Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конечные области значения






Еще одной важной темой в феноменологической социологии с самого ее возникновения было “смысловое строение социальной реальности”, рассмотренное еще в первой крупной работе Шюца. Суть дела состоит в том, что человеческое сознание может по-разному схватывать интенциональные объекты (феномены), и в целостном смысловом универсуме можно выделить разные сферы, или “миры”, человеческого опыта, в которых один и тот же объект по-разному воспринимается, имеет разный смысл, вызывает у человека разную реакцию и т. д. Поскольку дифференциация этих смысловых миров не связана с различными материальными субстратами, а обусловлена лишь разными способами работы сознания, Шюц предпочел отказаться от использованного ранее У. Джемсом термина “миры” и назвал их “ конечными областями значения ”. К числу таких областей относятся реальность повседневной жизни, различные миры религиозного опыта, мир игры, мир фантазии, мир сновидений, миры искусства, мир науки, мир душевной болезни и т. п. Наиболее подробно эта тема была развита Шюцем в статье “О множественных реальностях” (1945).

Конституирующим фактором конечной области значения является особый когнитивный стиль, т. е. некоторый особый стиль, определяющий характер переживания феноменальных объектов и поведения по отношению к этим объектам при вовлечении в соответствующую область опыта. Шюц выделил основные элементы, из которых складывается когнитивный стиль:

(1) специфическая напряженность сознания, варьирующая в диапазоне от напряженного внимания до полного спокойствия и пассивности;

(2) особенное эпохе, благодаря которому та или иная совокупность объектов феноменального мира и/или свойств этих объектов “выносится за скобки” как в данный момент нерелевантная;

(3) преобладающая форма активности: это может быть физическая деятельность во внешнем мире, мыслительная активность, эмоциональная активность, работа воображения и т. п.;

(4) специфическая форма личной вовлеченности, варьирующая в диапазоне от целостного вовлечения личности в соответствующий опыт и увлеченного отношения к объектам переживаемого мира до фрагментарной вовлеченности и крайней отстраненности;

(5) особая форма социальности, определяемая спецификой переживания других и особенностями коммуникации с этими другими;

(6) особое переживание времени.

Благодаря различию этих элементов и, соответственно, когнитивных стилей переживания мира указанные области воспринимаются человеком как относительно обособленные и отграниченные друг от друга. Нормальный, психически здоровый человек всегда отличает реальность повседневной жизни от мира сновидений, а мир науки — от мира поэзии. В каждый момент сознание наделяет ту или иную смысловую область “ акцентом реальности ”, вследствие чего все остальное в большей или меньшей степени временно отступает на задний план как нерелевантное и нереальное. В своей повседневной жизни человек может сколь угодно часто переключаться из одной конечной области значения в другую. Такое переключение всегда предполагает более или менее резкую перестройку всей структуры релевантностей — изменение напряженности сознания, переключение внимания с одной области объектов на другую, смену преобладающей формы активности, изменение формы и степени личной вовлеченности, перенастройку переживания других Я, изменение субъективного восприятия времени, — а потому является в большей или меньшей степени шоком. В качестве примера можно привести пробуждение, переключение внимания с объектов обыденной жизни на научную задачу, резкий вывод человека из состояния погруженности в мир своих личных грез и фантазий, изменение состояния сознания по окончании просмотра интересного кинофильма.

В свете постулата субъективной интерпретации данные теоретические разработки Шюца имеют ряд важных социологических и социально-психологических подтекстов. Адекватное объяснение социального поведения индивида требует учета его когнитивной мотивации, но в момент совершения действия сознание действующего лица может функционировать в том или ином из когнитивных стилей и, соответственно, придавать “акцент реальности” разным областям значений переживаемых объектов. Согласно же знаменитой теореме Томаса, то, что воспринимается индивидом как реальное, реально по своим последствиям.

Кроме того, благодаря анализу этой темы Шюц определяет основные характеристики естественной установки повседневной жизни. Это, во-первых, состояние напряженного бодрствования; во-вторых, вынесение за скобки сомнения в существовании внешнего мира, других Я, их разумности и т. д., “подвешивание” научных конструктов и т. д.; в-третьих, преобладание физической активности, направленной на внешний мир; в-четвертых, целостная вовлеченность в деятельность; в-пятых, ориентация на других; и, в-шестых, переживание времени как реального, “объективного” времени. В мире повседневной жизни, в отличие от других конечных областей значения, активность человека “встроена” во внешний мир; а поскольку только такая активность обеспечивает человеку удовлетворение его практических нужд, мир повседневной жизни определяется Шюцем как “ высшая реальность ”.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.