Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде






Логопедические занятия с детьми при врожденной расщели­не нёба принято начинать после пластической операции нёба, инятия же в дооперационном периоде, к сожалению, до сих пор не вошли в практику. Между тем тяжелая операция в полости рга производится обычно сравнительно поздно (в 7—8 лет), а нередко откладывается и на более поздние периоды жизни, наи­более часто из-за того, что далеко не везде есть специалисты-хирурги, которые делают эти операции. По данным М. Д. Дубова (1961), в Советском Союзе ежегодно рождается свыше пяти ты­сяч детей с расщелиной губы и нёба; оперируются ежегодно только несколько сотен детей.

Гнусавая малопонятная речь оказывает большое отрицатель­ное влияние на развитие ребенка. Ринолалики тяжело пережива­ют свой дефект. У многих из них с раннего возраста развивается повышенная застенчивость, раздражительность. Обучение в школе из-за плохой речи часто задерживается до 8—9 лет и не всегда успешно заканчивается.

У нормального ребенка при физиологическом дыхании вдох осуществляется через нос. Таким образом, в легкие поступает воздух, согревшийся в хоанах, он не раздражает слизистых обо-почек дыхательного тракта и предохраняет ребенка от простуды.

У ринолалика даже при односторонней, полной или частичной, расщелине вдох осуществляется активнее через расщелину, т. е. через рот, а не через нос. Врожденная расщелина способствует «порочному приспособлению», а именно неправильному положе­нию языка, его корня, причем остается свободным лишь кончик языка, который оттянут в среднюю часть полости рта (корень языка чрезмерно поднят вверх, прикрывает собой расщелину, а одновре­менно и глоточное пространство. Кончик языка находится на дне рта в средней части, примерно на уровне пятого зуба нижнего ряда.).

Попадание пищи через расщелину в нос, по-видимому, также способствует чрезмерному развитию корня языка, который зак­рывает собой расщелину.

Итак, у ребенка с врожденной расщелиной самые важные, самые жизненные функции стабилизируют положение чрезмер­но поднятого корня языка. Вследствие этого воздушная струя при выходе из подсвязочного пространства направляется почти перпендикулярно к нёбу. Это затрудняет ротовой выдох в рече­вом акте и создает гнусавость.

Кроме того, постоянное положение поднятого корня языка затормаживает движения всего языка. В результате осуществле­ние нужных движений языка для артикуляции речевых звуков у ринолаликов не удается; кроме того, слабая выдыхательная струя, не попадая в переднюю часть ротовой полости, не стимулирует образование различных артикуляционных смычек в верхнем от­деле речевого аппарата. Оба указанных условия приводят ребен­ка к тяжелому косноязычию. Чтобы улучшить произнесение того или иного звука, ринолалики направляют все напряжение на ар­тикуляционный аппарат, усиливая этим напряжение языковых, губных мышц, вовлекая мышцы крыльев носа, а иногда и все лицевые мышцы.

Иногда в речи ринолалика имеются отдельные звуки, близкие к норме, но отсутствие хорошего ротового выдоха при произне­сении их создает сильный носовой оттенок. Таким образом, у ринолаликов неправильны все звуки речи. Их следует обучать всему заново, чтобы не сталкиваться с имеющимся у них непра­вильным динамическим стереотипом произношения того или иного звука.

У ринолаликов в дооперационном периоде возможно воспи­тание правильной артикуляции всех речевых звуков несмотря на то что утечка воздуха через носовые отверстия в какой-то степе­ни имеет место.

Навыки, приобретенные до операции, удерживаются и после операции и тем облегчают дальнейшую работу и укорачивают ее сроки.

Занятия следует возобновлять возможно раньше — на 12—15 день после операции, когда ринолалик находится еще в стацио­наре, клинических условиях по поводу операции.

Не излагая подробно методики логопедической работы в доо­перационном периоде, можно сформулировать несколько основ­ных принципов, лежащих в ее основе; они не теряют своего зна­чения и в послеоперационном периоде.

I. При врожденных расщелинах нижний и средний разделы речевого аппарата (дыхательный и голосовой) остаются сохран­ными. Дефектным является только часть верхнего отдела рече­вого аппарата (отсутствие нёба или его недостаточность).

В работе с ринолаликами и будет главным — перенесение центра тяжести при вызывании звуков на здоровые отделы рече­вого аппарата с возможно меньшей нагрузкой на дефектное нёбо (в верхнем отделе).

Правильный ротовой выдох при опущенном корне языка пол­ностью снимает носовой оттенок в том или ином звуке, а впос­ледствии и во всей речи.

II. При исправлении речи у ринолаликов следует избегать гру­бых артикуляционных упражнений (высовывание языка, отведение высунутого языка в сторону, подъем кончика языка на верхнюю губу и т. п.), чтобы не утяжелять впоследствии произвольные движения, необходимые при закреплении артикуляций отдельных звуков. Тренируются только движения, необходимые для произ­несения того или иного звука, причем необходимо следить, чтобы ребенок выполнял показанное движение легко, без напряжения, которое может передаваться на другие группы мышц речевого ап­парата. Например, при подъеме кончика языка вверх для вызывания звука ш ребенок часто напрягает сильно губы, жевательные мышцы и тем самым затрудняет движения языка, делает его весь напряженным, малоподвижным. В данном случае ребенку предла­гают выполнять движения языка вверх спокойней, легче, не наста­
ивают на немедленном выполнении этого движения полностью.

III. Необходимо Широко использовать физиологическое взаимодействие мышечных групп речевого аппарата, т. е. их взаимо­связанность и взаимозависимость. Например, нужно переместить язык несколько вглубь рта. Для этого механическим путем выдвигают углы рта вперед. При отодвигании углов рта в сторо­ны язык приближается вперед.

Указанные приемы используются с обязательным привлече­нием зрительного контроля (работа перед зеркалом).

Описанный способ получения правильных артикуляций по­могает ребенку ощущать и осознавать движение и соответствую­щее ему напряжение той или иной группы мышц и дифферен­цировать их между собой.

IV. До закрепления правильной артикуляции не следует фик­
сировать внимание ребенка на звуке, для того чтобы старая
привычная артикуляция его не мешала закреплению вновь по­
явившегося правильного произношения. После закрепления
произношения звука его вводят в слова и фразы, которые ре­бенок проговаривает под контролем логопеда.

Объем расщелины не должен смущать логопеда, ибо самосто­ятельная речь детей с полной двусторонней расщелиной харак­теризуется четкими гласными звуками; их речь более понятна для окружающих, чем речь детей с неполной врожденной рас­щелиной или с субмукозной щелью. Дооперационные занятия при полной расщелине дают более эффективные результаты и в логопедической практике.

Встречаются случаи ринолалий, осложненные явлениями ди­зартрии или оральной апраксии.

Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С. С. Ля­пидевского — М., 1963. Вып. П. — С. 102—104.

 

А. Г. Ипполитова

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.