцепления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.