Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статья 6: Шахматные часы






6.1. “Шахматными часами” называются часы с двумя устройствами для регистрации и отображения времени, соединенными между собой так, что в одно и то же время может работать только одно из них.

В Правилах игры в шахматы термин “часы” означает одно из двух таких устройств. Каждое устройство снабжено “флажком”.

“Падение флажка” означает, что время, отведенное игроку, закончилось.

Некоторые цифровые часы показывают "" вместо флажка.

6.2.a. Во время игры каждый игрок, сделав свой ход на шахматной доске, должен оста-новить свои часы и пустить часы своего соперника (то есть, говорят, что он должен нажать свои часы). Это “завершает” ход. Кроме того, ход считается завершенным, если:

(1) ход заканчивает игру (см. Статьи 5.1.a, 5.2.a, 5.2.b, 5.2.c, 9.6а, 9.6b и 9.7) или

(2) игрок сделал свой следующий ход, в случае, если его предыдущий ход не был завершён.

Игрок должен иметь возможность нажать свои часы после сделанного хода, даже после того, как соперник сделал свой следующий ход. Время между выполнением хода на шахматной доске и нажатием часов рассматривается как часть времени, отведенного игроку на ход.

Иногда возникает такая ситуация: Игрок делает ход и, прежде чем он остановил свои часы, его соперник делает ход. В этой ситуации игрок по-прежнему имеет право остановить свои часы и пустить часы соперника.

 

Игра может продолжаться более одного периода. Требования об установленном в каждом периоде количестве ходов и дополнительном времени на каждый ход для каждого периода должны быть указаны заранее. Эти параметры не должны меняться во время турнира.

b. Игрок должен нажимать свои часы той же рукой, которой он сделал свой ход. Запрещено игрокам держать палец на кнопке или рычаге часов или “нависать” над ними.

Игрок сдвинул несколько фигур; в этой ситуации соперник держит палец на кнопке часов для того, чтобы не дать игроку нажать свои часы. В соответствии с настоящей Статьей это запрещено.

с. Игроки должны правильно обращаться с шахматными часами. Запрещается нажимать часы с силой, ускорять их ход, нажимать часы, прежде чем сделан ход, или ударять по ним. Неправильное обращение с часами должно наказываться в соответствии со Статьей 12.9.

d. Поправлять фигуры разрешено только игроку, чьи часы идут.

e. Если игрок не может пользоваться часами, для выполнения этой операции он может предложить помощника, который должен быть допущен арбитром. Показания его часов должны быть скорректированы арбитром на справедливой основе. Часы игроков с ограниченными возможностями не корректируются.

Обычно из времени игрока, которому нужен помощник, вычитается 10 минут. В случае игрока с ограниченными возможностями уменьшение времени не проводится.

6.3 а. При использовании шахматных часов каждый игрок должен завершить минимально установленное число ходов или все ходы в заданный период времени, и/или игрокам может быть выделено дополнительное время на каждый ход. Все эти требования должны быть установлены заранее.

b. Там, где это возможно, время, сэкономленное игроком в одном периоде игры, добавляется к его времени, отведённому для следующего периода.

В режиме задержки времени оба игрока получают выделенное основное время на обдумывание”. Кроме того, каждый игрок получает “фиксированное дополнительное время” на каждый ход. Обратный отсчёт основного времени на обдумывание начинается только после истечения фиксированного дополнительного времени. В случае если игрок нажимает свои часы до истечения фиксированного дополнительного времени, основное время на обдумывание не изменяется, независимо от доли использованного фиксированного дополнительного времени.

1. Накопительный режим (режим Фишера): В этом режиме каждый игрок имеет основное время на обдумывание и получает фиксированное дополнительное время (прибавку) на каждый ход. Это прибавка присоединяется к основному времени на его первый ход до начала игры и сразу же после того, как он завершит каждый из своих последующих ходов. Если игрок завершает свой ход до истечения оставшегося времени этой прибавки, это оставшееся время будет добавлено к основному времени на обдумывание. 2. Режим Бронштейна: Основное отличие режима Фишера от режима Бронштейна заключается в управлении дополнительным временем. Если игрок не полностью использует дополнительное время, то в режиме Бронштейна неиспользованная часть дополнительного времени пропадает. 3. Режим задержки: Каждый игрок получает основное время на обдумывание. Когда игрок получает право на ход, часы не начинают отсчет в течение определенного периода (прибавки). По истечении этого периода часы начинают обратный отсчёт основного игрового времени.

6.4. Сразу же после падения флажка необходимо проверить выполнение требований Статьи 6.3 а.

Это означает, что арбитр (или игрок) должен проверить, совершено ли заданное минимальное количество ходов. Рассмотрим игру с условием 90 минут на 40 ходов и 30 минут до окончания партии. Обычно проверяется, сделано ли обоими игроками 40 ходов, только после падения флажка. Если в цифровых часах используется счетчик нажатий, тогда можно установить, сделано ли 40 ходов до падения флажка. Но если часы не отображают количество нажатий, это очень опасно, так как игрок может ошибиться. Использование цифровой доски также может помочь в определении количества сделанных ходов.

 

6.5. Перед началом партии арбитр должен решить, где будут установлены шахматные часы.

В личных соревнованиях шахматные часы, как правило, располагаются справа от игрока, имеющего черные фигуры. Шахматные доски должны быть установлены таким образом, чтобы арбитр мог сразу контролировать по возможности большее количество часов. В случае игрока левши арбитр может пересадить игроков на другую сторону шахматной доски. В командных соревнованиях члены одной команды обычно сидят в одном ряду. Тогда белые и чёрные фигуры располагаются поочерёдно, и часы устанавливаются аналогичным образом. Будьте внимательны! В командных соревнованиях довольно часто случается, что игрок нажимает часы своего соседа.

6.6. В установленное для начала игры время пускаются часы игрока, имеющего белые фигуры.

В небольших турнирах все часы пускает арбитр. В турнирах с большим количеством игроков арбитр объявляет о начале тура и заявляет, что включаются часы белых. После этого арбитр обходит игровое помещение, проверяя, что часы белых включены на всех досках.

6.7a. В положении о соревновании должно быть заранее установлено допустимое вре-мя опоздания на игру. Любой игрок, появившийся за доской после истечения допустимого времени опоздания, считается проигравшим партию, если арбитр не решит иначе.

Началом тура является момент, когда арбитр объявляет об этом. Если время опоздания нулевое, арбитр должен объявить о поражении отсутствующих игроков. Статья 8.d Турнирных Правил ФИДЕ гласит, что для соревнований с более чем 30 участниками в игровом помещении должно быть установлено большое цифровое устройство обратного отсчета времени тура. Для соревнований ФИДЕ с менее чем 30 участниками за пять минут и повторно за одну минуту до начала игры должно быть сделано соответствующее предупреждение.

b. Если в положении о соревновании установлено определенное, не равное нулю, время опоздания, и если ни один из игроков не присутствует к началу игры, то игрок, играющий белыми, теряет всё время, которое пройдет до его прибытия, если в положении о соревновании не указано другое, или арбитр не решит иначе.

Если время опоздания не нулевое, желательно, чтобы арбитр публично объявлял время начала тура и чтобы он записывал время начала тура. Если время опоздания не нулевое, например 30 минут, и по расписанию тур должен начаться в 15.00, но в действительности был начат в 15.15, то любому игроку, который не пришёл до 15.45, присуждается поражение.

6.8. Флажок считается упавшим, когда это замечает арбитр, или когда какой-либо игрок сделает обоснованное заявление об этом.

Флажок считается упавшим тогда, когда это было замечено, или когда об этом было заявлено, а не тогда, когда это физически произошло.

6.9. Если игрок не завершил предписанное количество ходов за отведенное ему время, партия считается проигранной этим игроком, кроме случаев, когда применяется одна из Статей 5.1a, 5.1b, 5.2a, 5.2b, 5.2c. Однако партия признается ничьей, если позиция такова, что соперник не может поставить мат королю игрока, просрочившего время, любой возможной серией разрешённых Правилами ходов.

6.10.а. Каждое показание шахматных часов считается окончательным, если только у часов нет какого-либо очевидного дефекта. Шахматные часы с очевидным де-фектом должны быть заменены арбитром, который должен принять наилучшее решение при определении времени, устанавливаемого на замененных часах.

Чтобы иметь возможность установить время на заменённых шахматных часах как можно точнее, желательно периодически проверять часы во время тура, например, каждые 30 минут, и записывать время и количество сделанных ходов. Это может быть особенно полезно при использовании режима с добавлением времени. Если шахматные часы должны быть заменены, желательно отметить эти часы, как дефектные, и держать их отдельно от работающих правильно часов.

b. Если во время игры будет обнаружено, что установка времени на одних или обоих часах была неправильной, игрок или арбитр должен немедленно остановить часы. Арбитр должен установить правильные показания на часах и, если необходимо, скорректировать время и счетчик ходов. При определении времени для новой установки часов он должен принять наилучшее решение.

Перед началом корректировки желательно записать все известные подробные данные обоих часов.

6.11. Если упали оба флажка, и невозможно установить, какой флажок упал первым, то партия:

a. должна продолжаться, если это произошло в любой период игры, кроме последнего;

b. заканчивается вничью, если это произошло в период игры, в котором должны быть сделаны все оставшиеся ходы.

Есть два типа шахматных часов: аналоговые и цифровые. Если используются цифровые часы, всегда ясно, какой флажок упал первым. Проблема может возникнуть только при использовании аналоговых шахматных часов. Поэтому рекомендуется использовать в турнире только один тип шахматных часов.

6.12а. Если партию необходимо прервать, арбитр должен остановить часы.

b. Игрок может остановить часы только для того, чтобы обратиться за помощью к арбитру, например, для получения отсутствующей фигуры при превращении пешки.

с. Решение о возобновлении игры должен принимать арбитр.

d. Если игрок остановил часы, чтобы обратиться за помощью к арбитру, арбитр должен определить, есть ли у игрока какая-либо обоснованная причина для этого. Если у игрока нет обоснованной причины для остановки часов, то игрок должен быть наказан в соответствии со Статьей 12.9.

Игрок может остановить часы в случаях, когда он чувствует себя нездоровым или вмешательство со стороны своего соперника или зрителей. Посещение туалета не обязательно является обоснованной причиной для остановки часов. В случае если имеются медицинские основания, арбитр может решить иначе.

6.13. В игровом помещении разрешается использовать экраны, мониторы или демонстрационные доски, показывающие текущую позицию на шахматной доске, ходы и количество сделанных ходов, и часы, показывающие также количество сделанных ходов. Однако игрок не может делать заявление, ссылаясь только на показываемую таким образом информацию.

Арбитр должен принимать во внимание, что информация, отображаемая таким образом, может быть неправильной.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.