Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Тольяттинский государственный университет






Тольяттинский государственный университет

Кафедра «Педагогика и методики преподавания»

Ахметжанова Г.В., Груздова И.В., Руденко И.В.

Магистерская диссертация по педагогике

Учебно-методическое пособие

Тольятти 2011

УДК

ББК

 

Ахметжанова Г.В., Груздова И.В., Руденко И.В. Магистерская диссертация по педагогике: учебно-методическое пособие для студентов-магистров педагогических вузов /

Г.В. Ахметжанова, И.В. Груздова, И.В. Руденко. – Тольятти, 2011. – 58 с.

 

Рецензенты:

Тумакова О.Е. – к.п.н., Председатель научно-методического совета АНО «Планета детства» «Лада»;

Сундеева Л.А. – к.п.н., доцент кафедры педагогики и методик преподавания Тольяттинского государственного университета

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов – магистров, обучающихся на педагогическом факультете ТГУ по направлению «Педагогика». В нем раскрыты основные этапы подготовки магистерской работы, требования к ее структуре и процедуре защиты.

В учебно-методическом пособии с учётом современных требований подробно изложена методология научного исследования, методика работы с литературными источниками, а также описаны особенности подготовки и оформления магистерских диссертаций. Материал может служить методическим и практическим руководством для выполнения научных работ.

Пособие подготовлено на основе Положения о выпускной квалификационной работе Тольяттинского государственного университета, утвержденного в 2010 году.

 

 

ISBN

 

 

© Тольяттинский государственный университет

© Ахметжанова Г.В., Груздова И.В., Руденко И.В.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………... 4

1. Общие положения …………………………………………………………………... 6

2. Требования к магистерской диссертации………………………………………….. 9

3. Этапы выполнения диссертационного исследования……………………………. 12

4. Теоретическая часть исследования в магистерской диссертации………………… 29

5. Экспериментальная часть исследования в магистерской диссертации ………... 36

6. Правила построения научного текста……………………………………………….. 37

7. Порядок защиты магистерской диссертации……………………………………… 37

7.1. Организация предварительной защиты магистерской диссертации…………… 47

7.2. Процедура защиты магистерской диссертации………………………………….. 48

Приложение………………………………………………………………………….…. 51

Введение

В структуре современного российского высшего образования степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Эта степень является не ученой, а академической, так как отражает образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствует о наличии у него способностей, присущих молодому начинающему научному работнику (Ф. А. Кузин).

Магистратура – образовательная ступень, направленная на повышение уровня фундаментальной и методологической подготовки студентов и формирование готовности выпускников к самостоятельному проведению научных исследований. В связи с этим ведущая роль в учебном процессе занимает такая форма организации учебно-познавательной деятельности как самостоятельное выполнение магистрантом научно- исследовательской работы по конкретной теме. Завершающий этап обучения посвящен подготовке к защите магистерской диссертации.

Магистерская диссертация характеризует ее автора как профессионала, владеющего умением самостоятельно вести научный поиск, творчески формулировать и добиваться решения научных проблем при помощи методов и приемов научного познания.

Главная задача работы над магистерской диссертацией показать уровень научной квалификации и способность вести научные исследования, решать конкретные научные задачи. Она выполняется с целью публичной защиты для получения квалификации и академической степени магистра соответствующей научной специальности.

Однако, подготовка магистерской диссертации вызывает у студентов значительные затруднения, связанные с методикой ее проведения, правилами оформления, критериями оценивания. Предлагаемое учебно-методическое пособие представляет собой свод основных требований, предъявляемых к магистерским работам по педагогике. Пособие призвано помочь студентам не только осмыслить основные правила подготовки научной работы, но и разобраться в совокупности исследовательских процедур, овладеть технологическими операциями необходимыми при подготовке и написании магистерской диссертации.

Содержание включает базовые методические и теоретические положения, принятые в современной высшей школе. Изложение теории сопровождается конкретными примерами, имеющими ярко выраженную практическую направленность.

В пособии раскрываются общие положения о магистерской работе, тактика выбора темы и технология обоснования ее актуальности. Представлены требования к оформлению текста магистерской диссертации, раскрыты особенности научного стиля, которые помогут студентам грамотно отразить содержание научных мыслей и идей.

В пособии раскрываются требования, предъявляемые к содержанию теоретической и экспериментальной части магистерской работы, описывается логика и структура каждой из частей.

Детальное рассмотрение процедуры предварительной и основной защиты магистерской работы поможет студентам чувствовать себя уверенно на итоговой государственной аттестации.

В заключении предложены списки литературы, информационных центров, электронной базы данных, знакомство с которыми расширит возможности исследователей в поиске необходимых материалов для работы.

В приложение вынесены документы, на которые следует опираться в процессе подготовки и оформления работы.

Представленные материалы адресованы студентам высших учебных заведений психолого-педагогического направления, руководителям, консультантам и рецензентам студенческих научных работ.

  1. Общие положения

 

Магистерская диссертация – вид итогового аттестационного испытания по психолого-педагогическому направлению (степень – магистр педагогики), носит научно-исследовательский характер, является самостоятельным исследованием актуальных проблем в области психологии и педагогики начального образования.

Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает результаты разработки выбранной темы. Она должна соответствовать современному уровню развития педагогической науки, а ее тема актуальной для теории и практики обучения и воспитания в начальной школе.

Квалификационная работа содержит совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, свидетельствующих о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные научные исследования, используя теоретические знания и практические навыки.

Работа над магистерской диссертацией проводится в рамках бюджета времени учебного плана магистратуры, из числа часов, отводимых на научно-исследовательскую работу в I-III семестрах, различные виды практик, подготовку магистерской диссертации в IV cеместре.

Тема магистерской диссертации выбирается студентом совместно с научным руководителем и руководителем магистерской программы в течение двух недель со времени начала обучения в магистратуре, в те же сроки разрабатывается индивидуальный план обучения, который утверждается на заседании кафедры.

Тема выбирается кандидатом в магистры самостоятельно, исходя из его личных научных и практических интересов и с учетом ее актуальности в научном и практическом плане. Она должна иметь сравнительно новые достоверные результаты научной и практической значимости. Тема и проблема исследования должна предполагать новый интересный подход к ее раскрытию на основании методов научного поиска.

Магистерская диссертация может быть продолжением и развитием темы квалификационной работы бакалавра. Тематика магистерских диссертаций окончательно утверждается (с учетом возможных корректировок) на заседании кафедры.

На начальном этапе работы студенты готовят реферат по теме магистерской диссертации с обоснованием актуальности и значимости проблемы будущего исследования. Реферат включает анализ сложившейся ситуации в соответствующей области исследования формулировку выявленных противоречий и конкретной цели научной работы как результат данного анализа.

Объем реферата – 8-12 страниц стандартного печатного текста.

Требования к реферату определяются выпускающей кафедрой и отражаются в учебно-методических пособиях по выполнению магистерских диссертаций.

Промежуточный контроль о ходе работы над магистерской диссертацией осуществляется дважды: в форме отчета за первый год обучения на научно-исследовательском семинаре и в форме научного доклада на итоговой научной студенческой конференции «предзащиты» в середине мая второго года обучения.

Руководитель магистерской диссертации утверждается приказом ректора ТГУ. Им может быть профессор или доцент одной из кафедр, принимающих участие в реализации магистерских программ или сотрудник научно-исследовательского института, имеющий ученую степень доктора или кандидата наук.

Диссертация закрепляет полученную информацию в виде текстового и иллюстрированного материала, в которых диссертант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность и практическую значимость тех или иных положений работы.

Для изложения материала диссертации характерны аргументированность суждений и точность приводимых данных. Ориентируясь на читателей с высокой профессиональной подготовкой, ее автор включает в свой текст весь имеющийся в его распоряжении знаковый аппарат (таблицы, формулы, символы, диаграммы, схемы, графики и т.п.), т.е. все то, что составляет «язык науки», который понятен только специалистам.

В диссертации автору не принято давать оценку излагаемого материала. Нормы научной коммуникации строго регламентируют характер изложения научной информации, требуя отказа от выражения собственного мнения в чистом виде. В этой связи авторы диссертации стараются прибегать к языковым конструкциям, исключающим употребление личного местоимения «я». Стало неписаным правилом, когда автор диссертации выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет местоимение «мы», что позволяет ему отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления. И это вполне оправдано, поскольку современную науку характеризуют такие тенденции, как интеграция, коллективное творчество, комплексный подход к решению проблем.

Магистерская диссертация, хотя и является самостоятельным научным исследованием, все же должна быть отнесена к разряду учебно-исследовательских работ, в основе которых лежит моделирование уже известных решений. Ее научный уровень всегда должен отвечать программе обучения. Выполнение такой работы должно не столько решать научно-теоретические проблемы, сколько служить свидетельством того, что ее автор научился самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения.

Магистерская диссертация в большей степени ориентирована на определенную практическую значимость. Главные выводы работы служит основой конкретных рекомендаций и мер по совершенствованию тех процессов и явлений, которые являются предметом исследования в диссертации.

Тематика магистерской диссертации разрабатывается преподавателями выпускающей кафедры с учетом направления их научно-исследовательской работы. Обязательно учитываются содержание изученных педагогических дисциплин, собственные научно-исследовательские интересы студентов, целесообразность реализации тематики исследования в городе и регионе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.