Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перевод: Алексей Осипов






 

1 В те времена, когда я писала эту книгу, мои ковены всегда призывали и Богиню, и Бога. Но за прошедшие десять лет группы, с которыми я работаю, научились более гибко интерпретировать свои отношения с образами Божества — или, быть может, честно признали, что эти материи полны тайны, понять которую до конца мы не сможем. И теперь мы призываем те ипостаси Божества, к которым нам кажется уместным обратиться в данный момент. Почти всегда это — та или иная форма Богини, хотя и не обязательно конкретная, носящая определенное имя. К примеру, если мы проводим ритуал вместе с людьми, не разделяющими языческой веры (например, во время какой-нибудь политической акции), мы можем просто призвать стихии или же обратиться к Богу (Богине) по именам присутствующих людей. Мы не ограничиваемся работой с Богиней: если мы чувствуем, что нашего внимания требует какой-либо аспект Бога, мы призываем и его. — Здесь и далее примечания автора.

2 Изложенная далее история соединяет в себе устные предания, толкования наблюдаемых фактов и результаты научных исследований. Для полного, тщательно документированного и комментированного изложения этой темы понадобилось бы множество томов — в сущности, целая библиотека, часть которой, к тому же, создана уже другими авторами. Историю ближневосточных традиций и перехода к патриархату я рассматриваю в своей работе «Истина или дерзанье» (Starhawk. Truth or Dare: Encounters with Power, Authority, and Magic. San Francisco: Harper & Row, 1987). В приложении к «Сну о Тьме» (Starhawk. Dreaming the Dark: Magic, Sex and Politics. Boston: Beacon Press, 1982) более подробно исследуется история гонений на ведьм в Европе. На настоящий момент литературы о ведовстве доступно гораздо больше, чем тогда, когда я только начинала работать над этой книгой.

Перечитав эту историю, я была неприятно поражена ее евроцентричностью. Разумеется, речь идет о европейской традиции; однако важно иметь в виду, что матрифокальные, сосредоточенные на культе Богини традиции лежат и в основе многих богатейших культур Азии, обеих Америк, Африки и Полинезии. Европейская традиция также питалась от африканских и азиатских корней. Хорошими отправными точками для изучения других культур, основанных на поклонении Богине, станут работы Полы Ганн Аллен и Луизы Тейш (Allen, Paula Gunn. The Woman Who Owned the Shadows. San Francisco: Spinster’s Ink, 1983; Teish, Luisa. Jambalaya: The Natural Woman’s Book of Personal Charms and Practical Rituals. San Francisco: Harper & Row, 1985), а также антология Карла Ольсена (Olsen, Carl, ed. The Goddess Letters: The Myth of Demeter and Persephone Retold. New York: St. Martin’s Press, 1987).

За минувшие десять лет в моду вошел шаманизм. Интерес к духовным традициям, предлагающим прямое взаимодействие с мирами, лежащими за пределами повседневности, возрос необычайно — равно как и спрос на экзотические туры, семинары и курсы соответствующей направленности. Но подлинный духовный рост возможен лишь внутри культурного контекста. Мы, носители европейского наследия, изголодавшиеся по тому, чего так не хватает нашей культуре, рискуем невольно превратиться в духовных грабителей, разрушая чужие культуры в своих поверхностных попытках завладеть их мистическими сокровищами.

Осознав, чего именно нам недостает, и сосредоточившись на тех европейских традициях, которые все же сохранились, пусть и частично, до наших дней, люди с европейскими корнями получат надежду избежать печальной участи злосчастного племени «хочубычей» (хочу быть индейцем, хочу быть африканцем, хочу быть… да кем угодно, только не тем, кто я есть!). И, разумеется, любая подлинная духовная сила, которую нам удается почерпнуть из какой угодно традиции, неизбежно сопряжена с ответственностью. Овладев техникой африканских барабанных ритмов или традицией паровой бани индейцев лакота, мы тем самым даем обязательство не романтизировать народ, у которого мы этому научились, но принимать деятельное участие в самой что ни на есть реалистической борьбе за освобождение и выживание (в том числе культурное) этого народа.

Те читатели, которым посчастливилось унаследовать живую, укорененную в самой природе, традицию духовности, могут подметить здесь для себя интересные параллели и сравнения.

3 В палеолитическом искусстве женская фигура почти всегда изображается обнаженной. Примеры тому — барельефы в Лосселе (Дордонь, Франция), фотографии которых приведены в издании: Maringer, Johannes, and Hans Bandi. Art in the Ice Age. N.Y.: Frederick A. Praeger, 1953, pp. 84—85; нагие фигуры из Ла-Мадлен и Англь-сюр-Англан (Дордонь, Франция), описание см: Philip Van Doren Stern. Prehistoric Europe: From Stone Age Man to the Early Greeks. N.Y.: W.W.Norton, 1969, p.162; фигуры, высеченные на стенах подземного святилища в Пеш-Мерль (Франция), описание см.: Stern, pp.174—175; и статуэтки «толстых Венер», такие как Венера Виллендорфская (Maringer and Bandi, p. 28) и Венера Леспигская (ibid., p.29).

Изображения «колдунов»-мужчин найдены в пещере Троих Братьев (Дордонь, Франция; Stern, p.115). Ср. также изображения мужских фигур с головами серн из Абу-Меж (Тейжат, Франция; Stern, p.166) и многие другие примеры.

Эти ссылки я привожу лишь как указания на иллюстрации и описания тех археологических и антропологических находок, которые подтверждают устную традицию Ремесла. Приведенные здесь интерпретации значений находок и обычаев иллюстрируют колдовские традиции нашей истории, и к ним никоим образом не следует относиться как к общепринятым в научной среде. Что касается ученых, то, если они в чем и сходятся между собой, так это в том, что значение и предназначение многих из этих фигур им непонятно.

4 См. описания Ла-Фераси (Дордонь, Франция) у Стерна (Stern, pp. 85, 95); а также Ла-Барма-Гранд (Франция) и Гримальди (Калабрия, Италия) у Грэхэма Кларка и Стюарта Пигготта (Clark, Graham and Stuart Piggott. Prehistoric Societies. London: Hutchinson & Co., 1967, pp. 77—79.

5 Как, например, в Драхенлох, Швейцария (Stern, p. 89).

6 В Мейндорфе и Стелмооре (Германия); см.: Alberto C. Blanc. “Some Evidence for the Ideologies of Early Man”. // Sherwood L. Washburn, ed. The Social Life of Early Man. Chicago: Aldine Publications, 1961, p. 124.

7 Находки изображений богини мамонтов у реки Десна на Украине описаны Джозефом Кэмпбеллом (Joseph Campbell. The Masks of God: Primitive Mythology. N.Y.: Penguin Books, 1976, p. 327).

8 Annette Laming. Lascaux. Trans. by Eleanor Frances Armstrong. Harmondsworth, Middlesex: Penguin Books, 1959; Andre Leroi-Gourhan. “The Evolution of Paleolithic Art”. // Scientific American, Vol. 218, No. 17, 1968, pp. 58—68.

9 Gerald S. Hawkins. Beyond Stonehenge. N.Y., Harper & Row, 1973. См. описания резных мамонтовых бивней (15 000 до н.э.) из Гонцы на Украине на стр. 263—237; рисунки красной охрой из Абри де лас Винас (Испания, 8000—6000 до н.э.) на стр. 232—233 и настенные росписи из Канчаль де Маома (Испания, 7000 до н.э.) на стр. 230—231.

10 Лоссель (Дордонь, Франция); см.: Maringer and Bandi, pp. 84—85.

11 James Melaart. Catal Huyuk, a Neolitic Town in Anatolia. N.Y.: McGraw-Hill, 1967.

12 Энергии «лей-линий» и стоячих камней, по всей вероятности, были открыты отнюдь не в XX веке, как полагают некоторые, а гораздо раньше — и вовсе не факт, что в Европе. Стоячие камни и особые чертежи на земле встречаются повсеместно — от знахарских кругов Северной Америки до монолитов острова Пасхи.

13 Alexander Thom. “Megaliths and Mathematics”. // Antiquity, 1966, 40, 121—128.

14 Margaret A. Murray. The Witch-Cult in Western Europe. N.Y.: Oxford University Press, 1971, pp. 238—246.

15 Murray, p. 49.

16 Murray, pp. 270—276.

17 По оценкам различных исследователей, общее число казненных по обвинению в колдовстве колеблется всего от 100 тысяч до цифры, приведенной в тексте и, по всей вероятности, несколько завышенной. Установить в точности, сколько людей пострадало от этих преследований, практически невозможно. Многие умерли в тюрьме, так и не попав в списки казненных. Но, так или иначе, эти гонения оставили глубокий травматический след в коллективной душе Европы и, в особенности, европейских женщин. Более подробно я исследую эту тему в приложении к своей книге «Сон о Тьме».

18 Andrew E. Rothovius. “The Adams Family and the Grail Tradition: the Untold Story of the Dragon Persecution”. // East—West 1977, 7(5), pp. 24—30; Andrew E. Rothovius. “The Dragon Tradition in the New World”. // East—West 1977, 7(8), pp. 42—54.

19 Carol P. Christ. “Why Women Need the Goddess”. // Carol P. Christ and Judith Plaskow. Womanspirit Rising: A Feminist Reader in Religion. San Francisco: Harper & Row, 1979, p. 278.

20 Mary Daly. Beyond God the Father. Boston: Beacon Press, 1973, p. 13.

21 Christ, p. 275.

22 Anton Ehrenzweig. The Hidden Order of Art. London: Paladin, 1967, p. 190.

23 Herb Goldberg. The Hazards of Being Male. N.Y.: Signet, 1977, p. 4.

24 Goldberg, p. 39.

25 Теперь, по прошествии десяти лет, я отхожу от убеждения, что в каждом мужчине есть «женская сторона», а в каждой женщине — «мужская». Более конструктивным мне кажется представление о том, что в каждом из нас присутствует попросту весь спектр человеческих возможностей — агрессия, заботливость, сострадание, жесткость, творческая сила, пассивность и т.д., безо всяких разделений по принципу пола, внешнего или внутреннего.

26 За последние десять лет Ремесло распространилось необычайно широко. В частности, возникло очень много эклектичных групп, организовавшихся по собственной инициативе, управляемых на кооперативных началах и состоящих главным образом из самоучек.

27 За последние годы одиночных практиков Ведовства стало гораздо больше. Одни из них работают самостоятельно потому, что не нашли единомышленников в своей округе, другие — просто потому, что им так больше нравится.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.