Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 1






Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

Владикавказ 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Тема. «Физическое развитие детей и подростков. Методы исследования»………....

 

 

Тема. «Санитарно-гигиеническое обследование детских дошкольных учреждений»………………………………………………………………………….......

 

 

Тема. «Санитарно-гигиеническое обследование школьного учреждения, учебно-воспитательного режима и условий обучения в школе»……………………………

 

 

Тема. «Гигиена трудового воспитания, обучения и профессионального образования учащихся»………………………………………………………………………………….

 

 

Тема. «Двигательная активность и гигиена физического воспитания детей»…………

 

Приложение ……………………………………………………………………………….

 

 

Занятие 1

Тема. «Физическое развитие детей и подростков. Методы исследования»

I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний

  1. Закономерности роста и развития детского организма и их зависимость от биологических и социальных факторов. Возрастная периодизация и её значение для гигиены детей и подростков. Понятие о биологическом возрасте, критерии его определения и значение в гигиеническом нормировании деятельности.
  2. Проблемы акселерации и ретардации роста и развития детей и подростков.
  3. Основные показатели физического развития детей и подростков (соматометрические, соматоскопические, физиометрические).
  4. Методы оценки физического развития детей и подростков.

 

II. Цель деятельности студентов в процессе выполнения самостоятельной работы:

Студент должен знать:

  • определение понятия «здоровье», основные показатели, характеризующие здоровье детского населения. Принципы оценки состояния здоровья детей и подростков;
  • закономерности роста и развития детского организма и их зависимость от биологических и социальных факторов;
  • возрастная периодизация и её значение для гигиены детей и подростков. Понятие о биологическом возрасте, критерии его определения и значение в гигиеническом нормировании деятельности;
  • проблемы акселерации и ретардации роста и развития детей и подростков.

 

Студент должен уметь:

  • провести антропометрическое исследование ребенка;
  • оценить физическое развитие ребенка основными методами, применяемые в педиатрии и гигиене детей и подростков (метод сигмальных отклонений, шкал регрессии, комплексный метод);
  • провести комплексную оценку состояния здоровья детей и подростков.

 

III. Литература:

1) Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник для студентов высших медицинских заведений. М. Медицина, 2001г. Гл. 1, С. 31-93

2) Кардашенко В.Н. Руководствок лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. М. Медицина. Гл. 1, С. 7-51.

3) Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков. Руководство к практическим занятиям для студентов высших медицинских заведений (под ред. В.Р. Кучмы). М. 1999г.

 

 

IV. Задания по самостоятельной работе по изучаемой теме

I. Вопросы:

1. Гигиена детей и подростков - ………

 

 

2. Основные закономерности роста и развития детей:

1) неравномерность темпа роста и развития;

2) неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность);

3) ………………

4) ………………

5) ………………

6) ………………

7) ………………

 

 

3. Дайте определение следующим понятиям:

Акселерация - ……………..

 

Ретардация - ……………

 

4. Перечислите основные теории акселерации:

· ……………

· ……………

· ……………

· ……………

 

 

5. Дайте определение следующим понятиям:

Хронологический возраст - ……….

 

Биологический возраст - ………….

 

 

6. Допишите основные критерии определения биологического возраста:

· уровень оссификации скелета;

· ……………

· ……………

· ……………

 

7. Возрастная периодизация

Биологическая возрастная периодизация Социальная возрастная периодизация
1.Период новорожденности (1-10 дней) 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5.    
6.    
7.    

 

8. Дайте определение следующим понятиям:

Здоровье –…………

 

Индекс здоровья –…………..

 

Патологическая пораженность –………….

 

Индивидуализирующий метод –…………..

 

Генерализирующий метод – ………..

 

9. Критерии для определения группы здоровья (по Громбаху):

· ……………….

· ………………

· ………………

· ………………

 

10. Заполните таблицу:

Группы здоровья детей и подростков    
1 группа  
2 группа  
3 группа  
4 группа  
5 группа  

 

11. Заполните схему:

Морфофункциональное состояние может быть:

гармоничным ……………. ……………

 

 

12.Основные правила антропометрических измерений:

1)…….

2)…….

3)……

4)……

 

13. При изучении физического развития используют ……………………..показатели – длину и массу тела, окружность грудной клетки; форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложения, эластичность кожи, половое созревание, относятся к ………..…………..показателям; жизненная ёмкость легких, сила сжатия кисти рук – это ……..…………… показатели.

14. Заполните пропуски в таблице:

Антропометрические данные Приборы для измерения Единицы измерения
Рост Ростомер, антропометр см
Вес …………… ……………
ЖЕЛ …………… ……………
Мышечная сила рук и стана ………….... ……………
Толщина жировой складки ……………. ……………

 



15.При патологических состояниях позвоночника возможны искривления в переднезаднем направлении - ……………., так и боковые - ……………..

 

 

16. Перечислите патологические формы грудной клетки:

  • ……………
  • ……………
  • ……………

 


17. Формы стопы – если перешеек составляет до 50% длины перпендикуляра – стопа ……………; 50-60% - стопа ……………; свыше 60% - стопа …………….. Этот метод называется …………………...

18. Методы оценки физического развития детей и подростков:

1) …………

2) …………

3) …………

4) …………

 

19. Допишите:

Факторы, формирующие здоровье:

 

50% - …………

20% - …………

20% - …………

10% - …………

 

 

II. Практическое задание:

Составьте 3 вопроса тестового контроля

Пример.

Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов хронических заболеваний не выявлено. Физическое развитие отстает от паспортного возраста, гармоничное. Психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес пневмонию, коревую краснуху, острый катаральный отит

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

 

Решите задачу:

При изучении определены следующие показатели физического развития мальчика 13 лет: рост 142 см, масса тела 42 кг, окружность груди 58 см.

Дайте оценку физического развития мальчика.

 

 

Тесты:

1. К закономерностям роста и развития организма детей относятся:

а) неравномерность темпа роста и развития;

б) увеличение удельных энерготрат организма;

в) гетерохронность;

г) половой диморфизм;

д) обусловленность роста и развития наследственностью и средовымифакторами;

е) биологическая надежность функциональных систем и организма в целом;

ж) акселерация роста и развития.

 

2. Акселерация включает:

а) ускорение роста и развития;

б) увеличение продолжительности жизни;

в) увеличение продолжительности репродуктивного периода;

г) увеличение дефинитивных размеров тела;

д) изменение структуры заболеваемости.

 

3. Биологический возраст – это:

а) период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования;

б) совокупность морфо-функциональных свойств организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития;

в) период от зачатия до момента обследования;

г) период от зачатия до момента рождения.

 

4. Возрастная периодизация:

а) необходима для организации
образовательно-воспитательной деятельности детей разного возраста;

б) необходима для определения возраста поступления ребенка
в детское учреждение, начала трудовой деятельности;

в) необходима для гигиенического нормирования факторов окружающей среды;

г) базируется на неравномерности роста и развития;

д) базируется на явлении акселерации роста и развития.

5. Возрастной период - это отрезок времени, в пределах которого:

а) процессы роста и развития завершены,

а реакции на раздражители не отличаются;

б) процессы роста и развития, физиологические особенности организма
тождественны, а реакции на раздражители однозначны;

в) физиологические особенности организма достоверно не различаются;

г) ребенок посещает детские учреждения одного типа.

6. Индивидуализирующий метод изучения физического развития детей и подростков-это:

а) оценка физического развития индивидуума;

б) исследование физического развития одних и тех же групп детей
в течение периода роста и развития;

в) исследование физического развития больших групп детей в относительно короткий срок;

г) однократное исследование физического развития детей.

 

7. Генерализирующий метод изучения физического развития детей и подростков – это:

а) оценка физического развития индивидуума;

б) исследование физического развития одних и тех же групп детей в течение периода роста и развития;

в) исследование физического развития больших групп детей;
в относительно короткий срок.

 

8. По каким группам признаков изучается физическое развитие:

а) соматометрическим;

б) физиометрическим;

в) психофизиологическим;

г) соматоскопическим.

 

9. Комплексный метод оценки физического развития детей позволяет:

а) учесть гетероморфность и гетерохронность развития;

б) учесть своевременность физического развития;

в) производить взаимосвязанную оценку длины и массы тела;

г) учесть асимметрию в распределении ряда признаков физического развития.

 

10. Искривления позвоночника, встречающиеся у детей при несоот­ветствии мебели их росту:

а) лордозы;

б) кифозы;
в) сколиозы.

 

11. Физиометрические признаки физического развития:

а) жизненная емкость легких;

б) сила мышц кисти;

в) окружность грудной клетки;

г) становая сила;

д) величина АД, частота пульса.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.