Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ситуаций






Предупреждение ЧС природного и техногенного характера является приоритетным в деятельности органов управления РСЧС на всех уровнях и во всех звеньях. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий, предотвращающих ЧС и урон от них, в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны для граждан, общества и государства, чем их ликвидация. Предупредительные меры особенно эффективны при наличии достоверных прогнозов, целесообразном определении состава и объема профилактических работ.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обуславливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения.

Комплекс мер по предупреждению ЧС природного и техногенного характера включает меры организационного, экономического, технологического, инженерно-технического и иного характера.

Основными направлениями предупреждения чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения, так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них являются:

Iмониторинг окружающей природной среды и состояния потенциально опасных техногенных и гидродинамических объектов;

прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оценка их риска;

предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающего потенциала;

^предотвращение техногенных аварий и катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

5у разработка и осуществление инженерно-технических мер по снижению возможных потерь и ущерба от ЧС (смягчению их возможных последствий) на конкретных объектах и территориях;

L подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

разработка и участие в специальных мероприятиях по предупреждению террористических и диверсионных актов и их последствий;

g декларирование промышленной безопасности и лицензирование видов деятельности;

проведение государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от ЧС;

^проведение государственного надзора и контроля по вопросам природной и техногенной безопасности;

страхование природных и техногенных рисков;


информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания.

Как следует из вышеизложенного, предупреждение чрезвычайных ситуаций носит многоплановый характер и требует комплексного подхода.

В целях организации и проведения мероприятий по предупреждению
чрезвычайных ситуаций, осуществляется их планирование в рамках планов
действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В данные
планы включаются конкретные организационные, экономические,

технологические, инженерно-технические и другие мероприятия, касающиеся предупреждения ЧС природного и техногенного характера. Ряд трудоемких мероприятий в целях практического осуществления включаются в перспективные и годовые планы социально-экономического развития территорий и планы работы организаций (предприятий, учреждений), а также в федеральные или территориальные целевые программы по предупреждению ЧС ситуаций.

Организация планирования мероприятий по предупреждению ЧС на всех уровнях осуществляется с учетом оценки состояния безопасности территории (объекта) и включает:

1. Изучение и анализ законодательной и нормативно-правовой базы по
организации и осуществлению мероприятий в области предупреждения и защиты
населения и территории от ЧС природного и техногенного характера.

2. Определение органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и
организаций, которые должны быть задействованы в планировании и проведении
мероприятий по предупреждению ЧС.

3. Выявление возможных источников ЧС природного и техногенного характера, формирование банка данных потенциально опасных объектов и территорий, определение степени их опасности для населения и территорий (размеров возможных зон ЧС, ущерба, количества пострадавших, др.).

4. Выбор и обоснование мероприятий по основным направлениям предупреждения ЧС (мониторинг окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование ЧС, повышение техногенной и эксплуатационной надежности производственных процессов).

5. Выбор и обоснование мероприятий по основным направлениям снижения
тяжести воздействия последствий ЧС на население, объекты, окружающую
природную среду (создание систем оповещения, запасов средств индивидуальной
и коллективной защиты, финансовых и материально-технических средств;
подготовка мест временного размещения эвакуируемого населения; рациональное
размещение предприятий и населенных пунктов на подведомственной
территории, их инженерная защита; подготовка объектов и систем
жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС; подготовка системы
управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем РСЧС к
проведению АСДНР; информирование населения о возможных ЧС и подготовка
его к действиям в условиях ЧС).

6. Разработка плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС с
включением мероприятий по предупреждению ЧС, в том числе проводимых всеми
подсистемами и звеньями РСЧС, организация работы по их выполнению.


Занятие 2. Планирование действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организация и порядок планирования.

Планирование действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Важной целевой функцией РСЧС и основным направлением деятельности ее органов управления и сил является ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Успех ликвидации ЧС в решающей степени зависит от умелой и продуманной заблаговременной организации действий органов управления и сил РСЧС.

В основе действий сил РСЧС по ликвидации ЧС лежат заранее разработанные на всех уровнях, во всех подсистемах и звеньях РСЧС Планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом, раздел Плана в части касающейся действий органов управления и сил РСЧС по ликвидации ЧС разрабатывается с наибольшей тщательностью, полнотой и степенью детализации.

На этапе планирования действий по ликвидации ЧС должны быть в полной мере выполнены требования, предъявляемые к планированию, особенно такое, как реальность. Это обусловлено тем, что планирование является составной частью и основной организации действий сил РСЧС по ликвидации ЧС. Поэтому с возникновением ЧС заблаговременно спланированные действия позволяют руководителю работ в ограниченные сроки организовать действия сил РСЧС по ликвидации конкретной ЧС. В противном случае ему придется всю работу по организации действий проводить заново и в полном объеме.

В Планах действий заблаговременно, с учетом всех возможных для данной территории (объекта) ЧС природного и техногенного характера, их возможных масштабов и последствий прорабатываются варианты действий сил и средств РСЧС по ликвидации последствий ЧС, их состав, техническое оснащение, порядок и способы действий, организация взаимодействия, всех видов обеспечения и управления, другие вопросы.

В целях согласования содержания планов исходные данные, необходимые для планирования, доводятся до подведомственных органов управления и сил РСЧС. Со стороны вышестоящих органов управления РСЧС осуществляется методическое руководство планированием.

Основу Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС составляет решение председателя комиссии по ЧС соответствующего уровня на ликвидацию ЧС. Поэтому первоначальным этапом планирования является принятия председателем комиссии по ЧС решения на ликвидацию ЧС. С целью принятия обоснованного решения органы управления по делам ГОЧС готовят и представляют необходимые расчеты, справки и предложения по всем вопросам действий и обеспечения данных действий.

В целях повышения реальности и обоснованности Плана к его разработке привлекаются представители органов управления всех взаимодействующих структур.

План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера субъекта Российской Федерации состоит из двух разделов и пяти приложений.


I раздел " Краткая географическая и социально-экономическая характеристика
субъекта РФ и оценка возможной обстановки на его территории";

II раздел " Мероприятия при угрозе и возникновении крупных
производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий".

Приложениями к плану являются:

1. Карта возможной обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций
(масштаб 1: 500000).

2. Календарный план основных мероприятий территориальной
подсистемы РСЧС при угрозе и возникновении производственных аварий,
катастроф и стихийных бедствий.

3. Решение председателя комиссии по ЧС на ликвидацию ЧС (текстуально и графически на карте).

4. Расчет сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (сетевой график по наращиванию сил и средств).

5. Схема организации управления, оповещения и связи при угрозе и
возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Для города, района, других территориальных образований и организаций наименование и содержание разделов плана и приложений к нему учитывают площадь занимаемой территории, масштабы возможных аварий и катастроф, другие показатели.

Помимо Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС
разрабатываются планы: проведения аварийно-спасательных и других

неотложных работ, эвакуации, взаимодействия, по видам обеспечения, организации связи и управления. Все они являются составными частями (разделами) Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Таким образом, План действий по предупреждению и ликвидации ЧС представляет собой комплекс планирующих документов, в которых детально отражены решение председателя комиссии по ЧС, последовательность, сроки, порядок и способы ликвидации ЧС, порядок взаимодействия, обеспечения, управления и связи.

План действий по предупреждению и ликвидации ЧС согласовывается с руководителями органов управления всех взаимодействующих структур, подписывается председателем комиссии по ЧС, рассматривается и утверждается председателем вышестоящей комиссии по ЧС и ПБ.

Выписки из Планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС высылаются во все подведомственные органы управления и органы управления взаимодействующих структур в части касающейся.

Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС проверяются в ходе совместных учений и тренировок, а также в ходе реальных действий по ликвидации ЧС и в них при необходимости вносятся коррективы. Также в Планы действий вносятся уточнения при всех изменениях обстановки (создание новых потенциально опасных объектов и т.д.) и в силах и средствах РСЧС (состав, места дислокации и т.д.).

 


Планы действий уточняются при переводе органов управления и сил РСЧС в режим повышенной готовности, а также в плановом порядке к началу календарного года и полугодия.

Для обеспечения реализации Планов действий органы управления по делам ГОЧС совместно с административно-территориальными органами заблаговременно разрабатывают документы по управлению, оформляют заявки на все виды обеспечения действий сил РСЧС, наряды, накладные, доверенности на получение имущества и техники, ордера на занятие помещений на случай эвакуации и др.

С возникновением стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф, при выявлении опасных загрязнений (заражений) окружающей природной среды органы управления и силы РСЧС переводятся в режим чрезвычайной ситуации, а Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС вводятся в действие.

Степень выполнения мероприятий Плана действий органами управления и силами РСЧС зависит от характера и масштаба сложившейся чрезвычайной ситуации.

Организация и порядок планирования

Все планирующие документы по предупреждению и ликвидации ЧС разрабатываются органами управления по делам ГОЧС под руководством председателей комиссий ЧС, которые несут полную ответственность за организацию действий по предупреждению и ликвидации ЧС и постоянную готовность сил и средств РСЧС к действиям.

Работу по планированию условно можно разделить на три этапа: организационно-подготовительный; практическая разработка и оформление планов; согласование, рассмотрение, доработка и утверждение планов.

На. первом этапе осуществляется определение состава исполнителей; составление календарного плана работы органа управления по разработке планирующих документов; изучение руководящих и нормативных документов (директив, уставов, руководств, наставлений, инструкций) и указаний старших начальников; сбор, обобщение, изучение и оценка исходных данных, необходимых для разработки документов (перечни потенциально опасных объектов, размеры зон возможных разрушений, загрязнений, затоплений; расчет численности населения и персонала, подлежащего эвакуации; данные о силах и средствах РСЧС и их возможностях, др.); определение общего объема работ по разработке планирующих документов и назначение ответственных исполнителей за разработку конкретного документа с указанием сроков исполнения.

К работе по разработке планирующих документов кроме должностных лиц органов управления ГОЧС привлекаются должностные лица комиссии по ЧС. эвакокомиссии, органов исполнительной власти (руководства организаций) по направлениям ответственности и другие по необходимости.

На втором этапе осуществляется практическая разработка и оформление планирующих документов, проводится их предварительное согласование с взаимодействующими органами управления, уточнение вопросов совместных действий, обеспечения и управления.


Практическая разработка разделов плана действий заключается в прогнозировании обстановки, которая может сложиться при угрозе и возникновении техногенных аварий, катастроф и стихийных бедствий, оценке масштабов (зон) разрушений, затоплений, заражений (загрязнений), потерь и принятии решения на ликвидацию ЧС.

На третьем этапе окончательно согласовывается содержание всех планирующих документов, порядок и сроки проведения запланированных мероприятий РСЧС, при необходимости дорабатываются отдельные вопросы и документы представляются на утверждение в установленном порядке.

На всех этапах общее руководство и контроль за разработкой, планирующих документов осуществляет руководитель органа управления по делам ГОЧС.

С утверждением планирующие документы вступают в силу и подлежат неуклонному исполнению.

Заключение

Управление на всех уровнях такой сложной системой, какой является РСЧС при решении внезапно возникающих задач по ликвидации ЧС невозможно без заблаговременной проработки вариантов действий сил РСЧС.

В основе достижения эффективных и слаженных действий лежат заблаговременно разработанные планы действий. Грамотное и продуманное планирование действий обеспечивает своевременный учет всех изменений обстановки, сокращает время на приведение органов управления и сил РСЧС в готовность к действиям по ликвидации ЧС и их организованное начало.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.