Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тест Рука

(Hand-test)


Предисловие

Часто утверждают, что своим превосходством над животны­ми человек обязан значительному развитию мозга и руки. Верти­кальное положение человека дает значительную свободу его ру­ке. Поскольку человек не использует руки для передвижения, они могут быть использованы им для самых различных целей, спо­собствуя тем самым развитию его интеллекта.

Филогенетические и онтогенетические исследования показа­ли, что использование руки человеком тесно связано с развитием его интеллектуальных способностей. Руки связаны, прежде всего, с моторными функциями, а также с другими видами деятельности человека. Никакой другой человеческий орган - за исключением глаза - не помогает нам в такой степени ориентироваться в окру­жающей среде и в пространстве вообще, как руки. Понимание третьего измерения, равно как и ориентация в нем, необходимые для любого действия, достигаются за счет использования рук.

Поэтому вполне закономерным является положение, что про­ективный тест личности, в котором рисунки рук служат визуаль­ным стимулом, прольет свет на те тенденции к действиям, кото­рые проявляет человек, подвергаемый испытанию с помощью данного теста.

Глава 1. Описание теста

Авторами предлагаемого проективного теста с уклоном на предсказание открытого агрессивного поведения (оригинальное название - " Hand-test") являются:

Бэрри Бриклин - профессор отделения психиатрии меди­цинского колледжа в Филадельфии,

Зигмунт Пиотровский - профессор психологии медицин­ского колледжа в Филадельфии,

Эдвин Вагнер - ассистент профессора психологии универси­тета г. Акрон (штат Огайо).

Идея создания проективного теста " Рука" возникла у Эдвина Вагнера, который сделал рисунки девяти рук, используемые в тесте Десятая карточка пустая (подобно пустой карточке в Тесте

апперцепции). Что касается этой десятой карточки, то испытуе­мому предлагают сначала представить себе руку, а потом опи­сать, что эта воображаемая рука может делать.

Десять карточек одна за другой последовательно предлагают­ся испытуемому, причем последовательность и положение, в ко­тором они даются, стандартны. При этом испытуемому задается вопрос: " Что, по Вашему мнению, эта рука делает? ". Если ис­пытуемый затрудняется с ответом, ему предлагают следующий вопрос: " Как Вы думаете, что делает человек, которому при­надлежит эта рука? Назовите все варианты, которые Вы мо­жете представить". С целью достижения действительного по­нимания испытуемым поставленной перед ним задачи, инструк­ции могут варьироваться при условии, что испытуемый не запу­гивается при этом и что не провоцируется.нужный ответ.

Если ответ нечеткий или двусмысленный, испытуемого по­буждают к тому, чтобы он объяснил его, причем ему не навязы­вают никакие специфические ответы (хотя он может по своему желанию присоединиться к ним). Испытуемому разрешается держать карточку в любом положении.

Положение, в котором испытуемый держит карточку, а также последующие изменения этих положений обозначаются следую­щим образом:

- означает прямое (вертикальное) положение,

- означает перевернутое изображение;

- означает, что карточка повернута влево;

- означает, что карточка повернута вправо.

Помимо положения карточки, фиксируется также время на­чальной реакции испытуемого.

Система подсчета очков и коэффициенты теста разработаны и испытаны Б.Бриклиным и З.Пиотровским. Их задача заключалась в том, чтобы определить, будут ли отличаться ответы на тест сре­ди групп, члены которых отличаются тенденцией к проявлении агрессивности Вторая задача исследователей состояла в установ­лении степени соответствия теста " Рука" требованиям проектив­ных тестов личности хорошего качества.

К таким требованиям относятся следующие:

 

1. Стимул должен вызывать достаточно большое количество различных ответов или визуальных образов у различных субъектов.

2. Каждый индивид дает ограниченное количество ответов.

3. Наборы образов, возникающие у отдельных субъектов отли­чаются друг от друга в максимальной степени.

4. Модели ответов каждого испытуемого варьируются в соответствии с изменением черт личности, которые обнаруживаются с помощью теста.

5. Одинаковые ответы имеют одинаковое значение независимо от контекста, в котором они имеют место, при условии, что правила их интерпретации одинаковы для всех испытуемых.

Основная цель теста заключается в прогнозировании явного аг­рессивного поведения.

Термин " проявление " был определен авторами как такое по­ведение субъекта, которое обращает на себя внимание со стороны полиции, суда, школьной администрации, психиатров клиник и т.п., то есть явное агрессивное поведение.

Термин " количе ство очков проявл ения" изобретен авторами не для того, чтобы предсказывать специфические акты, а скорее для того, предсказывать тенденцию к действиям агрессивного характера.

Таким образом концепция " проявления" включает в себя та­кие действия как:

провоцирующие легальные действия против других лиц, вы­званные маниакальными параноидными тенденциями; обман и ограбление других лиц;

бросание предметов с целью нанесения удара (муж или жена во время супружеских ссор и т.п.); драки школьников со своими товарищами и учителями, разрушение постельных принадлежностей и мебели пациен­тами психиатрических клиник и т.д.

Подсчет очков по таким " проявлениям" основан на том прин­ципе, что вероятность явного агрессивного поведения возрастает в тех случаях, когда доминантные и агрессивные аттитюды пере­вешивают аттитюды, означающие социальную кооперацию. Подсчет очков " проявлений" выражается в виде арифметической разницы между суммой тенденций к агрессивным и доминантным действиям с одной стороны, и суммой кооперативных и неагрессивных аттитьюдов, с другой. Различные категории ответов, кото­рые используются для подсчета очков, представлены в следую­щем главе. Категории ответов, которые не используются для под­счета очков, также приводятся в следующей главе.

Глава 2. Система подсчета очков

Вначале представляются категории для подсчета очков вме­сте с коэффициентом очков проявления".

1. Агрессивность (Ag): Эта категория включает руки, которые
представляются как доминирующие, оскорбляющие, напа­дающие или активно " хватающие" другой организм или объ­ект.

2. Директивность (Dir): Эта категория включает руки, которые
представляются как ведущие, руководящие, перечащие или
иным образом активно влияющие на другого индивида.

Ответы по этим двум категориям - это те, которые повышают ве­роятность " проявления" субъекта. Они означают нежелание со стороны субъекта придти к соглашению с другими. Намерения, права и чувства остальных людей не принимаются во внимание в процессе исполнения этих тенденций к действию. Взаимные или симметричные межперсональные отношения между владельцем руки и лицом (лицами), которым угрожают, которых оскорбляют или которыми руководят, не имеют места. Тенденция к действию осуществляется независимо от лица или объекта, на которые на­правлена эта тенденция.

3. Страх (F): Эти ответы означают страх перед возмездием или агрессией со стороны других, категория включает все ответы, в которых описывается рука, являющаяся жертвой чьей-то агрессии. В эту категорию включены также случаи, когда рука представляется наносящей ущерб самому себе (причем мазохистские тенденции уменьшают вероятность явной агрессии).
К этой категории относятся также такие тенденции к действию, которые основаны на отрицании агрессии (в таких отри­цательных реакциях скрыт страх пред возмездием).

4. Аффектация (Af): Эта категория включает ответы, в которых рука выражает привязанность, позитивное эмоциональное отношение, а также аффективно благожелательное отношение к
другим.

5. Коммуникация (Com): Эта категория включает ответы, в ко­торых рука общается или пытается общаться с кем-то. Для то­го, чтобы подсчитать очки по этой категории необходимо,
чтобы каждое общение (коммуникация) было связано с чувством равенства или подчиненности по отношению к объекту общения. В этих ответах должно подразумеваться, что лицо,
которое общается, нуждается в аудитории так же или даже больше, чем аудитория в нем. Ответы, связанные с коммуникацией, но в которых общающийся находится в более высоком положении по отношению к аудитории (читает лекцию, проповедь, учит, дает указание и т.п.), подсчитываются по категории Dir.

6. Зависимость (Dep): Эта категория включает ответы, в кото­рых выполнение тенденции к действию зависит от благожелательного отношения других лиц (другой стороны). В эту категорию включены все ответы, связанные с подчинением руки субъекта другому лицу.

Указанные выше четыре категории включают реакции, кото­рые активно уменьшают вероятность агрессивного поведения. Они отражают тенденции, связанные с социальной кооперацией, независимо от того, каковы специфические мотивы этой коопе­рации (страх перед возмездием, необходимость присоединения к другим лицам в целях получения удовольствия, развлечений, не­обходимость катарсиса и т.п.).

Подсчет очков производится путем вычитания очков (количе­ства ответов) по категориям F, Af, Com, Dep из суммы очков (ко­личества ответов) по категориям Ag и Dir:

(Ag + Dir) - (F + Af + Com + Dep),

из чего видно, что подсчет очков за " проявления" является срав­нением тенденций к действиям, отражающих готовность к явному агрессивному поведению с теми, которые направлены на со­циальную кооперацию или страх перед открытым агрессивным поведением. В ответах, относящихся к категориям Ag и Dir пред­полагается, что чувства, права, намерения и привилегии объектов действий не являются существенными. С другой стороны, тен­денции к действиям в категориях F, Af, Com, Dep отражают чувства социальной кооперации: они предполагают, что " рука" так же, если не в большей степени, нуждается в наличии других людей, как другие - в руке (владельце руки).

7. Эксгибиционизм (Ех): Эта категория включает все ответы, в Которых рука принимает участие в деятельности, связанной с развлечениями, самовыражением, демонстративностью или
другими эксгибиционистскими проявлениями. (В российской психологической науке понятие " эксгибиционизм" несет в се­бе иную смысловую нагрузку. Явления, относящиеся к этой категории, принято определять как " демонстративность" -прим. перев).

8. Калечность (Crip): Эта категория включает все ответы, в ко­торых рука представляется как больная, искалеченная, деформированная или иным образом поврежденная.

Две последние категории включают ответы, которые могут быть как личностными, так и безличными. Это значит, что осу­ществление тенденции к действию может требовать присутствия другого лица (других лиц), а может и не требовать его. Эти кате­гории не используются для оценки вероятности агрессивного по­ведения, поскольку их роль в этой области непостоянна. Эксги­биционизм может быть агрессивным, а может быть и неагрессив­ным. Деформированные реакции, которые указывают на чувство неадекватности, играют различную роль в мотивации агрессивно­го поведения, точно так же, как чувство вины, с которым они час­то связаны. Вина в определенных условиях усиливает функции супер-Эго и уменьшает явное агрессивное поведение, в других же условиях она увеличивает потребность в наказании и тем самым увеличивает вероятность агрессивного поведения (бессознатель­ная цель которого заключается в наказании и искуплении).

 

9. Активный безличный (Act): Эта категория включает все ответы, в которых рука представляется имеющей тенденцию к действию, осуществление которого не требует присутствия другого лица, все тенденции к безличному действию, когда
рука должна изменить свое физическое положение или напра­вить усилия против силы тяжести.

10. Пассивный безличный (Pas): Эта категория включает все ответы, в которых осуществление тенденции к действию не требует присутствия другого лица и в которых рука не меняет своего физического положения, не преодолевает силы тяже­сти.

11. Описание (Dscr): Эта категория включает ответы, в которых
никакая специфическая тенденция к действию не фиксируется
и не подразумевается. Физическое описание руки.

Глава 3. Примеры интерпретации ответов

Агрессивность (Ад)

Ответы, в которых рука:

нападает; ранит, наносит ущерб; активно хватает что-либо или ко­го-либо; агрессивно доминирует. Примеры:

дает пощечину; ударяет; толкает; хватает за нос; ловит насекомое;
захватывает что-либо; сжимает; выбивает глаз; шлепает ребенка,
щи пает; готовится ударить; х в атает ужа, крадет фрукты и т.п.____

Директивность (Dir)

Ответы, в которых рука:

представляется как ведущая, оказывающая влияние на другое ли­цо; общается (при этом общение является вторичным по отноше­нию к намерению оказать активное влияние на действия другого лица). Примеры:

читает лекцию, проповедь; обучает; дает указание; дирижирует;
предуп ре ждает; полицейски й говорит " Стоп! " и т.п.

Страх (F)

Ответы, в которых рука:

царапается; является жертвой чьей-то агрессии; пытается предот­вратить насилие, направленное на владельца руки; наносит ущерб самому себе (испытуемому); стремится оградиться от физических воздействий и повреждений. Примеры:

душит меня; поднята в страхе, чтобы защитить себя; отвращает ущерб; царапает ногтями; просит: " Не бей меня! "; выражает отказ от а грессии: " Это не драка", " Рука отдыхающая, а не злая" и т.п.

жестикуляция при разговоре; жест рукой, обозначающий проща­
ние (хотя и означает эмоциональную амбивалентность) и т.п.
Примечание: Необходимо четко дифференцировать ответы Dir
от Сот. Коммуникация, имеющая место в ответах Dir, является
вторичной по отношению к намерению оказать воздействие на
аудиторию. Четкое представление об этом различии может
дать сравнение психологического различия между " проповедова­
нием", которое является примером Dir, с " попыткой договорит ь-
ся ", кото р ая относи тся к Сот._________________________
_____

Зависимость (Dep)


 


Аффектация (Af)

Ответы, в которых рука:

делает аффективный или аффективно благожелательный жест;

предлагает (не просит и не получает) дружбу или помощь другим;

выражает стремление к сотрудничеству и активной социальной

жизни

Примеры.

" Привет! ", дружески похлопывает по плечу; пожатие рук; " Добро

пожаловать! "; похлопывает собачку; бросает деньги в ящик для

пожертвований; протягивается для оказания помощи ребенку;

предлагает цветы; общается (причем общение является вторичным

по отношению к демонстрации доброжелательности, аффектации)

и т.п.

Коммуникация (Com)

Ответы, в которых рука:

общается или пытается общаться с лицом, которое представляется
равным или превосходящим коммуникатора; предполагается, что коммуникатор нуждается в аудитории больше, чем аудитория в нем или между коммуникатором и аудиторией существует взаим­ная симметричная связь; подразумевается желание быть понятым.
Примеры: _________________________________________________

Ответы, в которых рука:

активно или пассивно ищет поддержки или помощи со стороны другого лица; подчиняется другим лицам; активно взывает о по­мощи любого рода; подчиняется силе или власти превосходящего лица. В ответах, относящихся к данной категории, осуществление тенденции к действию зависит от явной или подразумеваемой не­обходимости в благожелательном отношении других лиц. Примеры:

просьба или просьба подать руку; путешествие на попутных ма­шинах; отдание чести офицеру; принятие клятвы, рука ребенка, хватающаяся за кого-нибудь, чтобы не потерять равновесие; просьба: " Дайте мне, пожалуйста..."; клятва говорить только правду; просьба о помощи; кто-то, ожидающий получить что-нибудь и т.п.

Примечание: Примером ответа, относящегося к категории Dep,
может служить ответ " приветствующая рука". Психологиче­ское значение этого ответа объясняется следующим образом: чем больше таких ответов, тем больше субъект чувствует, что
другие должны ему время, внимание, ответственность. Дающие
такие ответы активно ищут поддержки со стороны других,
ожидая, что другие " должны им" свое время и внимание. Такие
ответы дают не только бедные и алкоголики (хотя в процентном
отношении превали р уют они), но и нормальные люди.___________


 


Эксгибиционизм (Ex)

Пассивный безличный (Pas)


 


Ответы, в которых рука:

проявляет себя тем или иным способом; участвует в каком-то экс­гибиционистском (демонстративном) акте; нарочито проявляет себя.

Примеры:

показывает кому-нибудь руку; любуется ногтями; играет на пиа­нино; танцует; показывает лак на ногтях, женщина протягивает руку, чтобы привлечь к ней внимание; показывает что-нибудь ко­му-нибудь; показывает кольцо и т.п.

Калечность (Crip)

Ответы, в которых рука:

представляется как деформированная, поврежденная, ущербная и т.п.

Примеры:

рука, пораженная артритом; сломан большой палец; сломанное
запястье; деформированные пальцы; рука больного или умираю­
щего человека; искалеченная и т.п.

Активный безличный (Act)

Ответы, в которых рука:

отражает тенденции к действию без участия другого лица; изменя­ет свое физическое положение или сопротивляется силе тяжести. Примеры:

шьет; вяжет; машет (не в знак прощания, что относится к Com);
продевает нитку в иголку; подбирает маленький предмет; пишет;
достает что-нибудь; плавает; бросает что-нибудь; собирает что-
нибудь; тащит и т. п.________________________________________

Ответы, в которых рука:

не меняет своего физического положения и не сопротивляется си­
ле тяжести; в ответах по этой категории не требуется присутствие
другого лица.
Примеры:
выглядит уставшей, отдыхает; просто лежит на столе и т.п.______

Описание (Dscr)

Ответы,

являющиеся скорее физическим описанием руки; описание на­
строений, связанных с рукой, но не имеющие тенденции к дейст­
вию или каких-либо кинетических ассоциаций.
Примеры:
рука красивая; рука некрасивая; ру ка пухлая и т.п._____________

Глава 4. Примеры интерпретации ответов и подсче­та очков

Ниже приводятся полные записи для иллюстрации процедуры подсчета очков в том виде, в каком она применяется в действи­тельности.

В первой колонке протокола указывается номер изображения руки. Во второй - время первой реакции (ответа) на предъявле­ние руки в секундах В третьей - порядковые номера ответов (на каждое изображение - отдельная нумерация арабскими цифра­ми). В четвертой колонке приводится ответ испытуемого. В по­следней колонке при обработке записывается категория ответов.



 




 


 

 

 

 

 

 

 




 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Как выбрать профессию. | Вопрос номер 6.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.