Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дальнейшее развитие феноменологической социологии






 

В 60—70-е годы идеи А. Шюца получили достаточно широкую популярность в научных кругах и легли в основу целого ряда теоретических концепций, альтернативных “традиционной” социологии, прежде всего структурному функционализму. Для всех этих концепций характерно выведение на передний план качественных методов социологического анализа, в противовес позитивистским количественным процедурам.

Наиболее последовательными продолжателями интеллектуальных исканий Шюца были Томас Лукман (р. 1927) и Питер Бергер (р. 1929), известные прежде всего совместной работой “Социальное конструирование реальности” (1966), где были представлены основы феноменологической “социологии знания”. Основные понятия этой концепции, “знание” и “реальность”, трактуются ее авторами в сугубо феноменологическом ключе: знание — как все, что считается знанием в обществе, а реальность — как интерсубъективный мир, общий для членов общества и самоочевидный для них. Основное содержание работы строится вокруг вопросов о том, как сообща конструируется людьми обыденная реальность повседневной жизни, какую роль играет обыденное знание в организации взаимодействия между людьми, какова вообще роль знания в обществе. Не ограничиваясь простой детализацией идей Шюца о социальном распределении знания и смысловом строении социального мира, Бергер и Лукман подвергли анализу процессы легитимации и институционализации интерсубъективной реальности, наделяющие ее качеством своего рода “объективности”, а также предложили феноменологическую интерпретацию процессов социализации, в которой попытались связать объективные социальные структуры с конструирующей субъективной активностью взаимодействующих индивидуальных сознаний.

Кроме того, оба социолога приложили немало усилий к разработке феноменологической социологии религии, понимаемой ими в качестве одного из ключевых компонентов общей социологической теории: Бергер развил свою концепцию социологии религии в книгах “Священная завеса” (1967), “Слухи об ангелах” (1969) и др.; Лукман посвятил этой теме работы “Проблема религии в современном обществе” (1963) и “Невидимая религия” (1967). Перу Лукмана принадлежит также ряд работ по социологии языка.

Работы этих авторов дали существенный толчок распространению феноменологически ориентированных микросоциологических исследований, подводимых под общую категорию “social constructionism”. В этих исследованиях все более прослеживалось сближение с такими дисциплинами, как лингвистика и антропология. На стыке этих научных дисциплин родились новые направления исследований, в частности, “этнография речи” (Д. Хаймс), “анализ разговора” (Х. Сакс, Э. Щеглофф и др.) и т. д.

Одним из видных представителей феноменологической социологии в 60—70-е годы был Аарон Сикурел, основатель такого особого направления, как “когнитивная социология”. В программной работе “Метод и измерение в социологии” (1964) он подверг критике все традиционные “социологии” и используемые ими процедуры математического измерения. Рассматривая язык как своеобразный “фильтр”, определяющий ключевые характеристики знания, он квалифицировал “математическую логику”, лежащую в основе математических измерений в социологии, как особый язык, навязывающий изучаемым явлениям не свойственные им черты. Вследствие этого, считал он, уже сама по себе квантификация искажает социальную реальность. Важнейшей проблемой социологии Сикурел считал проблему социального порядка, который, по его пояснению, определяется способностью членов общества воспринимать ситуации, придавать им смысл и действовать в соответствии с этим смыслом. В той мере, в какой смыслы, придаваемые ситуациям, одинаковы для множества индивидов, действия в различных средах проявляют черты регулярности. Математические процедуры не могут объяснить эти регулярности, а потому метод социологии должен брать в качестве исходной точки инвариантные, трансситуационные объяснительные процедуры, используемые людьми для определения ситуаций и составляющие базис когнитивной организации социальных сред. Наиболее полно Сикурел изложил свои идеи в книге “Когнитивная социология” (1978).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.