Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Повторительно-обобщающих уроков






1. Установить, какими способами воспроизводились в начале урока ранее усвоенные учащимися теоретические сведения:

· индивидуальный опрос учащихся;

· фронтальный опрос;

· проверка знаний теории в процессе выполнения практических упражнений.

2. Охарактеризовать способы проверки дифференцированных письменных домашних заданий (выборочная проверка, взаимопроверка, самоконтроль, участие в проверке работ учебников-консультантов и т.д.).

3. Дать характеристику вопросов и задач, которые предлагались учащимся в процессе домашнего задания («проблемные» вопросы и задачи, способствующие созданию поисковых ситуаций на уроках; вопросы, требующие сопоставления, сравнения учебного материала и обобщения его на понятийном уровне).

4. Отметить, как было организовано на уроках закрепления знаний, умений и навыков сопутствующее повторение материала, логически связанного с приобретенными накануне новыми знаниями, и материала, который по своему содержанию и структурным особенностям тесно не связан с рассмотренным на предыдущих уроках материалом, но подлежит повторению в силу того, что он представляет для учащихся известные трудности и подвергается забыванию (тематическая группировка материала, сопоставление и противопоставление повторяемых правил, обнаружение причин смешения употребления в устной и письменной речи тех или иных правил и языковых норм, устранение этих причин).

5. Установить, как на повторительно-обобщающих уроках осуществлялись обобщение и систематизация теоретического материала и практических умений и навыков по целым темам и большим разделам программы (объединение соответствующих теоретических сведений и практических навыков в большие тематические группы, их сопоставление, сравнение и противопоставление, осознание языковых фактов на понятийном уровне, формирование обобщенных умений и навыков, умений планировать и самостоятельно организовать свою учебную деятельность).

6. Показать, как постепенно наращивались на уроке трудности и повышалась степень самостоятельности учащихся в работе при выполнении ими разного рода тренировочных упражнений и заданий творческого характера.

7. Определить, насколько рационально соотносились на уроке различные виды тренировочных упражнений (осложненное списывание, обучающие диктанты, самостоятельная речевая деятельность школьников).

8. Установить, в какой степени и какими путями осуществлялась дифференциация в ходе самостоятельной работы учащихся (характер упражнений по их содержанию и степени трудности, способы предъявления заданий учащимся по вариантам, по заданию учителя или на основе самостоятельного выбора того или иного варианта задания учащимися). Каков удельный вес самостоятельной работы учащихся в общей системе работы на уроке? Не наблюдалось ли однообразия в выборе упражнений при организации самостоятельной раб школьников?

9. Отметить, какие задания предлагались учащимся на дом (единые для всех или дифференцированные по степени сложности), как давались эти задания учащимся (анализировались ли некоторые примеры, велась ли беседа о наиболее рациональных способах выполнения заданий дома или только назывались номера соответствующих упражнений).

10. Определить, каков был достигнутый на уроке уровень теоретических умений и навыков учащихся (осознанность, глубина знаний, прочность орфографических, пунктуационных, речевых навыков, степень их обобщенности).

11. Сделать выводы о том, насколько результативным оказался дифференцированный подход учителя к различным по уровню подготовки группам учащихся (выравнивание уровней знаний, умений и навыков учащихся, продвижение в развитии сильных учеников).

Помимо отмеченных сторон учебно-воспитательного процесса, при анализе уроков закрепления знаний, умений и навыков и повторительно-обобщающих уроков указывается целый ряд черт процесса обучения, свойственных урокам вообще, а именно: реализация целей урока, соблюдение требований дидактики и психологии, подведение итогов урока, учет и оценка знаний учащихся. (См. схему анализа урока изучения нового материала.)

 

«Комбинированные» уроки

Необходимо учитывать известную условность указанного термина. В данном случае имеется в виду дидактически вполне целесообразное сочетание на одном и том же уроке таких видов занятий, которые позволяют тесно объединить в процессе работы учителя с учащимися изучение нового материала, его закрепление и обобщение на высоком понятийном уровне. Однако такой подход к организации занятий целиком зависит не от каких-либо случайных намерений учителя, а от характера изучаемого на уроках лингвистического материала.

Дифференцированные признаки уроков «комбинированного» типа:

1. Воспроизведение теоретических знаний и практических навыков, усвоенных накануне.

2. Изучение некоторой дозы новых теоретических сведений путем органического включения их в структуру ранее приобретенных знаний.

3. Обобщение и систематизация материала в процессе тренировочных упражнений как общего, так и дифференцированного характера.

4. Дифференциация домашних заданий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.