Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути преодоления дефектов звукопроизношения






В каждой форме дизартрии мы выделили три степени пора­жения: легкую, среднюю и тяжелую. При легкой форме спасти­ческой дизартрии экспрессивная речь внятная, лишь с нечетким произношением отдельных звуков, имеются негрубые затрудне ния при переключении в артикуляторном аппарате и отдельные элементы спастичности в различных отделах речедвигательного аппарата.

У детей со средней формой спастической дизартрии в эксп­рессивной речи искажено произношение одной трети звуков речи Даже изолировано эти звуки не могут быть произнесены пра­вильно. Спастичность наблюдается во всех отделах артикуляци­онного аппарата и в мимической мускулатуре.

При тяжелой форме поражения экспрессивная речь невнят­ная, носит не фразовый характер, а состоит из отдельных слов. Произношение большинства звуков искажено. В процессе рече­вого акта наблюдаются синкинезии в мимической мускулатуре, а в мускулатуре конечностей увеличивается спастичность. Отме­чается высокая спастичность во всех отделах артикуляционного аппарата.

У больных с легкой гиперкинетической формой наблюдались элементы гиперкинезов в мягком нёбе и в кончике языка. В ар­тикуляционном аппарате несколько затруднено переключение. Речь у этих больных внятная, но в речевом потоке наблюдается нечеткое произношение отдельных звуков при правильном изо­лированном их произношении.

При средней форме количество гиперкинезов увеличивается, они распространяются на все отделы артикуляционного аппара­та и на мимическую мускулатуру. В речевом потоке у этих боль­ных искажено произношение примерно одной трети звуков, что делает их речь трудной для понимания.

У больных с тяжелой формой гиперкинетической дизартрии интенсивность гиперкинезов резко возрастает. Речь невнятная, искажены почти все звуки. При попытке к речи возникают ги-перкинезы мимической мускулатуры, а также мускулатуры ко­нечностей и туловища.

Для смешанной формы дизартрии характерен комплекс нару­шений в экспрессивной речи и артикуляционном аппарате свой­ственных соответствующим степеням поражения спастической и гиперкинетической форм.

Методики логопедической работы определялись клинической картиной — формой дизартрии.

Логопед, работая с детьми, страдающими гиперкинезами, стро­ил свои занятия по следующим этапам:

1) развитие слухового контроля за произнесением звуков;

2) подбор позы ребенка, при которой количество гиперкине­зов сводилось бы к минимуму;

3) закрепление конечностей для подавления синкинезии;

4) отработка синхронных ритмичных движений в артикуляционом аппарате поэтапно: а) между подачей дыхательной струи и голоса, б) между подачей голосодыхательной струи и движениями языка и губ, т.е. произнесение определенных групп звуков;

5) отработка произношения открытых слогов, закрытых слогов, слов и предложений.

При спастической дизартрии структура логопедической работы существенно менялась: 1) воспитание у детей слухового и зрительного контроля при произношении;

2) развитие кинестетического контроля;

3) отработка правильных укладов губ и языка при отсутствии юсоподачи;

4) порядок постановк и корректировки звуков определяется ни ншзацией спастичности, в первую очередь ставятся те звуки, при образовании которых соответствующие отделы языка и губ наименее спастичны.

Поэтапность логопедической работы при смешанной форме зависит от выделения ведущего расстройства....

Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и пси­хического развития у детей с церебральным пара­личом. — Л. 1977.

Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.