Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ход опроса






При проведении одного из классных часов учитель предлагает подросткам совместно поразмышлять о положении дел в классе, о состоянии в нем отношений. Он зачитывает текст, в котором излагаются характеристики этапов развития коллектива, группы, класса. Учащиеся посредством групповой самооценки должны опреде­лить, на каком этапе своего развития находится коллектив класса. Ребятам предлагаются три текста.

Все начинается с интереса (первый этап)

У класса есть общая цель. Например, подружиться всем ребятам - юношам и девушкам.

В классе одно (или несколько) общее дело. Например, все готовятся к Дню именинника. Жизнь класса не прерывается. Завершается одно дело, а уже новое ждет своих организаторов и участников.

Класс учится действовать самостоятельно, планировать, что и как делать. Все участвуют в делах (но не так, что одни организуют, командуют, а другие только слушают и смотрят). Все собираются вместе и оценивают, что было хорошо, что плохо, что нужно исправить в будущем.

Действует не только актив, а каждый из подростков. Когда что-то готовится, создаются специальные группы - советы дел. Например, один совет готовит устный журнал «Что? Где? Когда?», другой придумывает и организует «Бюро добрых услуг».

В классе интересно. Отношения друг к другу изменяются к лучшему. Появляется замечательное чувство: мы - коллектив.

Вы узнали себя? Можно считать, что первый этап развития коллектива пройден. Но не надо думать, что жизнь коллектива теперь настолько налажена, что дальше и идти некуда. Достижение первого этапа - это стремительный рывок на пути ко второму этапу.

«Все дела творчески - иначе зачем?» (второй этап)

У коллектива достаточно трудная цель. Например, стать настоящим коллективом.

В коллективе - самоуправление. Большинство ребят умеют самостоятельно обдумывать предстоящие начинания, участвовать в коллективном планировании и анализе своей работы. Умеют оценивать не только итог сделанного, но и то, какие качества проявил каждый, что побуждало - «для кого старался: для других или для себя?», насколько осознанно поведение: «ты не подумал, а ребята должны страдать!», насколько развито умение совершать хорошие поступки - «хотеть хорошего - это еще мало». К самоуправлению в классе были причастны почти все ребята.

У подростков есть желание действовать, вглядываться в окружающую жизнь и улучшать ее.

В творческих группах разрабатываются очень сложные дела. Но творчески проходят и самые обычные: дежурство, работа по озеленению сквера, оформление стенгазеты.

Придумывать дела - самое интересное занятие. Классу очень нужны таланты, и поэтому увлечения, любимые занятия каждого помогают интересно, творчески жить всем. В классе есть даже свои специалисты по разным вопросам - «поэты», «психологи», «уче­ные», «техники». Ребята живут по принципу: «Все дела творчески -иначе зачем?».

В классе сложилось коллективное мнение - общие оценки по самым разным вопросам. Например, «юноши должны быть сильными», «иметь по истории ниже четверки неприлично!».

У ребят есть даже свои законы (правила, принципы) - в них отражается то, что считается особенно ценным, их стараются выпол­нять.

Ребята очень ценят свой коллектив. Они говорят: «у нас принято выкладываться без остатка», «каждый чем-то увлечен», «каждый может придумывать что-то необыкновенное».

Конечно, в классе порой спорят по очень серьезным вопросам - бывает, что за делами не умеют заметить настроение каждого. Подчас ребята тайное видят в том, что «мало» или «много» сделали, «хватило» или «не хватило» творчества. «А кому из товарищей стало радостней от их дел?» - этот вопрос задают себе еще не все.

«Примерили» ориентиры к своему классу? Соответствуете? Можно считать, что одержана новая победа. Пройден еще один этап развития коллектива. Это, конечно, большая победа, но самый важный этап еще впереди.

Жить для радости людей (третий этап)

Для большинства учащихся класса главная цель - улучшать окружающую жизнь, бороться с недостатками в ней, сохранять героическое прошлое Родины для истории. С этой целью сверяет свою жизнь и поступки каждый.

У учащихся класса есть одно или несколько дел, которые приносят по-настоящему большую пользу людям и стране. Ребята не могут обходиться без такой работы. Жить для людей - значит для них «гореть, а не тлеть».

В коллективе, по-настоящему дружном, учащиеся искренне, заботливо относятся друг к другу, стремятся жить «ради улыбки товарища».

Учащиеся ценят знания, они умеют их добывать и давать оценку событиям, отношениям, людям.

В коллективе богатая духовная жизнь - определяются не только близкие, но и далекие цели, ценности и образцы. Этому помогают книги и спектакли, музыка и живопись, собственные размышления и общение со сверстниками и взрослыми.

Ребята умеют работать над собой - воспитывать в себе волю и принципиальность, трудолюбие и ответственность.

Коллектив в целом и каждый подросток занимаются нравственным самовоспитанием. На этом этапе - работы непочатый край. Встречаются большие трудности, испытания, но тем радостнее победы. Ваш коллектив именно такой? Значит, вы одолели новый этап развития. Можно двигаться дальше.

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Общее мнение учащихся класса о том, на каком этапе развития находится коллектив, является групповой самооценкой уровня развития подросткового сообщества. При поиске сходства и различий жизнедеятельности в данном классе с предложенными для обсуждения этапами развития коллектива можно выявить сильные и слабые стороны общности, определить основные направления формирования коллектива класса.

 

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОАТТЕСТАЦИЯ КОЛЛЕКТИВА

(методика Р. С. Немова)

Цель: определить эталонность общности в восприятии ее членов.

Необходимо для проведения следующее.

Каждый учащийся должен иметь бланк с текстом: «Давай поразмышляем о твоем классе. Является ли он дружным, сплоченным коллективом? Это можно выяснить, если ответить на вопрос, сколько ребят твоего класса обладают перечислен­ными качествами».

Перед каждым выражением стоят буквы. Обведи кружком ту из них, которая означает ответ, соответствующий твоей точке зрения. Буквы означают:

н - никто;

м - меньшинство;

п — половина;

б - большинство;

в - все.

н м п б в 1. Свои слова подтверждают делом,

н м п б в 2. Все вопросы решают сообща,

н м п б в 3. Правильно понимают трудности, стоящие перед группой.

н м п б в 4. Радуются успехам товарищей.

н м п б в 5. Помогают новичкам.

н м п б в б. Не ссорятся, когда распределяют обязанности.

н м п б в 7. Знают задачи, стоящие перед классом.

н м п б в 8. Требовательны к себе и другим.

н м п б в 9. Личные интересы подчиняют интересам коллектива.

н м п б в 10. Принципиально оценивают успехи коллектива.

н м п б в 11. Искренне огорчаются при неудаче товарища.

н м п б в 12. К своим ребятам и новичкам предъявляют одинаковые требования.

н м п б в 13. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе.

н м п б в 14. Знают итоги работы коллектива.

н м п б в 15. Сознательно подчиняются дисциплине.

н м п б в 16. Не остаются равнодушными, если задеты интересы группы.

н м п б в 17. Одинаково оценивают общие неудачи.

н м п б в 18. Уважают друг друга.

н м п б в 19. Радуются успеху новичков.

н м п б в 20. Если надо, принимают на себя обязанности других членов коллектива.

н м п б в 21. Хорошо знают, чем занимаются учащиеся других классов.

н м п б в 22. По-хозяйски относятся к общественному добру.

н м п б в 23. Поддерживают принятые в классе традиции.

н м п б в 24. Одинаково оценивают справедливость наказаний.

нмпбв 25. Поддерживают друг друга в трудные минуты,

нмпбв 26. Не хвастаются перед ребятами из других учебных заведений, школ и классов.

нмпбв 27. Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях.

нмпбв 28. Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга.

На доске изображается шкала возможных ответов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.