Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация методов социального управления и их использование в управление социальными процессами.






. Методы - это способы, с помощью которых достигается результат. В социологии управления условно выделяют формализованные (договорные, организационные) и институциональные (социальные, организационные) группы методов. В зависимости от средств управления, характера стимулов группы методов разделяют на экономические, административные и социально-психологические.

Ни одна из групп методов не выступает в самостоятельной форме, все они сочетаются между собой. Следует понять, что экономические методы управления являются следствием законов объективного мира (природы, общества, мышления). Они вытекают из экономических интересов и включают экономический инструментарий: финансы, ценообразование, формы и методы стимулирования труда и т.д. Основными принципами, отражающими социологический аспект экономических методов управления должны быть:

• соответствие оплаты затратам и результатам труда,

• сочетание экономических и моральных стимулов,

• сочетание экономических и моральных стимулов,

• экономико-правовая ответственность работодателя за социальные последствия принимаемых решений.

Социологическая составляющая экономических методов управления опирается на центральное понятие: справедливая оплата, справедливый доход по труду. Между тем само содержание понятия «справедливость» носит весьма размытый характер. Например, заработная плата учитывает отработанное время и, в лучшем случае, установленный показатель результата, но она почти не отражает различия внутренних установок работников, мотивов, творческого устремления, мыслительной деятельности. В тоже время современный работодатель заинтересован максимально эксплуатировать именно этот творческий потенциал наемного труда. Но это одна сторона социальной проблемы. Другая - связана с индивидуальным, субъективно - ценностным представлением об уровне материального вознаграждения, которое сочетается с другими внутренними установками человека, его мировоззрением, жизненными потребностями. Поэтому, для достижения социального эффекта управленческой деятельности, правильно вести речь не о сугубо материальном стимулировании, а о системе стимулирования труда, включающей, в реальном масштабе времени, все целесообразные средства индивидуально - коллективного взаимодействия, которые должны вырабатываться на основе объективной оценки ожиданий людей, ресурсов и возможностей целенаправленного удовлетворения ожиданий. Организационно - распорядительные методы управления относят к регламентирующим. Они отвечают на вопрос, по каким правилам обязаны действовать люди, и включают в себя документы - регламенты, документы нормативно - правового, директивного и инструктирующего характера, документы, устанавливающие рамки полномочий и ответственности. Главным с социологической точки зрения при применении этих методов является то, в какой степени они влияют на положение человека, его социальный статус, социальную роль, его жизнедеятельность. Основное назначение этой группы методов - обеспечение такого порядка работы, который позволяет эффективно решать функциональные задачи человека, коллектива, общества.

Рассматривая значение социально - психологических методов управления, не следует забывать, что во-первых, каждый человек является природным носителем определенного социального мировоззрения и предрасположен (часто незаметно для себя) к позитивным, общественно полезным действиям. Раскрытие этого «вектора», внутренне присущего личности на деле, является свидетельством человеко-ориентированного управления, показателем профессионализма руководителя. Во-вторых, руководителю (и не только ему) всегда полезно изыскивать не методы психологического воздействия или опираться на «признанные» стереотипы управления, но пытаться понять прежде себя, например, честно ответить на вопросы: достаточно ли он внимателен и терпим к другим людям, воспринимает ли свои собственные недостатки, умеет ли не судить и не осуждать недостатки других, почему ставит личный интерес выше интереса ближнего своего, всегда ли согласовывается его поведение на работе и в быту с морально - нравственными принципами, критериями и идеалами. Реальные ответы на эти вопросы и эффективные результаты деятельности корреспондируют между собой непосредственно.

Изучение управления с позиций социологии предполагает организацию логически взаимосвязанных процедур с целью получения достоверных знаний о процессах объекта управления. Исходя из поставленных задач различают:

• информационные исследования (оперативное получение первичной информации),

• измерительные исследования (получение и обработка системно связанной информации и разработка практических рекомендаций),

• социоинженерные исследования (сбор, количественно - качественный анализ информации о социальных процессах, выработка рекомендаций, разработка социальных технологий и их внедрение).

По глубине анализа выделяют:

• разведывательное исследование (которое носит предварительный характер; например, зондирование методом первичного опроса мнения коллектива об удовлетворенности условиями труда и управления),

• описательное исследование (более объемная работа социолога. Её цель - получение максимально возможной информации о процессах управления),

• углубленно - аналитическое исследование (всестороннее описание объекта, анализ процессов управления в реальном масштабе времени, прогнозирование социальных процессов).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.