Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тезис взаимности перспектив






 

В силу различия позиций, занимаемых в мире разными Я вследствие их индивидуальных биографических ситуаций, “один и тот же” объект должен видеться ими по-разному и означать для них нечто различное. Например, физический объект должен видеться из разных пространственных точек (позиций) неодинаково и быть для зрителей, находящихся в этих точках, не одним и тем же. Что позволяет людям верить в тождество объекта, видимого ими из разных точек? Тот же вопрос можно отнести и к “объектам” нефизического мира (словам, понятиям, мысленным связям между объектами и т. д.). В частности, смысл того или иного понятия для каждого индивида должен быть несколько идиосинкратическим, т. е. обусловленным его биографическим опытом осознания этого понятия (такой опыт у разных людей не идентичен). Что позволяет людям в коммуникациях друг с другом считать, что они вкладывают в используемые ими слова “один и тот же” смысл, и следовательно, верить, что они правильно понимают друг друга? Это фундаментальный социологический вопрос, касающийся самых основ общения и всякого взаимодействия между людьми.

Как утверждает Шюц, различия индивидуальных перспектив, обусловленные разными биографически детерминированными ситуациями, в обыденных взаимодействиях повседневной жизни преодолеваются с помощью двух основных идеализаций, свойственных обыденному мышлению и образующих в совокупности тезис взаимности перспектив. Это (1) идеализация взаимозаменяемости точек зрения и (2) идеализация совпадения систем релевантностей.

Идеализация взаимозаменяемости точек зрения состоит в том, что я (несмотря на то, что я нахожусь “здесь”, а он “там”, и несмотря на то, что каждый из нас видит объекты из этих разных точек, причем видит иначе, нежели другой) считаю само собой разумеющимся — и предполагаю, другой считает так же, — что если я поменяюсь с ним местами и его “здесь” станет моим, а мое “здесь” его, то я увижу объекты так же, как и он, а он — так же, как и я. Эта идеализация распространяется не только на пространственно различные точки зрения (“здесь” и “там”), но также на темпорально различные (“сейчас” и “тогда”) и социально различные (разные позиции в обществе).

Идеализация совпадения (или конгруэнтности) систем релевантностей состоит в том, что я (несмотря на то, что я и другой — каждый в своем “здесь” — имеем свои биографически обусловленные иерархии интересов и, исходя из этих интересов, по-разному классифицируем и упорядочиваем объекты нашего мира по их текущей значимости, т. е. релевантности для нас) до тех пор, пока не доказано обратное, считаю само собой разумеющимся — и предполагаю, другой считает так же, — что различия перспектив, создаваемые нашими уникальными биографическими ситуациями, несущественны с точки зрения наличных целей каждого из нас.

Благодаря этим идеализациям сектор мира, само собой разумеющийся для “меня”, становится само собой разумеющимся и для “другого” (моего партнера), причем, как отмечает Шюц, любого другого. Иначе говоря, жизненный мир, принимаемый нами как данность, становится для нас общим жизненным миром; а поскольку знание этого мира лишено зависимости от наших индивидуальных субъективных точек зрения, это знание воспринимается нами как общее, анонимное и объективное. Это знание служит основой “относительного естественного мировоззрения” любой социальной группы и того образа жизни, который воспринимается соответствующей мы-группой как естественный, нормальный и правильный.

В работе “Символ, реальность и общество” Шюц дает дополнительное истолкование того, как обыденное сознание осуществляет в своей активности взаимозаменяемость точек зрения, опираясь на понятие “аппрезентации” (или “аналогической апперцепции”), разработанное Гуссерлем в пятом “Картезианском размышлении”. Сознание схватывает объекты не просто как уникальные данности, презентированные (явленные) в восприятии, но как данности, подпадающие под определенный тип; оно всегда что-то добавляет к образу восприятия. Эта операция добавления и называется аппрезентацией: сознание соотносит объект с аппрезентационной схемой. В каждой культуре наличествует своя особая аппрезентационная схема соотнесения, которая представляет собой совокупность общих символов (типизаций).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.