Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О заикании, с объяснением способа излечения этого недостатка






Как некоторые изобретения в самом начале удостаиваются все­общего внимания и одобрения, впоследствии же подвергаются тем большему порицанию; так и искусство лечения заикания, изобре­тенное за несколько лет, испытало подобную участь. Причину этого не трудно объяснить. Так как в продолжение тысячелетий никто не пытался изобрести средства, противодействующего этому все­общему и древнему недостатку (начало его, вероятно, современно происхождению языка), может быть потому, что он не вредит здо­ровью, то изобретение новейшего времени, доставившее наконец возможность устранить его, необходимо должно было обратить на себя всеобщее внимание, вот причина, по которой оно удостои­лось во многих странах покровительства и поощрения. Но слава этого изобретения упала также скоро, как она распространилась. Причина этого заключалась отчасти в том, что поистине свойство заикания еще не было узнано, и следовательно не было возмож­ности надлежащим образом и с успехом сообразовать с ним пользо­вание этого недостатка, отчасти в том, что многие, занимающие­ся лечением онаго, имели, даже относительно происхождения заикливости, весьма неполные сведения и пользовали ее наудачу, по большей части безуспешно; другие, имея в виду единственно награду, мало заботились о практическом упражнении ищущих помощи и, достигнув главной своей цели, довольствовались од­ними словесными наставлениями. Главнейшею же причиною этого бьии по большей части сами заикливые, потому что добросовест­ные пользователи их, которым нередко удавалось в весьма корот­кое время возвращать страждующим свободное употребление язы­ка, вероятно, не упускали из виду напоминать им необходимость продолжительных практических упражнений, для того, чтобы пре­дупредить возобновление заикания, тем более, что немногие лишь имеют столько твердости и решимости, чтобы самое кратковременное лечение могло избавить их навсегда от этого недостатка. Не смотря на просьбы и требования, редко удавалось в необходи­мости упражнений убеждать даже и тех, которые наиболее стра­дали от заикания, и следовательно наиболее должны были ценить возвращенную им легкость в произношении. Большая часть заи­кающихся была уверена, что одною твердостию характера своего можно сохранить свободное употребление языка; но они со вре­менем снова впадали в прежнюю слабость. В начале они слишком много полагались на действие методы против силы привычки, после же делались недоверчивыми к ней, и потому не решались снова предпринять лечения с большим постоянством, и, вероятно, с боль­шим успехом. Таким образом, они не только сами не получали от того никакой пользы, но и содействовали тем к помрачению сла­вы, как самой методы, так и исполнителей ея, на которых издала по большей части вся вина неуспеха. Вот истинное положение дела; не смотря на то, что метода, признанная многими знамени­тыми мужами, которые ее рассматривали, за способ лечения, ос­нованный на свойстве самаго недостатка, вполне соответствует цели своей. Со временем должен однако же этот способ обратить снова на себя всеобщее внимание, так как всякий заикающийся (предполагая в нем решительную волю и некоторую твердость для того необходимую) помощию его может не только на время изба­виться от своего недостатка, но и навсегда освободить себя от него, если только он, получив уже свободное употребление языка, не пренебрежет теми правилами, которые я намерен здесь изло­жить.

О свойствах и происхождении заикания

Так как заикание находится в теснейшей связи с даром слова, то сперва необходимо, хотя вкратце, рассмотреть свойство сего последнего, и именно прежде всего решить: есть ли он дар, нам врожденный, состоит ли он необходимое условие естества наше­го, или он есть плод нашей умственной деятельности и, так ска­зать, изучен нами? И то и другое тесно связано между собой.

Язык состоит из двух элементов: духовнаго и материальнаго: материальный элемент, по природе своей, подлежит чувствам слуха и зрения (органы, голос), духовный же есть наша воля и способность познавательная.

Первоначально каждый язык груб и необразован и состоит из одних наименований необходимейших предметов; когда же, вме­сте с успехами духовного развития человека, объем понятий его увеличился, тогда и язык должен был получить усовершение. Из этого видно, что язык усовершенствованный, образовавшийся постепенно вместе с усиливающимся развитием рода человечес-каго, есть результат образования и искусства. Если применить это к заиканию, то тесной связи этого недостатка с языком, его надобно будет рассматривать как неправильное произношение слов, а не как болезнь независящая от языка. Далее, причина это­го взгляда заключается в том, что заикающиеся встречаются не­сравненно чаще там, где господствует язык грубый и неудобный в произношении, нежели в странах, которых язык гибок и плавен; кроме того если бы недостаток этот принадлежал к числу обыкно­венных болезней, то он должен бы с одинаковою силой господ­ствовать между лицами обоих полов. Опыт показывает нам одна­ко же, что заикливые встречаются реже между женщинами, так как этот пол вообще менее склонен к заиканию по более свобод­ному течению мыслей и по легкости выговора, которыми он ода­рен от природы. Заикающиеся также реже встречаются между кре­стьянами, нежели между образованным классом, в котором с юных лет все внимание обращается на умственные способности, и слиш­ком рано возбужденная этим сила воображения, в соединении с вредною для языка привычкою, повторять и вполголоса уроки и выговаривать слова вполовину, производить неясное, слишком поспешное произношение слов и естественно располагает этот класс к заиканию. Из этого видно, как неосновательно считать заикание обыкновенною болезнью, так как в таком случае оно было бы равно свойственно обоим полам и всем состояниям, чего не видно однако же на самом деле. Это может указать нам точку зрения, с которой надобно рассматривать этот недостаток.

Заиканием называем мы трудность произносить известныя
буквы, слоги и слова, более или менее соединенную с судорож­
ными движениями язычных органов.

Роды заикания различны: каждый заикающийся отличается чем-нибудь ему исключительно свойственным; лица, стражду-щия одинаковым образом от этого недостатка, встречаются очень редко. У некоторых заикание едва заметно, другие заикаются при произношении некоторых только слов; третие не могут про­изнести ни одного слова не заикаясь; далее есть такие, которые в продолжении целых недель говорят свободно, и после от вре­мени до времени сильно заикаются, у некоторых наконец заика­ние превращается в минутную немоту.

Слушать заикающагося мучительно. Кто непожелает помочь такому несчастному, видя те ужасы напряжения, без которых он часто не может произнести ни одного слова. Язык приходит в судорожныя движения, часто вне) рта; иные кусают его, обезоб­раживают лицо различными гримасами, топают ногами и судо­рожно сжимают руки, словом, все тело подвергается сильным конвульсиям, кровь бросается в голову и дыхание прекращается, доколе им случайно неудается произнести одного звука, после чего должны повториться те же напряжения, при каждом из сле­дующих слов. Натиски мыслей не довольно скоро выражаемых приводят их в замешательство и лишают свободного употребле­ния умственных сил и спокойствия духа.

Известно, что заикающиеся иногда, особенно когда бывают одни, или когда считают себя незамеченными, легко произносят слова, трудные для них во всякое другое время: это может служить убеди­тельнейшим доказательством, что главнейший признак заикания, грудность произносить известныя слова и буквы, вовсе не зависит от несовершенства органов; тоже подтверждается и тем, что заика­ющиеся большею частию могут легко петь и декламировать и что иногда этот недостаток при старости человека ослабевает, и даже исчезает совершенно. Все это было бы невозможно, если бы не­правильная организация была причиною заикания: трудность про­изношения должна бы в таком случае существовать всегда.

Что касается до происхождения заикания, то сами родители по большей части не знают причины этого недостатка у детей своих; однако же главнейшею причиною его почитают аффекты, как-то: испуг, гнев, стыд, страх и другие; нередко также начало его приписывают сильным ушибам, в особенности головным, причем основная причина его заключается в испуге, с которым они сопряжены. Другой источник этого недостатка заключается в следующем: дети, коих отцы и мать страждут заиканием, пере­нимают его от родителей своих: оттого-то часто встречаются це-лыя семейства заикающихся. Многие считают в таком случае этот недостаток наследственным, но несправедливо: если бы дети были воспитаны, в удалении от своих родителей, то они никогда не подверглись бы этому недостатку. Перенятие заикания через подражание подтверждают это мнение. Известно, что многие передразнивая по легкомыслию или неопытности заикающихся, делались сильнейшими заиками, нежели самые дразнимые.

Испуг, сильно раздражающий дух наш, чаще нежели прочие аффекты производит заикание; он не действует однако же не­посредственно на органы речи, но, лишая нас, на большее или меньшее время спокойствия духа и свободнаго употребления умственных сил, расстраивает наши мысли, как необходимей­шее условие дара слова, препятствуя свободному выражению, делает течение их неправильным и производит мгновенное заи­кание. Первоначально это случайное заикание бывает по боль­шей части только преходящим, у иных же, что зависит много от самого характера, присоединяется к нему представление трудно­сти выговора, и через то заикание делается постоянным. Остается еще упомянуть о происхождении заикания во вре­мени, или вследствие сильных болезней, особенно, действую­щих на голову, ослабляющих память и расстраивающих правиль­ное течение мыслей: это причиняет то слишком медленное, то слишком поспешное произношение слов, что по большей части, по восстановлении здоровья, со временем исчезает: если же к этому случайно присоединится представление трудности выго­варивать какую-либо букву или слово, и число этих букв со вре­менем возрастет, то чрез то легко образуется заикание.

Заики бывают часто раздражительнаго темперамента: это при­писывают многия самому недостатку их, и, в некоторых случаях, справедливо, так как эти несчастные с самых юных лет подвер­гаются уже бесчисленным насмешкам и неприятностям; вероят­нее однако же, что самое заикание есть следствие такого темпе­рамента, так как раздражительные люди наиболее расположены к аффектам, производящим этот недостаток.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.