Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гаврилов А.И.






Русский Гуманитарный Интернет Университет

Библиотека

 

Учебной и научной литературы

 

 

WWW.I-U.RU

А.И. ГАВРИЛОВ

 

РЕГИОНАЛЬНАЯ

ЭКОНОМИКА

И

УПРАВЛЕНИЕ

 

Рекомендовано Учебно-методическим центром

«Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений

юнити

UNITY

 

Москва • 2002

 

УДК 332.1(075.8)+338.24(075.8)

ББК 65.04я73+65.05я73

Г12

 

 

Рецензенты:

кафедра организации и управления

Нижегородского коммерческого института

(зав. кафедрой д-р экон. наук, акад. РАЕН, проф. А.И. Панов);

д-р экон. наук, член-корр. РАЕН, проф. Ю.П. Морозов;

д-р экон. наук, проф. В.И. Жмачинский

 

 

Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили

Гаврилов А.И.

Г12 Региональная экономика и управление: Учеб. пособие

для вузов.― М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. ― 239 с.

 

ISBN 5― 238― 00415― Х

 

Рассматриваются региональные объекты хозяйствования и управле­ния, а также социально-экономические процессы, происходящие в муниципальных образованиях, районах, краях, областях и республиках. Определенное место в книге отведено теориям размещения региональ­ного производства, организации и задачам регионального управления, регулированию региональных пропорций. Показаны факторы, обеспечивающие конкурентоспособность регионов.

Для студентов и преподавателей экономических вузов и факультетов, слушателей школ бизнеса, руководителей регионов, предприятий и организаций, специалистов, занимающихся проблемами региональной экономики и управления.

ББК 65.04я73+65.05я73

ISBN 5-238-00415-Х © А.И. Гаврилов, 2002

© ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2002

Воспроизведение всей книги или любой

ее части запрещается без письменного

разрешения издательства

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Есть области знаний и жизненный опыт, о которых может рассуждать любой из нас. Кроме политики к таким сферам от­носятся медицина и, конечно, экономика. И это не случайно, ведь экономика — наука эмпирическая, непосредственно связанная с практикой. Каждый человек повседневно сталкивается с экономическими явлениями и процессами. Все мы — актив­ные участники повседневной экономической жизни, но далеко не все имеют полное представление о том, чем является эконо­мика в действительности.

Как наука экономика — это область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально эффективно использовать ограни­ченные ресурсы — природные запасы, капиталы, трудовые ре­зервы. Подобно всем другим отраслям знаний экономика вклю­чает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. Экономика как наука не может быть национальной, так же как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены товаров повсюду определяются соотношением спроса и предложения. С ростом дохода происходят уменьшение потребляемой его части и возрастание — накопляемой.

Но у экономики есть принципиальное отличие от точных и естественных наук: она имеет дело не с отдельным человеком на необитаемом острове, а с членом общества, подверженным воздействию традиций, национального менталитета, политических инсти­тутов и пристрастий. Поэтому инструментарий экономиста имеет национальную специфику. Наука формируется примерно так же, как строится здание, фундаментом которого служит микроэконо­мика. Великие экономисты прошлого создали теорию — микро­экономику, которая изучает отношения между предпринимателями и наемными работниками, продавцами и покупателями.

Отправляясь от аксиом, экономическая наука формулирует законы: спроса и предложения, редкости, убывающей доходности, предельной производительности труда и капитала. Микро­экономика непосредственно связана с предпринимательской дея­тельностью, является как бы справочником, руководством для бизнесмена. Вместе с тем группы предприятий и отрасли госу­дарства тоже работают в соответствии с какими-то правилами, подчиняются действию определенных экономических законов, которые изучает экономическая теория.

В XVIII—XIX вв. была создана классическая экономическая теория. Она отвечала потребностям развития индустриального общества, основанного на частной собственности и свободе эко­номического выбора. Ее основоположником считается Адам Смит, значение учения которого подобно изобретению колеса; «колесо» национального хозяйства «вращает» сложные системы взаи­мозависимых отраслей, формирует мировое хозяйство. Между тем в общественной жизни и деловой практике возникают про­блемы, которые нельзя разрешить только при помощи традици­онных средств. Экономисты начинают интересоваться вопроса­ми общего порядка, совокупного спроса, денежного обращения. Нельзя не вспомнить в этой связи о Леоне Вальрасе, создателе теории общего экономического равновесия.

XX век явился в истории экономической мысли этапом макроэкономики. Большая система — это не только множество ма­лых подсистем (фирм и отраслей), но уже и новое качество. Ее действиями управляют иные механизмы. Макросистема не мо­жет быть описана категориями микроэкономики (ценой, прибы­лью, конкуренцией и др.). Здесь необходимы новые макропока­затели, новые методики и инструменты.

Обычно экономику относят к наукам гуманитарным. Это неверно и спорно. Сегодня экономики без математики просто не существует. Что касается макроэкономики, то она специально изучает количественные и пространственные соотношения с по­мощью формул, графиков, геометрических фигур. Математика дает возможность упорядочить поток информации. Западные эко­номисты в основном математически формализуют свои идеи, к примеру гипотезу Шумпетера, теорему Коуза, эффект Питу, урав­нение Фишера, парадокс Леонтьева и т.п.

Есть еще одна сфера человеческого знания, с которой у эко­номики обнаружилось совпадение интересов и методов анализа: это психология — социальная и личностная. Появившись на свет в виде поэтической сказки о странствиях человеческой души (в образе Психеи), присягнув поиску гармонии, психология превратилась в науку о человеческом сознании, эмоциях и интеллекте, о личности и социуме. Психологический подход впитался и ткань экономики. Великое открытие XIX в. — рождение тео­рии предельной полезности, или маржинализма, явилось, пожалуй, самым очевидным и плодотворным результатом взаимо­проникновения этих наук. Современные экономисты не могут обойтись без таких понятий, как поведенческая реакция, рацио­нальные ожидания, ажиотажный спрос, денежные иллюзии и т.д. Макроэкономический анализ становится основой государственной региональной политики, опирается на нее.

Макроэкономические знания отнюдь не являются далекими от предпринимательства. Ведь такие формулы, как обратная зависи­мость между инфляцией и безработицей в масштабе общества или между банковским процентом и темпами роста валового продукта, между ростом инфляции и понижением обменного курса отечественной валюты необходимо знать хотя бы для того, чтобы предвидеть изменения конъюнктуры и вероятные контрдействия управленческих региональных структур или правительств.

Подводя итог сказанному, отметим, что экономика — это наука об общих законах экономического развития хозяйства, рассматривающая это хозяйство в развитии и во взаимосвязях с внешней средой.

Однако кроме понятия экономики как науки существует по­нятие «конкретная экономика», или «реальная экономика», которая может быть представлена различными уровнями хозяйствования: общегосударственным, региональным, корпораций, пред­приятий, организаций и т.д. С этими понятиями и категориями нам и предстоит ознакомиться в предлагаемом вашему внима­нию пособии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.