Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль интересов в социальном управлении






Мнения всех исследователей социальных процессов условно можно поделить надвое. Первые (к ним можно отнести многих видных социологов, философов, политиков, например, М. Монтеня, Н. Макиавелли, В.И. Ленина) считают, что интересы общества, государства выше интересов отдельного индивида, ведь, в конце концов, развитие и воспитание человека, его знания формируются и обеспечиваются, обществом. Отсюда исходят идеи необходимой преданности, полезности и подчиненности личности обществу. Государственный интерес в подобном обществе рассматривается как высшая ценность граждан. Эта идея придает обществу стабильность, повышает его мобилизационный потенциал, определяет четкую вертикаль власти. Из неё же выводится формула необходимости на определенном историческом этапе подавления меньшинства ради сохранения блага значительного большинства. Пример практической реализации этой идеи - нынешний Китай.

Другие исследователи (например, О. Конт, Д.С. Милль, Г. Спенсер) считают, что интерес личности выше интересов государства, а общество должно быть средством удовлетворения личных потребностей. Так, Герберт Спенсер считает, что государственный интерес не может поглощать отдельную личность, не может попирать право человека на свободную деятельность.

Существует и широкий спектр компромиссных теорий, многие последователи которых рассматривают взаимосвязи государственного и общественного интересов, не отождествляя их между собой, как сложное диалектическое единство объективных и субъективных процессов, развивающихся в пространстве и времени. Относительное равновесие этих системных процессов нарушается, возникают социальные возмущения, если в системе государственного управления не учитывают, игнорируется действие диалектики развития общественного устройства. В этот период может возникнуть «идея - фикс» - провести ускоренными темпами кардинальные усовершенствования, глобальную реформу, возвести здание нового общества, а если таковое не получаться попробовать что - то ещё. В худшем варианте можно навести порядок «железным кулаком». С подобными случаями с их многочисленными вариантами на разных уровнях социального управления мы встречаемся нередко не только в теории, но в практической жизни. Тогда мы говорим об искусственном интересе, формирующемся в системе управления или, соответственно, об искусственном государственном интересе.

С точки зрения социологии управления государство - это добровольный союз людей, признающих себя гражданами этого государства и осознающих чувство определенного удовлетворения от такого совместного существования. Государство обеспечивает социальную равновесность в системе разнонаправленных потребностей всех социальных групп. Общими и естественными функциями государства являются защита своих граждан и упорядочение их отношений. Государство должно обеспечивать в первую очередь:

• безопасность своих граждан и их имущества от посягательства других государств, организаций и частных лиц;

• эффективное функционирование механизмов социальной взаимопомощи и страхования;

• соблюдение договорных обязательств;

• открытость территориального, экономического и информационного пространства.

Государство обязано проявлять непрестанную заботу о сохранении и приумножении исторического культурного и духовного наследия населяющих территорию государства народов.

Для исполнения своих функций государство привлекает силы и средства своих граждан. Исполнение этих и других функций есть естественный государственный интерес.

Принципы гос. демократического управления должны формироваться на признании народы в качестве источника власти, которая предполагает выборность и сменяемость гос. органов и должн. лиц. Реальное равноправие граждан, реальные гарантии прав и свобод, многопартийность, многосубъектность. Базовые принципы гос-ва, соц. политика, которые направлены на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, это приоритет прав человека и его основных свобод, солидарность, оптимальная поддержка. Такие принципы соц. управления как дем. централизм, плановость, соц. ответственность вытекают из выше названных. Применение принципов гос. демократ. управления находит свое отражение в проводимой соц. политике.

Руководитель-демократ советуется с подчиненными и консультируется у специалистов, участвующих в выработке решений. С психологической т.зр. наиболее благоприятен. Его целесообразно использовать в производственных коллективах независимо от отраслевой принадлежности и вида производимой продукции (услуг). Наибольшей эффективности этот стиль руководства достигает в сложившихся коллективах с микрогруппами и неформальными лидерами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.