Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение.






Практика ликвидации ЧС показала, что успех действий сил РСЧС во многом зависит от всесторонне продуманной, соответствующей условиям обстановки и возможностям организации действий.

Именно на этапе организации действий сил РСЧС в полной мере проявляется профессионализм, организаторские и волевые качества руководителя работ по ликвидации ЧС и всех должностных лиц органов управления.

1.1. Последовательность и содержание работы руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации по организации действий

В процессе служебной деятельности сил РСЧС сложилась и оформилась стройная логическая структура и последовательность работы руководителей и органов управления всех уровней по организации действий сил РСЧС по ликвидации ЧС.

При этом необходимо отметить одно немаловажное обстоятельство.

Известно, что органами управления РСЧС заблаговременно разрабатываются Планы действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС. Однако данный План определяет общий характер, как бы основы действий сил РСЧС по ликвидации возможных ЧС. Такое положение вполне объяснимо, поскольку очень сложно, а практически невозможно спрогнозировать все ЧС, их масштабы и последствия и выработать вариант действий сил РСЧС по их ликвидации, в полной мере отвечающий условиям обстановки. В этом случае при угрозе или возникновении ЧС основные положения Плана могут и будут служить основой для организации действий. В то же время руководителю и органам управления РСЧС потребуется в полном объеме провести всю работу по организации действий по конкретно сложившейся обстановке.

Организация действий сил РСЧС по ликвидации чрезвычайной ситуации для руководителя работ начинается с получением задачи.

С получением задачи руководитель работ по ликвидации ЧС уясняет

задачу; определяет мероприятия, которые необходимо провести немедленно для
подготовки к выполнению полученной задачи; проводит расчет времени;

отдает предварительные распоряжения; оценивает обстановку; принимает

решение; проводит рекогносцировку; ставит задачи подчиненным и приданным
(взаимодействующим) формированиям (подразделениям); организует

взаимодействие, всестороннее обеспечение и управление.

уяснение задачи

Уяснение полученной задачи является первоначальным этапом работы руководителя. Основной целью уяснения задачи является глубокое и всестороннее понимание содержания поставленной старшим руководителем (начальником) задачи.

При уяснении задачи руководитель работ по ликвидации ЧС должен понять: цель предстоящих действий; замысел старшего начальника; задачу, место и роль


формирования в ликвидации ЧС; задачу соседей и порядок взаимодействия с ними; время готовности к выполнению задачи.

определение мероприятий, которые необходимо провести немедленно для подготовки к выполнению полученной задачи

Руководителем работ по ликвидации ЧС определяются мероприятия, которые необходимо провести немедленно по скорейшей подготовке органов управления, сил и средств к выполнению поставленной задачи, а также мероприятия по всестороннему обеспечению действий.

расчет времени

Расчет времени проводится руководителем работ и органом управления (оперативной группой) с целью определения оптимального порядка работы по организации действий, приведения сил и средств в готовность к выполнению задачи и их выдвижения в зону чрезвычайной ситуации.

Основой для расчета является время получения задачи, время доклада решения, указанный старшим начальником срок готовности к выполнению задачи, время на приведение в готовность выделенных сил и средств и время на выдвижение в зону ЧС.

отдача предварительных распоряжений

На основе уяснения полученной задачи руководитель работ по ликвидации ЧС отдает предварительные распоряжения. Предварительные распоряжения отдаются ответственным должностным лицам органа управления по направлениям их ответственности. Таким органом управления руководителя работ по ликвидации ЧС является оперативная группа.

Целью предварительных распоряжений является сокращение сроков на приведение выделенной группировки сил и средств в готовность к действиям и ее выдвижение в зону ЧС, организация непрерывного сбора и анализа данных обстановки в зоне ЧС, организация разведки и проведение других первостепенных мероприятий.

В распоряжении на приведение в готовность группировки сил и средств и ее выдвижение в зону ЧС указываются: состав привлекаемых к ликвидации ЧС сил и средств, время приведения в готовность к действиям, порядке и сроках их сосредоточения в установленном районе; данные об обстановке и предстоящей задаче; маршрут, время начала движения и сосредоточения в зоне ЧС; время готовности к началу аварийно-спасательных работ; организация обеспечения и управления.

Приведение группировки сил и средств в готовность и выдвижение в зону ЧС осуществляются в соответствии с заблаговременно разработанными Планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС и Планом взаимодействия, но с уточнением их исходя из конкретно сложившихся условий обстановки.

Организация непрерывного сбора и анализа данных обстановки в зоне ЧС предполагает установление и поддержание связи с органом управления, взявшим на себя руководством действиями по ликвидации ЧС. Ими могут быть органы по делам ГОЧС, органы местного самоуправления, руководство объектом (предприятием).

В данных об обстановке должно быть отражено: обстановка в зоне ЧС и прилегающих к ней территориях; границы и характер образовавшихся опасных зон


(завалов, затоплений, пожаров, заражений, загрязнений); объемы и характер предстоящих АСДНР; силы и средства, задействованные в ликвидации последствий; другие данные.

Все поступающие данные оперативная группа обобщает, уточняет, анализирует и в обобщенном виде с учетом прогноза развития ситуации докладывает руководителю работ по ликвидации ЧС.

Изучение и анализ поступающих данных является начальным этапом работы руководителя ликвидации ЧС по оценке обстановки.

Однако практика показала, что первоначально представляемые донесения зачастую не могут в полной мере содержать исчерпывающие сведения об обстановке в зоне ЧС и ее развитии. По поступающим данным сложно, а практически невозможно всесторонне оценить обстановку в полном объеме, и, что самое главное, сделать выводы, которые в последующем могли бы составить основу для принятия целесообразного решения.

Более полные данные об обстановке можно получить только после проведения тщательной разведки зоны ЧС своими органами разведки, а также в ходе личного изучения обстановки. Лишь эти данные позволят руководителю работ по ликвидации ЧС принять обоснованное решение с учетом сложившейся обстановки и определить подчиненным формированиям конкретные задачи.

В распоряжении по организации разведки руководитель работ определяет цели и задачи разведки, состав и количество высылаемых разведорганов, какие данные и к какому времени необходимо добыть, на каких направлениях (участках, объектах) сосредоточить основные усилия, порядок доклада разведданных.

К числу других распоряжений, отдаваемых руководителем работ, можно отнести: о подготовке расчетов и предложений для принятия решения; о составе оперативной группы и времени ее готовности; по подготовке к эвакуации населения, вывозу материальных и культурных ценностей из зоны ЧС (при необходимости); об уточнении и вводе в действие ранее разработанных планов; о подготовке и запасах материально-технических и иных средств; о порядке подготовки и сроках представления донесений вышестоящим органам управления, другие.

оценка обстановки

Оценка обстановки включает оценку зоны ЧС (очага поражения), состояния и возможностей сил и средств, местности, времени года и суток, состояния погоды.

При оценке зоны ЧС (очага поражения) анализируются: характер и масштаб развития ЧС; границы опасных зон (затоплений, разрушений, пожаров, радиоактивного, химического и бактериологического заражения и др.) и прогноз их распространения; характер и масштабы основных поражающих факторов; состояние объектов и территории, где будут проводиться работы; состояние населения; наличие и характер факторов, препятствующих ведению работ; вид и объемы АСДНР.

При оценке состояния и возможностей сил и средств анализируются: положение, состав, оснащенность техникой и инструментом, обеспеченность материально-техническими средствами, готовность к действиям, возможности по выполнению видов АСДНР.


При оценке местности, времени года и суток, состояния погоды анализируются их возможное влияние на выполнение поставленной задачи.

По каждому элементу оценки обстановки делаются выводы и производятся расчеты,, которые в последующем составят основу решения.

Основными выводами при оценке состояния зоны ЧС (очага поражения) могут быть: характер и объемы предстоящих АСДНР; характер и масштабы опасных факторов, препятствующих их ведению, и что необходимо предпринять для их ликвидации или снижения до минимально возможного уровня; основные, наиболее целесообразные способы ведения АСДНР; характер и потребное количество сил и средств для выполнения предстоящих работ; направление (участки, объекты) сосредоточения основных усилий; порядок и сменность при ведении работ; задачи разведки по уточнению обстановки; меры безопасности и защиты личного состава в ходе работ; что необходимо дополнительно предпринять по подготовке формирований к действиям; районы (места) размещения тыла и медицинских пунктов, пункта управления, пунктов сбора населения и другие, исходя из условий обстановки.

При оценке состояния и возможностей сил и средств основными выводами могут быть: состояние готовности формирований и что необходимо дополнительно выполнить по ее повышению; время возможного начала работ; соответствие возможностей формирований и запасов материально-технических средств объему работ и что необходимо предпринять для повышения их возможностей; наиболее целесообразные способы ведения работ; распределение формирований по участкам (объектам) работ и их задачи; основные вопросы взаимодействия.

При оценке местности, времени года, суток и состояния погоды основными выводами могут быть: что необходимо предусмотреть для защиты личного состава от неблагоприятных климатических и погодных факторов; необходимая сменность работ с учетом времени года и погоды; мероприятия по обеспечению непрерывности ведения работ; порядок жизнеобеспечения личного состава и пострадавшего населения; порядок эксплуатации техники; район и порядок отдыха личного состава.

В ходе оценки обстановки оперативная группа проводит необходимые расчеты и готовит предложения руководителю работ по ликвидации ЧС. Расчеты направлены на повышение обоснованности принимаемого решения и, прежде всего, постановке формированиям задач, соответствующих их возможностям.

Основными расчетами являются: расчет марша (выдвижения) формирования в зону ЧС, расчеты потребности в силах и средствах для проведения конкретных видов работ и их продолжительности, расчеты потребности материально-технических средств и другие.

Предложения, подготавливаемые оперативной группой, также направлены на принятие всесторонне обоснованного решения. В них предлагаются варианты использования и действий формирований при ликвидации ЧС, задачи, порядок взаимодействия и всестороннего обеспечения и другие вопросы.

Выводы из оценки обстановки, расчеты и предложения по использованию сил и средств докладываются руководителю работ по ликвидации ЧС.


На основе выводов из оценки обстановки, расчетов и предложений руководитель принимает решение на ликвидацию ЧС.

В качестве вывода можно сказать - насколько всесторонне и полно будет проведена оценка обстановки, подготовлены предложения и проведены расчеты, настолько грамотным и обоснованным будет принятое решение на ликвидацию ЧС.

принятие решения

Решение на ликвидацию ЧС - это определенные руководителем порядок и способы выполнения поставленной задачи.

Решение на ликвидацию ЧС является основой управления. Решение принимается лично руководителем работ по ликвидации ЧС на основе оценки обстановки и подготовленных органом управления расчетов и предложений. Вместе с тем следует отметить, что неполнота данных об обстановке не освобождает руководителя работ по ликвидации ЧС от принятия решения. Более того, руководитель и органы управления РСЧС должны принимать все исчерпывающие меры по получению и уточнению данных обстановки.

К решению руководителя работ по ликвидации ЧС предъявляется ряд требований. Прежде всего, решение любых условиях обстановки должно быть принято в срок и быть всесторонне обоснованным, то есть соответствовать сложившимся условиям обстановки и возможностям привлекаемых к ликвидации ЧС сил и средств.

В решении руководитель работ по ликвидации ЧС определяет: замысел действий, задачи формированиям, порядок взаимодействия, организацию всестороннего обеспечения и управления.

Основу решения составляет замысел действий, в котором определяются: направление (сектора, участки, объекты) сосредоточения основных усилий, последовательность и способы выполнения задач, распределение сил и средств.

Решение на ликвидацию ЧС руководитель объявляет своим заместителям, составу оперативной группы и старшим формирований, а также докладывает вышестоящему руководству.

С принятием решения обязанностью руководителя работ по ликвидации ЧС и органа управления является неуклонное претворение решения в жизнь.

проведение рекогносцировки

Рекогносцировка - это работа руководителя на местности с целью личного изучения обстановки в зоне ЧС и уточнения принятого решения на ее ликвидацию.

Для проведения рекогносцировки в соответствии с распоряжением руководителя работ по ликвидации ЧС создается рекогносцировочная группа, в состав которой с учетом характера чрезвычайной ситуации и обстановки могут входить офицеры оперативной группы, старшие (командиры) основных формирований и другие ответственные должностные лица.

Для проведения рекогносцировки группа обеспечивается картами (схемами), справочными и другими материалами. Основными задачами группы являются проведение расчетов, подготовка руководителю обоснованных предложений для принятия решения, нанесение обстановки на карту руководителя и подготовка проекта приказа (распоряжения).


В зависимости от характера ЧС и местности рекогносцировка может проводиться с использованием вертолета или высокопроходимого автотранспорта. Для проведения рекогносцировки выбираются маршруты движения (полета) и места (точки) работы на местности (посадки, остановки).

Рекогносцировочная группа обеспечивается средствами радиосвязи, позволяющими постоянно поддерживать связь с вышестоящими и подчиненными органами управления.

В ходе рекогносцировки руководитель работ по ликвидации ЧС изучает участки (объекты) работ и пути подхода к ним; характер разрушений, завалов, пожаров; наличие, характер, масштабы и границы заражения, затопления; состояние населения, наличие местных материалов, необходимых для ведения АСДНР; состояние коммунально-энергетических сетей и местности в районе ведения работ; места (районы), удобные для развертывания пункта управления, медицинского пункта, тыла, пунктов сбора пострадавшего населения и маршруты эвакуации, другие необходимые данные.

Основная цель рекогносцировки - завершить оценку обстановки и уточнить принятое решение на ликвидацию ЧС.

В случае отсутствия необходимых данных об обстановке в зоне ЧС и невозможности принятия решения рекогносцировка может проводится руководителем работ с целью оценки обстановки и принятия решения на местности.

постановка задач

По завершению принятия решения руководитель работ по ликвидации ЧС организует постановку задач участвующим в ликвидации ЧС формированиям. Задачи формированиям определяются с учетом их возможностей, предназначения и развития обстановки.

Задачи формированиям ставятся лично руководителем работ по ликвидации ЧС или его заместителями.

В первую очередь задачи ставятся формированиям, назначенным для выполнения главной задачи и действующим на направлении сосредоточения основных усилий.

Задачи ставятся в форме приказа или распоряжения, отдаваемого письменно или устно.

В приказе руководитель работ по ликвидации ЧС указывает:

В первом пункте - краткие выводы из оценки обстановки.

Во втором пункте - задачу формирования.

В третьем пункте - задачи, выполняемые в интересах формирования силами старшего начальника (руководителя).

В четвертом пункте - замысел действий.

В пятом пункте - после слова «Приказываю» задачи подчиненным и приданым формированиям и резерву.

В шестом пункте - основные вопросы взаимодействия и всестороннего обеспечения, пути и порядок эвакуации пострадавших.

В седьмом пункте - время готовности к выполнению задачи.

В восьмом пункте - место и время развертывания пункта управления.

 


При определении задач формированиям указываются участки (объекты) работ, силы и средства, последовательность и сроки проведения работ, порядок использования технических средств, меры безопасности и обеспечения непрерывности работ.

В условиях ограниченного времени задачи могут ставиться распоряжениями.

В распоряжении руководитель работ по ликвидации ЧС указывает: краткие выводы из оценки обстановки, задачу формированиям и время готовности к действиям.

Приказы и распоряжения, отдаваемые руководителем работ устно, оперативная группа оформляет письменно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.