Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Манипулирование общественным слзнанием с использованием информационных технологий






СМИ, безусловно, являются самым распространенным и в то же время, самым эффективным манипуляционным механизмом. Во-первых, массовые коммуникации имеют самый широкий охват населения, то есть направлены на все группы и слои населения в целом. Во-вторых, это самый быстрый способ запрограммировать общественное сознание. В-третьих, потенциал внушения с помощью, например, телевидения известен всем, так что это еще и самый гарантированный способ получить поддержку населения. По мнению М. Паренти, СМИ «отбирают большую часть информации и дезинформации, которыми мы пользуемся для оценки социально-политической действительности. Наше отношение к проблемам и явлениям, даже сам подход к тому, что считать проблемой или явлением, во многом предопределены теми, кто контролирует мир коммуникаций».[1]

В СМИ могут использоваться множество манипуляционных инструментов. Вот основные из них: умолчание, селекция, передергивание, искажение, переворачивание, конструирование. Первый способ заключается в утаивании информации от ее получателя, второй – в избирательном пропуске к получателю только выгодной манипулятору информации, третий – в сознательном выпячивании и подчеркивании только одних, выгодных властям, сторон явления, четвертый способ подразумевает искажение (это может быть преуменьшение, преувеличение и нарушение пропорций той или иной информации), пятый – замену «черного» на «белое», наконец в шестом случае манипулятор сам выдумывает ложные данные, не существующие в реальности.[2]Все эти приемы направлены на создание определенного эмоционального настроя и психологических установок у аудитории. Важной предпосылкой для манипуляции можно считать также и тот факт, что, обладая монополией на информацию, СМИ задают приоритеты событий. В мире происходят миллионы событий, но обсуждается только та их часть, которую СМИ вводят в сферу внимания респондента.

Способов манипуляции много, но совершенно очевидно, что главным является контроль на всех уровнях над информационным аппаратом и аппаратом формирования идей. Это гарантируется действием простого правила рыночной экономики. Владеть и управлять средствами массовой информации, как и всеми прочими видами собственности, могут лишь те, в чьих руках капитал. Радио и телекомпании, газеты, журналы, издательства принадлежат конкретным корпорациям и конгломератам. Таким образом, «аппарат всегда готов к активному, доминирующему участию в манипулятивном процессе».

Именно поэтому и ведется в наших средствах массовой информации «война компроматов». Это совсем не издержки «свободы прессы», как считают многие. Доронин А.И., автор книги «Бизнес разведка», считает, скорее всего, именно борьбой за средства массовой информации, а, в конечном счете за возможность манипулировать общественным сознанием, объясняется и трагическая смерть популярного телеведущего В. Листьева.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.