Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансовая основа осуществления местного самоуправления






Конституцией РФ предусмотрены следующие условия осуще­ствления полномочий местными органами местного самоуправ­ления:

• четкое разграничение компетенции между уровнями пуб­личной власти, наделение органов местного самоуправле­ния правами в сфере местных финансов;

• независимое формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и иных взносов;

• завершение формирования финансово-экономической ба­зы местного самоуправления в рамках системы налогооб­ложения и бюджетных реформ;

• улучшение системы бюджетного и налогового регулирова­ния, прежде всего посредством:

— перераспределения средств, выделенных из федерально­го бюджета для консолидированных бюджетов субъек­тов Российской Федерации, обеспечения финансовой независимости муниципальных образований для реше­ния проблем, относящихся к их компетенции;

— выработки принципов взаимодействия между государст­венными органами власти и местными органами, вклю­чая взаимодействие при осуществлении определенных государственных полномочий, переданных местным органам;

— установления минимальных государственных социаль­ных стандартов как основы расчетов при осуществлении межбюджетных отношений;

• активное формирование муниципальной собственности как важного компонента финансово-экономической базы ме­стного самоуправления;

• развитие рынка недвижимости;

• проведение инвестиционной политики, обеспечивающей привлечение доходов населения и ориентированной на уча­стие представителей малого и среднего бизнеса.

Механизмом решения вышеперечисленных проблем должно быть установление такого бюджетного и налогового регулирова­ния, которое обеспечивает формирование минимальных мест­ных бюджетов и создает условия для оптимизации базы налого­обложения муниципальных образований.

При упоминании основных финансово-бюджетных проблем местного самоуправления, указанных в «Основных положениях государственной политики...» важно отметить, что подобные про­блемы существуют на протяжении многих лет. Несмотря на не­которые изменения в практике принятия федеральных законов, бюджеты муниципальных образований все еще несбалансированны и бедны. Между тем во всех странах, имеющих местное самоуправление, местные органы самоуправления играют решающую роль в достижении социального консенсуса, экономи­ческого благосостояния и стабильного развития не только в пределах подотчетной им территории, но и в стране в целом. Для этой цели местные органы должны обладать необходимыми финансовыми ресурсами.

Все страны — члены Совета Европы сталкиваются в настоя­щее время с проблемой выбора соответствующего баланса кон­троля и сокращения государственных расходов, с одной сторо­ны, и предоставления большей финансовой самодостаточности местным органам — с другой. Таким образом, они изыскивают возможности справедливого распределения средств на всех уров­нях государственного управления.

Не существует универсальной модели в области местных фи­нансов и местного бюджета, применимой для всех европейских стран. Каждая модель характерна своими нуждами и решениями. Тем не менее ст. 9 Европейского закона о местном самоуправле­нии (принятого и действующего в России с 1 сентября 1998 г.) предусматривает некоторые общие принципы, касающиеся фи­нансовых ресурсов, выделенных местным органам. Она гласит, что в рамках государственной экономической политики в соот­ветствующей стране местные органы имеют право обладать дос­таточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться в пределах своих полномочий. Такие финансовые ресурсы должны отвечать объему полномочий, возложенных на местные органы, в соответствии с конституцией и действующим законодательством.

Федеральное законодательство, регулирующее общие организационные принципы и финансовую базу местного самоуправ­ления в Российской Федерации, провозгласило принципы ока­зания финансовой поддержки в исполнении обязательств, воз­ложенных на местные органы; но как региональные, так и фе­деральные органы власти ими пренебрегают.

Контрольные вопросы

1. Что лежит в основе финансово-экономической деятельности местного самоуправ­ления?

2. Как формируется финансовая база органов местного самоуправления?

3. Какие принципы обеспечивают эффективную систему денежных поступлений?

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев Ю.П. Основы местного самоуправления. — М., 1996.

2. Брячихин А.М. Россия — город — власть. — М., 1995.

3. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства: — Обнинск, 1995.

4. Гаврилов А.И. Проблемы повышения эффективности мест­ного самоуправления. — М.: БЕК, 1994.

5. Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием. — М., 1993.

6. Гладышев А.В. Правовые основы местного самоуправления. ― М., 1996.

7. Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление. — М, 1997.

8. Европейская хартия о местном самоуправлении. Совет Ев­ропы, Страсбург, 1990.

9. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Российская газета. — 1996. — 9 апреля.

10. Мацнов Д.А. и др. Анализ экономического взаимодействия регионов России // Проблемы прогнозирования. — 1995. — №7.

11. Мацнов Д.А. Сохраним ли целостность общероссийского экономического пространства? // Российский экономиче­ский журнал. — 1995. — № 7.

12. Мельников С.Б. Корпоратизм — российский путь реформ. — М., 1996.

13. Менеджмент в сфере услуг / Под. ред. В.Ф. Уколова. — М., 1995.

14. Мельников С.Б. Формирование корпоративного управления муниципальными образованиями в России в условиях кри­зиса. — М., 1996.

15. Местное самоуправление в зарубежных странах. Информа­ционный обзор. — М., 1994.

16. Местное самоуправление в России: Сборник материалов по проблемам становления местного самоуправления в Россий­ской Федерации. Вып. 1. — М., 1995.

17. Местное самоуправление в России: технологии, проблемы, перспективы. Спецкурс. Вып. 6. — М., 1997.

18. Моргачев В.Н. Формы и методы территориального управ­ления в США и Канаде. — М., 1987.

19. Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации. Федеральный закон // Рос­сийская газета. — 1995.— 9 апреля.

20. Омаров А.М. Руководитель. Размышления о стиле управле­ния. ― М., 1987.

21. Региональное управление. Зарубежный опыт / Отв. ред. Г.И. Иванов. ― М., 1993.

22. Региональная экономика / Под ред. Т.Г. Морозовой. — М., 1993.

23. Регион и Федерация: в поисках оптимума. — Невельск, 1966.

24. Регулирование территориального развития в условиях ры­ночной экономики / Под общ. ред. Б.М. Штульберга. — М., 1997.

25. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Пулатова. — М.: БЕК, 1994.

ОГЛАВЛЕНИЕ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.