Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Качества мышления.






Мыслительная деятельность людей имеет значительные индивидуальные различия, которые выражаются в следующих качествах.

Глубина мышления — способность проникнуть в сущность проблемы, увидеть главные причины и на основе этого уметь представить развитие дальнейших событий. Противоположное качество — поверхностность мышления.

Широта мышления — охват различных аспектов вопроса (проблемы), умение сопоставить разноплановые данные. Противоположное качество — узость мышления.

Гибкость мышления — умение адекватно и своевременно изменять ситуации и решения в связи с учетом новых факторов. Противоположное качество — стереотипность мышления.

Оригинальность мышления — способность творчески решать задачи, находить новые подходы. Противоположное качество — стандартность мышления.

Критичность мышления — склонность человека любую информацию подвергать сомнению, анализировать разные доводы в пользу того или иного решения. Противоположное качество — некритичность мышления.

Быстрота мышления — скорость решения человеком стоящей задачи, опре­деляемая его способностью оперативно перерабатывать информацию, находить и реализовывать принятое решение. Противоположное качество — медлительность мышления.

Выделенные качества мышления связаны с различными психическими процессами и свойствами. Особое значение имеют особенности функционирования и уровень развития всех познавательных процессов. Также значительное влияние на индивидуальное своеобразие мышления будут оказывать психические свойства человека (темперамент как сочетание свойств нервной системы, характер, способности).

 

 

К нарушениям операционной стороны мышления относятся снижение уровня обобщений и искажение процесса обобщения. При снижении уровня обобщений оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. Клинически это проявляется склонностью к конкретизацией мышления.

КОНКРЕТНОСТЬ — расстройство мышления, при котором утрачивается способность к абстрагированию.

В противоположность снижению уровня обобщений при искажении процесса обобщения происходит отрыв суждений человека от конкретных, частных, единичных связей. В суждениях отражаются лишь случайные и несущественные (латентные) признаки предметов или явлений. Процесс мышления представляет собой необоснованное теоретизирование по конкретным проблемам. Речь при этом становится вычурной, витиеватой. Клинически искажение процесса обобщения проявляется резонерством.

Нарушения личностного компонента мышления проявляются разноплановостью мышления, снижением критичности и саморегуляции. Происходит утрата целенаправленности мыслительного процесса.

К нарушениям динамики мыслительной деятельности относят лабильность и инертность мышления. При первом отмечается неустойчивость способа выполнения мыслительных операций, легкий переход от одного к другому; при втором — противоположные тенденции: тугоподвижность мышления, ригидность, трудности переключения.

Нарушения процесса саморегуляции познавательной деятельности выражается в невозможности целенаправленной организации мыслительных действий.

Учитывая тот факт, что мышление может нарушаться разнообразно, традиционно группировка расстройств мышления использует перечисленные выше параметры.

К расстройствам мышления по темпу относят: ускорение и замедление мышления, ментизм, Шперрунг.

УСКОРЕНИЕ мышления — увеличение количества ассоциаций в единицу времени.

«СКАЧКА ИДЕЙ» — максимальное увеличение количества ассоциаций в единицу времени (в речи проявляется ЛОГОРЕЕЙ).

ЗАМЕДЛЕНИЕ мышления — уменьшение (Количества ассоциаций в единицу времени (в речи проявляется БРАДИФАЗИЕЙ).

МЕНТИЗМ — «наплыв мыслей», «вихрь идей», увеличение количества ассоциаций в единицу времени, не сопровождающееся изменением речи больного, возникающее приступообразно и непроизвольно (разновидность ассоциативного автоматизма).

ШПЕРРУНГ — «закупорка мыслей», «обрыв мыслей», внезапная остановка, перерыв ассоциативного процесса.

К расстройствам мышления по стройности относят: разорванность, соскальзывания, бессвязность, инкогеренцию и вербигерацию.

РАЗОРВАННОСТЬ — расстройство мышления, при котором нарушается логическая связь в предложении при сохраненной грамматической (в речи проявляется ШИЗОФАЗИЕЙ).

СОСКАЛЬЗЫВАНИЕ — расстройство мышления (более «легкая» степень разорванности).

БЕССВЯЗНОСТЬ — расстройство мышления, при котором нарушается логическая и грамматическая связи в предложениях (в речи проявляется ПАРАЛОГИЕЙ и ПАРАФАЗИЕЙ).

ИНКОГЕРЕНЦИЯ — расстройство мышления, при котором нарушается связь между слогами в произносимых словах.

ВЕРБИГЕРАЦИЯ — расстройство мышления, при котором отмечается стереотипное повторение отдельных слов или слогов.

Нарушения целенаправленности мыслительного процесса встречаются при таких симптомах, как: разноплановость, обстоятельность, резонерство, персеверации.

РАЗНОПЛАНОВОСТЬ — расстройство мышления, при котором отмечается формирование суждений, исходя из разных принципов.

ОБСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — расстройство мышления, при котором затрудняется образование новых ассоциаций вследствие преобладания предыдущих.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ — расстройство мышления, при котором значительно (максимально) затрудняется образование новых ассоциаций вследствие длительного доминирования одной мысли, представления.

РЕЗОНЕРСТВО — «бесплодное мудрствование» (рассуждение ради рассуждения).

Расстройства мышления по продуктивности наиболее яркие и частые признаки психических заболеваний. К ним относятся навязчивые, сверхценные (доминирующие) и бредовые идеи.

НАВЯЗЧИВЫЕ ИДЕИ — мысли, представления, воспоминания, возникающие помимо воли больного при полной критической оценке чуждости и болезненности.

СВЕРХЦЕННЫЕ (ДОМИНИРУЮЩИЕ) ИДЕИ - идеи, возникающие в связи с реальной ситуацией, но в дальнейшем занимающие не соответствующее их действительному значению доминирующее положение в сознании больного, сопровождающиеся значительным эмоциональным напряжением и отсутствием критического отношения к ним.

БРЕДОВЫЕ ИДЕИ.— суждения и умозаключения, имеющие характер убежденности, возникающие на патологической основе и не поддающиеся коррекции (разубеждению) с отсутствием критического отношения к ним.

Выделяют две разновидности бредовых идей, различающихся механизмами формирования бреда: интерпретативный бред и образный бред. При первом патологические идеи (суждения и умозаключения) возникают в результате нарушений логики на всех этапах бредообразования; при втором — бред проистекает из расстройств восприятия (патологических образов и представлений).

 

«Нарушения мышления»

I.По темпу

1. Ускорение (увеличение числа ассоциаций в единицу времени).

2. Замедление (уменьшение числа ассоциаций в единицу времени).

II.По стройности

1. Разорванность (нет связи между мыслями и предложениями).

2. Бессвязность (нет связи между словами).

3. Инкогеренция (нет связи между слогами).

4. Вербигерация (стереотипное повторение одних и тех же слов или словосочетаний).

5. Паралогическое мышление (умозаключения строятся вразрез с логикой).

6. Амбитендентность мышления (одновременное возникновение взаимоисключающих идей).

7. Перерыв мышления (шперунги).

III.По целенаправленности

1. Резонерство (бесплодное мудрствование).

2. Обстоятельность («топтание» вокруг несущественных обстоя­тельств).

3. Персеверация (застревание на одной ассоциации).

4. Аутистическое мышление (одностороннее, захватывающее лишь внутренний мир больного).

5. Символизм (выводы строятся на основании случайных ассоциа­ций).

IV.По продуктивности

1. Навязчивые идеи (мысли, возникающие помимо воли больного и воспринимаемые им как болезненные).

2. Сверхценные идеи (переоценка реальных фактов).

3. Бред (болезненно обусловленное ложное суждение, не поддаю­щееся коррекции).

4. Неологизмы (возникновение необычных, непонятных слов).

Нарушение мышления наблюдается не только при органических поражениях головного мозга и у психически больных, но и при ряде соматических заболеваний. Так, при пернициозной анемии, тиреотоксикозе, туберкулезе легких (в стадии обострения процесса) отмечается некоторое ускорение мыслительного процесса. При различных тяжелых соматических интоксикациях и гипотиреозе темп образования ассоциаций замедленный.

Патология суждения включает главным образом навязчивые, сверхценные и бредовые идеи.

При ипохондрическом синдроме больной в результате нарушения мышления высказывает суждение о наличие у него определенного страдания. Это сопровождается депрессией, угнетающей волевые процессы. Иногда именно вследствие нарушения мышления больные склонны пес­симистически оценивать свое состояние.

Тактика медицинского работника. Больных с нарушениями интеллекта непросто обслуживать. Они нередко неправильно понимают или по-своему истолковывают обращенный к ним вопрос. Неадекватные высказывания и поступки их вызывают раздражение окружающих. Большой выдержки и высокого чувства сострадания требует от медицинского работника обслуживание таких больных. Лучшая форма отношения — доброжелательность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.