Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Третий вопрос. Соцоально-экономическое развитие Балканских земель в конце XVI – начале XVII ВВ.






ПЕРВЫЙ ВОПРОС. ЭТАПЫ ВХОЖДЕНИЯ БАЛКАНСКИХ ЗЕМЕЛЬ В СОСТАВ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ.

ВТОРЙ ВОПРОС. ИЗМЕНЕНИЕ В БАЛКАНСКИХ ЗЕМЛЯХ ПОСЛЕ ЗАВОЕВАНИЯ

ТРЕТИЙ ВОПРОС. СОЦОАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БАЛКАНСКИХ ЗЕМЕЛЬ В КОНЦЕ XVI – НАЧАЛЕ XVII вв.

 

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. В конце XIV – начале XV веков на Балканском полуострове происходит ломка общественного сознания, связанная с османским завоеванием. Турки-османы появились на Галиопольском полуострове. В 1450-ые – 1460-ые года. 1371 – битва на реке Марица. Болгар возглавлял Урош, здесь он погиб. Когда турки двинулись к сербским землям, другая битва 1389 – сражение на Косовом поле, проигранное сербами. Сербские войска возглавлял Лазарь. Османские войска идут на север, и в конце XIV завоевана Болгария.

1396 – битва под Никополем, разгром болгар. XV век – несколько завоевательных походов турок в Сербию и Боснию.

1463 – завоевано Боснийское королевство.

Конец XV века – под отдельный султанат выделена Черногория.

Таким образом, к началу XVI века весь Балканский полуостров занят турками-османами. То есть господство осман на Балканах начинается с XIV века и длится до 1879. В рамках этого периода выделяются этапы:

1) Конец XIV – середина XV вв. – этап всемерного ограбления завоеванных сербских земель.

2) Середина XV – конец XVI вв. – этап стабилизации. На этом этапе Балканские земли были в тылу Османской империи, они стали ее житницей.

3) Конец XVI в. – конец XIX в. – период упадка.

Началась политика реформ:

1) Реформа административной сферы. Вместо независимых государств в Османской империи возникли провинции – бейлербейства. Во главе бейлербейства стоял наместник, бейлербей, назначенный султаном. У него были административные и военные функции. К примеру, было бейлербейство Румелия с центром в Софии. Бейлербей выполнял административные и военные функции. Бейлербейства делились санджаки, а те – на нахии (города). Собрания управителей назывались диваны. Судья назывался кади, весь аппарат был турецким, а местное население платило налоги на этот аппарат.

2) Реформа аграрной сферы. Все земли объявлены собственностью султана. Весь фонд включал хассы и спахии. Хассы – это земли крупных размеров, выдавались членам семьи султана и визирям. Таких участков было немного. Спахии выдавались за службу. Они были разных размеров, выдавались воинам, и каждый воин должен был обеспечить себя оружием и конем. Воин получал доход с этой земли – примерно 1 000 акче. Нельзя было иметь земли больше, чем два участка. Крестьянские наделы были очень небольшие – до 7, 5 гектар на лучших землях и до 12 гектар на худших землях.

3) Реформа налоговой сферы. С конца XV века для каждого административного района создается свой закон о земле и ее хозяйственном режиме. Этот закон дополняется податными реестрами о сумме налога за землю. Все население делится на две категории:

a. Аскеры – воины, чиновники, мусульманское духовенство. Они освобождены от уплаты налогов.

b. Реогета – податное население. Состоит из мусульман и немусульман. Они платят налоги. Налог с немусульман называется харадж.

Не платили налоги дети, старики, женщины и инвалиды. Платили мужчины. Харадж был фактически заменен военной службой. Кроме того, от хараджа освобождались работавшие на государство люди.

В Османской империи создавались специализированные поселения. Конец XVI – в Болгарии близ города Ямбола такое поселение стало военным. Жителей называли войниками. Они обязаны были в случае военных действий вступать в армию. Были сокольники, которые разводили птиц. Мартолосы охраняли горные тропы. Мезилдживы конвоировали почту. Султаны до конца XVI века следили за тем, чтобы налоги уплачивались.

С конца XIV века до 1705 налоги взимались раз в пять лет особыми людьми. Был так называемый налог «дань кровью» дившерли. Производился смотр сыновей от 8 до 20 лет. Их забирали на службу султану. Не брали единственного ребенка, женатых, цыган. С каждого хозяйства взимался самый умный и красивый человек. Если это были еще маленькие мальчики, их отправляли в школу. Затем в янычары – отборные войска султана. Эта система позволяла населению делать карьеру. Янычары принимали мусульманство (например, визир Мехмет Соколу принадлежал к знаменитому сербскому роду Соколовичей, сначала стал зятем султана, много помогал сербскому населению, при нем открылась сербская патриархия, после его правления империя приходит в упадок).

Причины упадка:

1) Угон населения в Малую Азию. Часть Балканской территории обезлюдела;

2) Колонизационный процесс: увеличилось количество тюрок.

3) Переселение славян – балканское населения переселяется в Анатолию.

4) Местное население движется в Венгрию, за Дунай (на север), либо в Долмацию – на запад.

К началу XVII века на одно мусульманское приходилось 4 христианских хозяйства. Турецкие власти проводили активную политику ассимиляции. На Балканах преобладали мусульмане. Принявший ислам:

1) Пользовался льготами наравне с турками,

2) Мог расширить свои земли,

3) Пользовался многочисленными культурно-бытовыми льготами.

В Османской империи господствовал принцип теократического государства. Турецкие власти разделили Балканы на хиллеты – особые религиозные общины. Самой большой была Румелия. Во главе стоял патриарх Константинополя. Турки уничтожили болгарский и сербский патриархаты, везде было греческое духовенство.

22.09

Мы говорили о первой форме освободительной борьбы на Балканах. Характер гайдугского движения мог быть разным. Несмотря на то, что в глазах и в устах населения гайдуки представали как освободители, в ряде случаев они преследовали и свои интересы. Тем не менее, гайдукское движение сформировалось в особую профессию, а профессия подразумевает корпорацию, живущую по своим правилам.

Гайдуки объединялись в четы. Они немногочисленны, обычное число гайдуков в отряде 20 человек. Бывали случаи, когда гайдуки объединялись и совершали рейды.

Каждый гайдукский отряд имел своего воеводу – самого бравого и закаленного в боях воина. Перед выбором воевод проводились заседания, и победитель становился воеводой. Известны имена женщин воевод. Гайдуки имели важного человека – байраптара (знаменосца). Это самый преданный человек. Гайдукское ремесло было сезонным. Они собирались в отряды ранней весной, традиционно в Юрьев день весенний – 23 апреля. Действовали они весну, лето, и на юрьев день осенний отряды расходились. На зимовку они уходили либо в свои селения, либо в селения, где у них были побратимы. В Болгарии была пословица: без ятака (побратима) нет гайдука. Гайдуки зимой жили в укрытых местах, в подвалах. Подвалы были хорошо обставлены: гайдуки курили табак, пили вино, анализировали свои походы. Небольшое число гайдуков зимой нанимались в пастухи.

Жизнь гайдуков проходила в горах. Горы – место сырое и холодное, потому у каждого гайдука была своя одежда. Неотъемлемой ее чертой, личным клеймом гайдука был пояс, который каждому гайдуку вязала его любимая женщина. Оружием гайдуков служили ножи. Большой нож – ятаган и малый нож. У гайдука было два ружья. Излюбленное ружье гайдука – шишана, маленькое прицельное ружье. Кроме шишаны у него было бойлиё. Оно выше человеческого роста, но стреляло хуже. Отношение к оружию было почти религиозным. Оружие нельзя было обижать словом. Гайдук предпочитал получить рану, нежели потерять ружье или испортить его. Роль оружия в военных действиях была велика. Благодаря ему гайдуки жили, добывали себе пропитание, и с его помощью. Пытались добыть себе свободу.

Гайдуки своеобразно относились к женщинам и детям. Женщин они очень уважали. Хотя это не мешало им брать в плен и убивать турчанок. Но для гайдуков главные женщины – это матери и сестры. Гайдуки считали, что поддерживать своих сестер материально нужно обязательно. Женатых гайдуков почти нет. В XVIII веке появлялись единичные случаи, когда гайдуки женились, но жили они отдельно от семьи. Судя по песням, очень прохладно относились гони к детям. Дети считались азбукой, и иногда гайдуки их даже продавали.

Гайдуки были крайне религиозны, и из религиозность была двойственность. С одной стороны, гайдуки – истовые христиане, которые противопоставляют свое христианство мусульманской культуре. Они отмечают все праздники, с придыханием относятся к священству. С другой стороны, поскольку гайдуки жили в природе, они были еще и язычниками. Они почитали природу, наделяли ее жизнью, повсюду находились живые духи. Все это накладывало отпечаток на жизнь гайдуков. Гайдучество было стихийным народным движением. Это движение не было массовым. Массовое освободительное движение на Балканах начинается только с кона XVI века.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.