Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема интерсубъективности






 

Изучение жизненного мира, в котором протекает повседневная жизнь человека, выводит на общий вопрос о природе этого мира и целый ряд других социологически важных вопросов. Как при различии биографически детерминированных ситуаций возможно взаимопонимание и взаимодействие между индивидами? Как возможна общность в организации их индивидуального опыта? Эту тему феноменологической социологии можно рассматривать как продолжение неустанных попыток ответить на вопрос, поставленный еще Зиммелем: как возможно общество?

Так какова же, с точки зрения Шюца, природа социального мира? Жизненный мир не объективен, в прямом смысле этого слова. Это не мир трансцендентных вещей-в-себе, внешних по отношению к человеку. Человек живет в мире сконструированных объектов, феноменов. В строгом смысле, именно феноменальная среда является для человека непосредственной средой обитания, значимой для него. Однако жизненный мир и не субъективен, т. е. не является продуктом сознания единичного эго. Человек рождается в уже конституированном жизненном мире, в который он постепенно входит в процессе социализации. Человек живет в этом мире среди других людей, переживает его и воздействует на него не в одиночку, а наряду с другими людьми или вместе с другими людьми. И любой другой находится в таком же положении. Иначе говоря, жизненный мир — не частный мир единичного индивида, а интерсубъективный мир, общий для всех нас; это мир общих типизированных конструктов. Поскольку речь идет об общих конструктах, жизненный мир следует понимать как мир социальный, или социально сконструированный. Определение социального мира как интерсубъективного является антитезой как объективистской трактовке социальной реальности, придающей социальным образованиям самостоятельный онтологический статус, так и крайне субъективистской его трактовке, лишающей социальные явления такого статуса и признающей реальными лишь индивидов. Вообще говоря, определение социального мира как интерсубъективного попросту снимает противопоставление индивида и общества: с одной стороны, социальное бытие немыслимо без индивидуальных сознаний, которые его конституируют; с другой стороны, индивидуальное бытие по самой природе своей насквозь социально.

Однако просто определить, или описать жизненный (социальный) мир таким образом еще недостаточно. Необходимо проанализировать, как он интерсубъективно конституируется и на каких основаниях. Самым общим основаниям интерсубъективного конституирования социальной реальности по большей части и посвящены основные работы Шюца.

Первым фундаментальным вопросом, без ответа на который анализ этих оснований был бы невозможен, является вопрос о том, как в обыденном индивидуальном сознании конституируется бытие другого Я, или альтер эго. В повседневной жизни существование другого принимается человеком как данность. Более того, в своем обыденном мышлении человек полагает самоочевидным, что другой так же, как и он, наделен сознанием и волей, желаниями и эмоциями — причем такими же, какими наделен он. Без этих допущений невозможно никакое взаимопонимание и взаимодействие между людьми. Но на чем базируются эти допущения? Какие переживания, какие особенности индивидуального опыта лежат в их основе? Попытка найти ответ на эти вопросы составляет важную часть феноменологической теории интерсубъективности; такая попытка была предпринята Шюцем в работе “Теория интерсубъективности Шелера и общий тезис альтер эго”.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.