Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушения голосообразования






Характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса, что в значительной степени зависит от патологического состояния мышц гортани, особенно перстне-щитовидных, натя-1 гивающих истинные голосовые связки. При поражении этих мышц голос становится слабым, немелодичным.

Все движения гортани связаны с движениями языка, нёба и нижней челюсти, поэтому нарушения голоса и артикуляцион­ные расстройства чаще всего выступают вместе. Для возникно­вения голоса большое значение имеет вибрация голосовых свя­зок. При слабости и паретичности мышц голосового аппарата вибрация голосовых связок нарушается, поэтому сила голоса ста­новится минимальной. Спастическое сокращение мышц голосо­вого аппарата иногда полностью исключает возможность вибра­ции голосовых связок... Поэтому патологические состояния мышц голосового аппарата могут быть причиной нарушения произношеиия звонких согласных и замены их на глухие, артикуляция которых осуществляется при не сомкнутых и не колеблющихся тлосовых связках.

Нарушения голосообразования при дизартриях определяют необходимость при проведении речевой терапии особое внима­ние уделять постановке голоса и отдельных звуков... Эти приемы являются общепринятыми в логопедии и в значительной степе­ни основываются на сочетанных координированных движениях артикуляционных,, дыхательных и фонационных мышц. Поэто­му при постановке звуков у детей с церебральными параличами большое значение имеет ортофоническое лечение, основанное на двигательной терапии голоса при помощи артикуляционных и дыхательных упражнений. Большое внимание уделяют утриро-ианным артикуляционным движениям перед зеркалом и сочета­нию их со звуком.

Проводя артикуляционную гимнастику при постановке голо­са, особенно большое внимание уделяют развитию движений нижней челюсти вниз и движений мягкого нёба. При помощи этих движений образуются достаточные резонаторные камеры, необходимые для звучания голоса. Таким образом, все меропри­ятия по постановке голоса и звуков у детей с дизартрией прово­дят в общем комплексе речевой терапии этих детей.

Как при проведении артикуляционной гимнастики, так и при работе над голосообразованием нередко требуется применение медикаментозной терапии (стимулирующей, антихолинэстеразной и симптоматической, направленной на снижение мышечно­го тонуса).

Нарушения дыхания

Нарушения дыхания являются частыми при дизартриях у де­тей с церебральными параличами, особенно при гиперкинети­ческой и мозжечковой формах. Эти нарушения дыхания имеют сложный патогенез. Прежде всего могут иметь значение паре-тичность дыхательных мышц, изменения их тонуса, нарушение их реципрокной иннервации...

Большое значение в нарушении активного выдоха у детей с церебральными параличами может иметь общий недостаточный объем их дыхания, который в значительной степени может зави­сеть от вынужденного неподвижного положения ребенка.

Расстройства дыхания у детей с церебральными параличами наиболее часто зависят от нарушения центральной регуляции дыхания, а также от патологии двигательной функциональной системы.Клинически нарушения дыхания у детей с церебральными параличами проявляются в расстройствах ритма и глубины ды­хания, в нарушении координации между артикуляцией и дыха­нием. В момент речи дыхание учащается, после произнесения звука ребенок делает судорожный вдох. В некоторых случаях нарушения дыхания отмечаются и независимо от речи, но всегда в момент речи эти нарушения резко усиливаются. Особенно стра­дает у детей с церебральными параличами возможность актив­ного выдоха. Несмотря на постоянно полуоткрытый рот, они выдыхают через нос, произвольное выдыхание через рот часто является невозможным.

Работа над дыханием... начинают с первых месяцев жизни ребенка. Это имеет большое значение прежде всего для его об­щего соматического состояния, а также для стимуляции первых звуков.

С детьми после года в процессе проведения логопедических занятий регулярно работают над развитием речевого дыхания. Ребенка учат дышать через рот... Затем вдыхать и выдыхать через нос... Наконец вдыхать через нос и произвольно выдыхать через рот. С детьми более старшего возраста все эти занятия проводят в виде коллективной дыхательной гимнастики под счет или му­зыку. Там, где позволяют двигательные возможности, подключа­ются движения руками. Разработка речевого дыхания проводит­ся в различных положениях больного ребенка: на спине, сидя, стоя. С детьми раннего возраста и при тяжелом двигательном поражении дыхательные упражнения в основном проводятся в положении на спине — в «рефлексзапрещающей позиции». В процессе отработки речевого дыхания большое значение имеют специальные игры-упражнения: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек, игра на губной гармошке, различных дудочках, дутье в специаль­ные бумажные трубочки. Работа над дыханием, фонацей и арти­куляцией проводится в тесном единстве; большое значение в этой работе имеют специальные логоритмические игры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.