Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Подготовительный этап логопедических занятий






Перед началом занятий с детьми по восстановлению голоса необходимо получить анамнестические сведения о ребенке, атакже систематизировать и обобщить данные клинического, психолого-педагогического и логопедического обследования (организационный момент). Голос и речь ребенка записывают­ся на магнитофоне, дыхание — на кимографе или электроэн­цефалографе.

Как уже указывалось, у детей с заболеваниями гортани выявле­но астеническое состояние организма, изменения в строении и фун­кции нервно-мышечного аппарата гортани, нарушение эмоциональ­но-волевой сферы, задержка речевого развития и длительное расстройство голосовой функции. Все эти сведения дают возмож­ность вскрыть особенности развития ребенка, выработать пути и средства восстановительной работы, начальным звеном которой яв­ляется психотерапия.

Цель психотерапии — сознательное, активное, волевое вклю­чение ребенка в процесс восстановления голоса. Психотерапия способствует перевоспитанию личности ребенка в целом, стиму­ляции и активизации на преодоление трудностей и на борьбу за скорейшее выздоровление. Психотерапия предполагает индиви­дуальный подход к больному ребенку с учетом его возраста, те­чения заболевания, особенностей личности ребенка, характера нарушения его речи и голоса. Психотерапия проводится в форме беседы, в ходе которой выявляются жалобы ребенка, составляет­ся представление о круге его интересов, привязанностях, наклон­ностях, отношении к дефекту; устанавливается личный и рабо­чий контакт.

Все дети с длительным и тяжелым заболеванием гортани тре­буют активной и целенаправленной психотерапии, проводимой в форме однократных или чаще многократных бесед. Психоте­рапия является важным мероприятием, способствующим оздо­ровлению личности ребенка и успеху восстановительного обу­чения.

Одновременно с психотерапией проводится артикуляционная гим­настика. Как отмечалось, артикуляции придается важное значение в процессе фонации. Именно здесь оформляется тембр голоса, фор­мируются гласные и согласные звуки. Кроме того, чем лучше и точнее артикуляция, тем целесообразнее и точнее функция голосо­вых складок.

При нарушении деятельности верхней резоринующей трубки ар­тикуляционные движения теряют свою координированную точность, становятся вялыми, неловкими, неуклюжими. Поэтому голос не по­падает в «ротовую позицию», в «позицию резонатора», звучит гор­танно, хрипло, сдавленно, что и наблюдается у детей.

Цель артикуляционной гимнастики — выработать четкость, лов­кость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и го-лосообразования. Необходимо, с одной стороны, освободить ар­тикуляционные мышцы от напряженности, скованности или, на­оборот, от вялости, слабости, паретичности.

Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повы­шения его тонуса применяется гигиенический массаж. Произво­дится поглаживание кончиками пальцев:

а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы,

б) от переносицы к околоушной впадине,

в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно,

г) винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом
на верхнюю и нижнюю губу.

Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыль­ев носа с одновременным произнесением звука м.

Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улуч­шает мимику лица. Вслед за массажем ребенок учится само­стоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, на­дувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, так как, по данным физиологии, ра­бота мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосовых мышц.

Одновременно с массажем проводится артикуляционная гим­настика, дифференцированная для различных частей артикуля­ционного аппарата.

Каждое артикуляционное движение проводится четко и нето­ропливо перед зеркалом, с соблюдением определенного ритма (под счет).

Примерные артикуляционные упражнения:

I. Движения языка:

1) высовывание языка,

2) повороты его вправо-влево,

3) облизывание кончиком языка верхней и нижней губы,

4) укладывание языка за верхнюю и нижнюю губу,

5) «щелкание» языком,

6) укрепление кончика и корня языка при произнесении
звуков да — к.

II. Движения губ:

1) вытягивание губ вперед «трубочкой»,

2) складывание губ «кружочком»,

3) растягивание губ в стороны (улыбка),

4) укрепление губ при произнесении звука п-п-п-п (без­
звучно).

III. Движение челюстей: открывание и закрывание рта, опуска­ние нижней челюсти, имитация жевания. В процессе жевания про­исходит энергичное сокращение мускулов гортани, глотки, нёба, языка, губ.

IV. Движения мягкого нёба: покашливание, зевота, глотание ка­пель воды, произнесение гласного звука а на твердой атаке, при этом внимание ребенка фиксируется на умении поднять и удержать в таком положении нёбную занавеску (перед зеркалом, под счет).

V. Расслабление мышц шеи: опускание головы вниз, запро­кидывание назад, повороты головы вправо-влево; в дальнейшем эти движения сочетаются с произнесением звуков и — э — о —у — a — ы.

VI. Движение гортани и голосовых складок:

а) поглаживающий и вибрационный массаж гортани. Произво­дятся ритмичные, энергичные движения пальцами по передней по­верхности шеи в вертикальном и горизонтальном направлениях с легким надавливанием на область щитовидного хряща;

б) кашлевые движения, подражание голубиному воркованию,
стону, мычанию, что может сочетаться с вибрационным массажем гортани.

VII. Упражнения для развития четкой, координированной рабо­ты всех частей артикуляционного аппарата с одновременной трени­ровкой дыхания (работа над дикцией):

1) Произнесение гласных медленно, сначала одной артикуляци­ей, затем на шепоте и громко.

а — о — у — ы— э Произнесение гласного ряда



Произнесение двух гласных на одном выдохе

Произнесение четырех гласных на одном выдохе а — и.


2) Произнесение слогов и слов на выдохе, на шепоте, что подготавливает артикуляционный, дыхательный и голосообра-зующий аппарат к последующим интенсивным голосовым уп­ражнениям.

па — по — пу —- пы — пэ

пап — поп — пуп — пып — пэп

пат — пот — пут — пыт — пэт

та — то — ту — ты — тэ

тат — тот — тут — тыт — тэт

тап — топ — туп — тып — тэп

ка — ко — ку — кы — кэ

кат — кот — кут — кыт — кэт

кап — коп — куп — кып — кэп

фа — фо — фу - фы — фэ

паф — поф — пуф — пыф — пэф

Примерный курс упражнений лечебной физ­культуры

I. Вводный раздел.

Задача вводного раздела — постепенное вовлечение ребенка в за­нятия, выработка дифференцированного выдоха через рот и нос.

Упражнения:

1) построение,

2) равномерная ходьба,

3)вдох и выдох попеременно через рот и нос.

4)II. Основной раздел.

Задача основного раздела — постепенно возрастающая трениров­ка организма, постановка речевого дыхания с акцентом на удлинен­ный выход.

Упражнения:

1) Исходное положение — лежа (при этом расслабляются мыш­цы всего тела, в том числе и гортани). Вдох и выдох через рот и нос. При вдохе передняя стенка живота и подложечная область поднимаются и выпячиваются, при выдохе — опускаются. При
этом верхний плечевой пояс почти неподвижен.

2) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх — вдох, опустить руки — выдох.

3) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поднять руки на затылок — вдох, руки опустить — выдох.

4) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поворот туловища и головы вправо с отведением руки в сторону — вдох, исходное положение — выдох.

5) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Наклоны туловища в стороны: руки попеременно скользят вдоль туловища до под­мышечной впадины. При выдохе произносятся длительно звуки с, ф, ш, сочетания звуков пф, пш.

6) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Нагибание головы попеременно к левому и правому плечу.

7) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Нагибание головы назад и вперед вместе с шеей.

8) Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Поднять руки через стороны вверх, присесть, обхватить руками колени и произнести уф, ух.

9)Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Руки
отвести в стороны и поднять над головой. Пальцы переплести —вдох. Быстрый наклон туловища вперед с произнесением на выдохе ух (упражнение «дровосек»).

10)Исходное положение — стоя, ноги вместе. Руки через сто­
роны вверх — вдох, руки вниз с произнесением на выдохе соглас­
ных звуков с, ш, щ, в, з, ж, ф, гласных у, о, и, э, а, а также слогов
их, уф.

11)Исходное положение — стоя, ноги вместе, поза боксера. Дви­жение руками вперед, с силой и произнесение звука ж.

12)Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять через стороны, хлопнуть — вдох, опустить руки с произнесением на выдохе ах, ох, ух.

13)Исходное положение — стоя, ноги вместе, руки на бедрах. Выпады попеременно правой и левой ногой с разведением рук в стороны.

13)Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поднимать попе­ременно левую и правую ногу и производить хлопки под коленом.

14)Исходное положение — стоя, ноги вместе. Приседания с вытягиванием рук вперед.

15)Упражнения с мячом:

а) мяч подбросить вверх с произнесением ух, уф,

б) мяч подбросить, присесть, поймать и произнести з, ж, в,

в) мяч на полу, наклониться, взять мяч, поднять вверх, положить на пол с произнесением на выдохе уф,

г) игра в мяч: построить детей в кружок с большими интерва­лами и передавать мяч соседу с произнесением слов; построить детей в колонну, одного ребенка поставить против колонны и дать ему мяч (он водящий). Водящий передает мяч впереди стоящему с произнесением любого звука, впереди стоящий передает его водя­щему и бежит в конец колонны. Кто уронит мяч, становится во­дящим.

Таким образом, большинство упражнений включает произне­сение гласных и согласных звуков одновременно с движениями верхних и нижних конечностей. Длительное произнесение глас­ных и согласных звуков развивает удлиненный выдох. Обычно на начальном этапе обучения дети могут произносить эти звуки в течение 5—7 секунд, постепенно выдох удлиняется до 15—20 се­кунд. В дальнейшем упражнения усложняются — на одном выдо­хе произносятся комбинации из двух, трех звуков (вз, еж, жз, взж и т.д.), сочетания гласных и согласных звуков (во, ву, зу, жу и т. д.).

III. Заключительный раздел.

Задача заключительного раздела — добиться снижения общей физиологической нагрузки, снять утомление, возвратить ребенка к исходному состоянию.

Упражнения:

1)дыхательные упражнения,

2)отвлекающие упражнения (с хлопками, пением),

3)ходьба с постепенным замедлением.

Из всех перечисленных упражнений курса логопедической ле­чебной физкультуры на 5—6 дней составляются комплексы уп­ражнений. Дозировка, темп проведения упражнений меняются в зависимости от возраста ребенка, характера и течения его заболе­вания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.