Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Недостатки произношения фонем к, к', г, г', х, х', и






Недостатки произношения фонем кик' носят название каппа-цизма; г и г' — гаммацизма; х и х' — хитизма. Те разновидности дефекта, которые связаны с заменой этих фонем какими-либо дру­гими, называются паракаппацизмом, парагаммацизмом, паразитиз­мом. Недостаток произношения и называется йотацизмом.

Механизм образования фонемы к состоит в следующем. Поло­жение губ зависит от смежных, главным образом последующих, фонем, что видно например, при сопоставлении слогов ка, ко, ку. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое рас­стояние. Кончик языка опущен, а задняя часть спинки смыкается с нёбом, место смычка колеблется в зависимости от фонетических условий: при ка оно находится примерно на границе между твер­дым и мягким нёбом, при ко и ку перемещается глубже (язык смыкается уже с мягким нёбом). В момент произнесения звука смычка между языком и нёбом взрывается, освобождая путь нахо­дящемуся позади под давлением воздуху, который с характерным шумом вырывается наружу. Мягкое нёбо поднято и закрывает про­ход в нос. Голосовые связки разомкнуты.

Фонема г по механизму своего образования отличается от к лишь смыканием и последующей вибрацией голосовых связок уже в момент, предшествующий взрыву.

Особенность артикуляции фонемы дс, отличающая ее от к, состо­ит в том, что спинка языка не полностью смыкается с нёбом, ос­тавляя по средней линии щель, проходя через которую струя вы­дыхаемого воздуха вызывает шум, присущий фонеме х.

Мягкие фонемы к', г', х'отличаются от парных твердых пере­мещением смычки или щели, образуемых языком и нёбом, впе­ред, к средней части твердого нёба. Фонема и в восходящих диф­тонгах артикулируется как озвонченная фонема х', от которой она, таким образом, отличается лишь смыканием и вибрацией голосовых связок.

Встречаются три основных вида каппацизма. В одних случаях вместо к слышится характерный негромкий гортанный щелчок. Этот звук получается в результате того, что голосовые связки плотно смыкаются, действием выдыхательных мышц под ними создается повышенное давление воздуха, после чего смычка взры­вается и воздух с шумом прорывается через голосовую щель.

В других случаях имеет место паракаппацизм в виде замены фонемы к на /я.. В третьем случае взрывная фонема к заменяет­ся фрикативной х, что опять-таки характеризует дефект как па­ракаппацизм...

Аномалией в строении речевого аппарата, предрасполагаю­щей к возникновению каппацизма, является неправильная фор­ма твердого нёба, когда оно оказывается слишком высоким и узким, затрудняющим образование плотной язычно-нёбной смыч­ки. Если не удается исправить фонему к на основе подражания с показом артикуляции перед зеркалом и пластического изобра­жения смычки языка с нёбом кистями рук, то следует воспользо­ваться механическим способом постановки к от т с помощью шпателя. Ребенка побуждают произнести слоги та-та-та. По­вторному произнесению тех же слогов предшествует нажим шпа­телем на переднюю часть спинки языка, удержание ее за нижни­ми резцами. При таких условиях вместо та должно получиться кя. Наконец шпатель продвигается еще глубже, благодаря чему получается чистое ка.

Во время упражнений нельзя напоминать ребенку о фонеме к и тем более произносить ее в виде образца, так как это может вызвать у него возврат к привычной дефектной артикуляции.

В одних случаях указанные этапы постановки фонемы к мо­гут быть пройдены в течение одного занятия, тогда как в дру­гих приходится задерживаться на первом (тя) и на втором (кя) этапах в течение нескольких занятий. Попытка сразу получить твердое к путем глубокого нажима на язык нередко приводит к тому, что ребенок оказывается не в состоянии образовать смычку языка с нёбом, в результате чего весь ход работы сры­вается.

Проделывая указанные упражнения, в дальнейшем полезно, чисто вымыв руки, предложить ему самому удержать переднюю часть спинки языка внизу, нажав на нее указательным или сред­ним и указательным пальцами.

После того как в результате серии упражнений новая артику­ляция несколько укрепится, можно поставить ребенка в извест­ность о том, что у него получается фонема к, и продолжать упражнения на материале простейших слогов типа ка, ака, ак, а также слов с фонемой к в начале (при сохранении механи­ческой помощи). В дальнейшем делаются пробы прюизнесе-ния слогов без нажима на язык. Предложив ребенку произнести с пальцем три слога подряд и держа при этом его руку, логопед неожиданно отводит ее, допустим на третьем слоге, в результате чего на известном этапе работы слог произносится по инерции, без механической помощи. Как только это ока-/kcich возможным, механическое воздействие на язык устра­няется полностью.

Проделывая упражнения по закреплению фонемы к в слогах и словах, следует обращать внимание на то, чтобы перед гласны­ми переднего ряда (ке, ки) смычка языка с нёбом перемещалась нперед, без чего не может быть получено правильное звучание)тих слогов, в которых твердая фонема к должна переходить в мягкую к'.

При соблюдении этого требования, добившись правильного произношения фонемы к, можно без затраты каких-либо допол­нительных усилий получить и ее мягкую пару — фонему к'. В тех случаях, когда исправляется паракаппацизм, выражающийся в замене фонемы к на т или х, упражнения на материале слогов, слов и фраз должны быть направлены как на ее закрепление, так и на дифференциацию с ее прежним заменителем.

Недостатки произношения фонемы х могут проявляться либо в нарушении нормального ее звучания (хитизм), либо в ее заме­не фонемой к (парахитизм). В первом случае обычно слышится ослабленный гортанный шум, который возникает вследствие того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути щель, образуе­мую не языком и нёбом, а сближенными голосовыми связками... Такое образование фонемы х, вполне нормальное для многих языков (в том числе украинского), не свойственно русскому языку. Во втором случае язык активно участвует в артикуляции, однако вместо щели образует с нёбом смычку. В обоих случаях следует прежде всего попытаться получить правильное произношение х исходя из фонемы к и сопровождая ее придыханием, в результа­те чего должна получиться своеобразная язычно-задненёбная аффриката, нечто вроде кх. В дальнейшем остается лишь отде­лить фрикативную часть такого сочетания от взрывной и закре­пить упражнениями полученную артикуляцию.

Если такой прием не приведет к цели, то следует воспользо­ваться другим, не столь простым, но гарантирующим успех. Он состоит в постановке х от с механическим способом, аналогичным тому, с помощью которого ставится к от т (см. выше). Ре­бенка побуждают произнести слог с_ а, протягивая согласнуюфонему. Повторному воспроизведению того же слога предше­ствует нажим шпателем на переднюю часть спинки языка, удер­живание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо са получится нечто среднее между ся и ща. Дальнейшее продвижение шпателя в глубь рта приводит к превращению слога са в хя, а при еще более глубоком нажиме получается ха. Как и в случае постановки фонемы к, указанные три этапа (ся-хя-ха) могут потребовать у разных детей затраты различного времени. С помощью собственного пальца (или двух) ребенок опять-таки может вскоре сам удерживать свой язык в требуемом положе­нии. За первичной постановкой фонемы х следуют упражнения на материале слогов, слов и фраз, которые в случае парахитизма, выражающегося в замене х фонемой к, должны быть направлены не только на закрепление фонемы, но и на ее дифференциацию с прежним заменителем.

Недостатки произношения фонемы г в общем аналогичны рас­смотренным выше разновидностям каппацизма и хитизма. В од­них случаях вместо г слышится гортанный щелчок, в других — звук у (южнорусское г, представляющее собой как бы озвончен­ное х), в третьих — гортанный, звонкий фрикативный звук, обра­зуемый сближением и вибрацией голосовых связок (украинское г). Встречается также, чаще у детей дошкольного возраста, пара-гаммацизм в виде замены г фонемой д.

Если правильно произносится фонема к (изначально или в результате исправления каппацизма), то первая попытка устра­нения гаммацизма должна состоять в показе и объяснении отли­чия фонемы г от ее глухой пары. При этом полезно приложить руку ребенка к шее (выше гортани) и дать возможность ощу­щать ее вибрацию и движение передней стенки глотки под дав­лением воздуха, скапливающегося в ней до взрыва воздуха.

Если эти приемы не приведут к цели, то следует воспользо­ваться механическим способом постановки фонемы г от д, ана­логичным тому, который был указан выше для постанови фоне­мы к от т. На этот раз слог да последовательно преобразуется в дя (первый этап), затем в гя (второй этап) и, наконец, в га (тре­тий этап).

За первичной постановкой фонемы г, следуют упражнения на материале слогов, слов и фраз, которые в случае парагаммацизма, выражающегося в замене фонемы г на д, должны быть направле­ны как на закрепление фонемы, так и на ее дифференциацию с прежним заменителем.

Недостаток произношения фонемы и встречается преимуще­ственно у дошкольников и состоит обычно в ее замене фонемой л'

Взамен артикуляции, присущей фонеме и, используется ниж­ний или верхний вариант артикуляции фонемы л'(см. выше).

Исправление недостатка в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены фонемы и гласной фонемой и. Ребенку предлагается произнести сочетания гласных типа иа, аиа, ио, аио, аи, ои и т.п., несколько протягивая фонему и. В i аком же виде произносятся простейшие слова с восходящими и нисходящими дифтонгами; иа, иаблоко; ио, иожик; аи, играй; ои, стой и т.п. Далее включаются более трудные слова: маиак, сме-иотся, играиут и т.п. Наконец следуют самые трудные: обезиана, пиот, шиут и т.п.

Постепенно длительность гласного «сокращается и из слого-иого звука он превращается в неслоговой.

Если указанный прием не приведет к цели, можно воспользо­ваться механическим способом постановки и от фонемы з, ана­логично тому как фонема дс ставится от с (см. выше), но с той разницей, что завершающим является в данном случае не тре­ти, а второй этап работы. Ребенка побуждают произнести слог ш (протягивая согласную фонему) и нажимают шпателем на са­мую переднюю часть языка, в результате чего получается нечто среднее между (з'а) и (ж'а). Затем шпатель продвигается несколь­ко глубже, пока не послышится четкое йа.

Подобным же образом из сочетания аз------- а получается айа. Далее из сочетаний зо, зу, зе, азо, азу, азе получаются слоги йо(ё), йу(ю), йе(е), аё, аю, ае и т.п.

Когда новая артикуляция несколько укрепится и ребенок смо­жет воспроизводить ее без механической помощи, можно вос­пользоваться простейшими словами с начальными восходящими дифтонгами.., а затем перейти и к другим словам, включающим дифтонги и в середине, и в конце...






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.