Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительная характеристика дислалий и дизартрии






Как уже было указано выше, описанные две группы речевых нарушений по внешнему виду сходны между собой, так как и в том и другом случае речь у детей непонятная, с неправильным произношением отдельных звуков или группы звуков. Однако имеются и существенные различия, которые проявляются не толь­ко со стороны неврологического статуса, но и в психическом и речевом отношении.

Этиология дислалий (в данном случае речь идет о функциональ­ной форме) далеко не ясна, она не связана с грубыми утробными и природовыми травмами, мозговыми заболеваниями и т. п. Чаще наблюдаются ранние инфекции у детей, вызывающие общую за­держку в развитии. В отдельных случаях дислалия возникает от неблагоприятного речевого окружения (диалекты, архаизмы).

Причинами возникновения дизартрии являются тяжелые по­ражения нервной системы на различных этапах развития — природовые травмы, мозговые заболевания (энцефалиты, менингоэнцефалиты), интоксикации.

Со стороны физического статуса дислалики значительно меньше отстают в физическом развитии, чем дизартрики.

Что касается состояния внутренних органов, то при обеих фор­мах грубых изменений не наблюдалось. В неврологическом статусе отмечается большая разница между этими речевыми нарушения­ми. Так, при дислалиях мы не наблюдали грубых поражений цен­тральной нервной системы, а только в отдельных случаях опреде­лялась органическая микросимптоматика. Чаще имело место нарушение вегетативной нервной системы в виде симптома Хвостека, стойкого красного дермографизма и др.

При дизартриях грубо выступала неврологическая симптома­тика с наличием парезов, гиперкинезов, с вовлечением в процесс V, VII, IX, X и XII пар черенномозговых нервов. Поражение этих нервов обусловливало фонетические дефекты речи, неправиль­ность дыхания, пульса, слюнотечения, жевания, а также голоса, вы­раженные в различной степени.

При функциональных дислалиях преимущественно страдает только фонетическая сторона речи; дыхание, сердечная деятель­ность, моторика и голос, как правило, не нарушаются. Только в случаях ринолалий (механических дислалий), когда имеются ана­томические дефекты нёба, речь бывает с носовым оттенком, нару­шается голос и дыхание. Однако такие случаи легко отдифферен­цировать от дизартрии, так как здесь имеют место дефекты нёба или других органов артикуляции. В неврологическом статусе та­ких детей грубых поражений центральной нервной системы обычно не бывает.

Со стороны психики у дислаликов в основном отклонений от возрастной нормы не отмечалось. Иногда имели место временные задержки психического развития. В отдельных случаях дислалий протекали на фоне олигофрении. При дизартриях чаще встреча­ются задержки психического развития по органическому типу, а иногда и олигофрении. Эмоционально-волевая сфера и характер } дислаликов страдают лишь в отдельных случаях, у дизартриков в большинстве случаев наблюдается трудное поведение с неус­тойчивым настроением, сопровождающимся плачем, часто бывают аффективные вспышки...






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.