Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Все артикуляционные упражнения проводятся под счет лого­педа.






Движения нижней челюсти. Открывание и закрывание рта; удерживание то открытым, закрытым (при закрывании рта сле­дует следить з.. тем, чтобы оно происходило симметрично).

Для получения свободного и в полном объеме закрытия рта и длительной фиксации его используют жевательные движения; через зрительный зеркальный контроль эти движения перехо­дят затем в план произвольных движений. Выдергивание закушенной чистой марлевой салфетки, ощупывание движения головки нижней челюсти в суставе способствует усилению напря­жения мышц, большей силе данного движения. Звуки, в арти­куляцию которых входит это движение, следующие: э, и, т, с, ш, л, р.

Движения губ. Под счет производится поочередно оскал зубов (от улыбки) и вытягивание хоботком (от сосательного дви­жения губ). В качестве механической помощи для движения ос­кала можно употребить оттягивание пальцами уголков губ. Для крепления губ можно рекомендовать удержание губами бумаж­ных трубок различного диаметра (все уменьшающегося), круг-юй каучуковой палочки, зонда. Звуки, в артикуляцию которых иходят движения вытягивания губ хоботком, — а, о, у; для дви­жения оскала — а, э, и.

Дальнейшим усложнением этих движений будут:

а) оскал при открытом рте — звуки л, р;

б) раздельное поднимание верхней губы, опускание нижней губы (вначале пальцем фиксируем неподвижность другой губы) звуки ф, в;

в) выдвигание губ рупором; это трудное движение, которое
можно получить при одновременном поднятии верхней губы,
опускание нижней и механическом нажатии щек впереди — зву­ки ч, ш, ж, щ.

Движения языка. 1. Вперед — назад. Вначале логопед чистой марлевой салфеткой захватывает кончик языка и несколько раз производит движения; эти движения входят в звуки а, с, у, ы.

2. Прикусывание высунутого языка (следить за выдвиганием
языки по средней линии). Движение нужно для межзубной по­становки звуков с, з, л, н.

3. Движения языка вправо-влево, касаясь кончиком языка угол­ков губ, с преимуществом упражнением пораженной стороны. Это движение вырабатывается с трудом, сначала удается только с механической помощью. В речевой артикуляции это движение не применяется, но оно имеет большое значение для акта жева­ния и служит подсобным упражнением для развития кончика языка.

4. Поднятие языка за верхние зубы. В результате причмокивания губ, выдвигания языка вперед и последующего механического отодвигания губ получается прищелкивание спинки языка о верхние зубы. Затем логопед шпателем отодвигает кончик язы­ка вглубь и добивается прищелкивания языка у альвеол верхних
1убов. Эти упражнения необходимы для постановки звука р.

Приведенные примеры дают представление о последователь­ности и сложности этой работы

При открытой гнусавости некоторые методисты активизиру­ют нёбную занавеску при помощи отрывистого громкого произ­несения гласных; при псевдобульбарной дизартрии это упраж­нение оказывается трудным изгза вялости всей артикуляции и особенно языка. При псевдобульбарной дизартрии легче всего выработать проторные звуки ф, в. Автомагизация звуков легче удается в обратных слогах, а при переходе к прямым слогам в смягченных слогах (с гласными и, е, я, ю), а не в твердых. Ко­нечно, большую трудность при псевдобульбарной дизартрии пред­ставляет постановка самого сложного звука — р.

Автоматизация поставленных звуков в речи требует также дли­тельных сроков работы.

На основании всего изложенного видно, что работа с ре­бенком, страдающим псевдобульбарной дизартрией, требует и от логопеда и от ребенка много терпения, настойчивости и времени.

Упражнения должны проводиться длительно и систематичес­ки, они легко могут надоесть ребенку, поэтому от логопеда тре­буется много умения и гакта, чтобы заставить ребенка их произ­водить, а кроме того, много изобретательности, чтобы варьировать форму их преподнесения. Одной из таких форм являются под­вижные и настольные игры...

Закрепление необходимых навыков происходит под контро­лем родителей, воспитателя, педагога в процессе разнообразной деятельности (игра, учение, труд и т. д.). Так, в частности, про­исходит овладение навыком следить за своей собственной ре­чью. Чем больший контакт логопед сумеет установить с назван­ными лицами, тем эффективнее окажется его работа.

Псевдобульбарная дизартрия может иметь у детей разную сте­пень выраженности. Логопед должен учитывать степень пораже­ния, возрастные особенности детей. Используемый речевой мате­риал, приемы работы, предлагаемый темп должны соответствовать индивидуальным особенностям детей. В результате систематичес­ких занятий ребенок-дизартрик может быть включен в процесс полного общения с окружающими.

Таким образом, методика логопедической работы при каждой специфической форме дизартрии должна соответствовать пато­генезу двигательных расстройств, i. e она должна быть патоге­нетически обоснованной. Естественно, это методическое требо­вание может быть осуществлено только при достаточной диффе­ренциально-диагностической квалификации данного случая ди­зартрии.

Кроме того, в логопедической методике должны быть отра­жены индивидуальные особенности той или иной формы дизартрии у данного больного. Для этого, в частности, необходим анализ первичных и вторичных расстройств произношения. Вто­ричные расстройства часто не требуют специального внимания логопеда, они устраняются сами собой по мере преодоления пер-иичных расстройств; так, например, неплавность речи у больного с кинестетической апраксической дизартрией исчезает при восстановлении навыков артикуляторного праксиса. Оглушение шонких согласных у больного с кинетической апраксической щзартрией исчезает, как только будет ликвидирована напряжен­ность артикуляции больного и пр.

Наконец, методика логопедической работы значительно ви­доизменяется в зависимости от возраста больного вообще и в (ависимости от возраста, в котором дизартрия у ребенка возникла. Чем раньше в жизни ребенка возникла дизартрия, тем боль­ше в клинической картине симптомы первичной двигательной недостаточности начинают сопровождаться симптомами систем­ного недоразвития речи в целом. Соответственно логопедичес­кая методика становится все более многоплановой, направлен­ной, например, не только на тренировку парализованной речевой мускулатуры, но и на выработку и автоматизацию навыков арти­куляции, воспитание фонематического анализа слов, обогаще­ние словаря и пр.

Точно так же методика логопедической работы осложняется с возрастанием распространенности поражения мозга и, следова­тельно, с усложнением патогенеза. Для того, чтобы и в этих ус­ловиях логопедическая методика была патогенетически обосно­ванной, необходимо видеть в сложной клинической картине ее принципиальные компоненты. А для этого нужно знать, как выг­лядят эти компоненты и какие приемы логопедической работы этим чистым формам дизартрии соответствуют.

Было отмечено, что наиболее частая в логопедической прак­тике «псевдобульбарная дизартрия» у детей с неврологической точки зрения имеет более сложный патогенез, чем при чистой псевдобульбарной дизартрии. Соответственно и методика в этих случаях должна быть более комплексной, направленной на пре­одоление не только центральных спастических параличей в ре­чевом аппарате, но и подкорковых дистоний и гиперкинезов, апраксических явлений и, как правило, симптомов системного недоразвития речи.

Правдина О. В. Логопедия. — М., 1973. — С. 91—149.07-

Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.