Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности муниципального менеджмента






Муниципальный менеджмент как предмет науки стал складываться с конца XIX в. Академического, точного теоретического его обобщения и объяснения еще не сделано. Сама практика соз­давалась во многом эмпирически, на основе здравого смысла. Исследователи специализировались и специализируются не столько по науке муниципального управления, сколько по отдельным проблемам территориальной организации жизнедеятельности. В результате научная школа муниципального менеджмента формируется с отставанием от потребностей практики, его академический курс разрабатывается медленно и фрагментарно.

Первоначальное обобщение имеющихся разработок сводятся к следующему.

Во-первых, муниципальный менеджмент существует реально как область специфического управления, научное направление и все более проявляется как относительно самостоятельная учебная дисциплина.

Во-вторых, эта практика имеет ряд аспектов — экономический, организационный, социальный, общественно-политический и др., а учебная и научная сферы могут быть охарактеризованы как меж­дисциплинарные.

В-третьих, становление муниципального менеджмента обу­словлено разделением труда в управлении, которое становится все более динамичным. Поэтому в структуре муниципального ме­неджмента в качестве относительно самостоятельных направлений исследования можно выделить менеджмент инвестиционный, кадровый, финансовый, политический и т.п.

В-четвертых, категории «муниципальный менеджмент» и «ме­стное самоуправление» выражают разные по сути явления и про­цессы.

Местное самоуправление раскрывается как социальный ин­ститут, призванный реализовывать интересы населения городов и районов. Федеральным законодательством установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации — это при­знаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов жителей, его исторических и иных традиций местного населения.

Как видно, предмет изучения здесь изложен весьма широко, его познание в рамках существующих научных дисциплин явля­ется проблематичным. По-видимому, местное самоуправление — это не самостоятельное познавательное пространство, а скорее общее название, под которым условно объединяются многие конкретно-региональные разделы существующих наук об органи­зации общества.

Как предмет науки муниципальный менеджмент понимается нами в основном как процесс включения населения во власть, поэтому его содержание теснее всего связано со способами, приемами осуществления функций местной самоорганизации жителей городов и районов России.

Методологическую основу научной разработки муниципально­го менеджмента составляют:

1) общенаучные знания — история, философия, теория по­знания, науковедение;

2) теория общего и специального менеджмента, в том числе концепции гуманизации и экологизации управления, теория цик­лов, роста, развития, кризисов, устойчивого развития;

3) специальные теории территориальной социально-экономи­ческой организации, в том числе экономико-географические школы, концепции урбанизации и деурбанизации, территориаль­ного комплексирования, социальные теории адаптации населе­ния и т.д. Эти научные дисциплины взаимодействуют, дополняя и обогащая друг друга. Дифференциация их, равно как и объеди­нение, проявляется в полной мере, широкие перспективы откры­ваются на основе междисциплинарных исследований.

Первоочередными научными задачами являются:

• обоснование путей преодоления кризиса в муниципальных структурах России и механизмов устойчивого социально-экономического развития;

• исследование методов повышения эффективности муни­ципального менеджмента;

• изучение становления новой культуры управления и само­управления в городах и районах страны;

• раскрытие процессов адаптации отечественной практики муниципального менеджмента к процессам государствен­ного и регионального управления.

Обогащение собственных основ регулирования социально-экономических процессов научными выводами и положениями, передовым опытом приведут к возникновению качественно но­вой отечественной культуры муниципального менеджмента.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.