Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика аномального развития

В процессе обследования детей с отклонениями в развитии следует руководствоваться следующими принципами: 1 принцип комплексного изучения ребенка. Он предполагает всестороннее об­следование особенностей развития всех познаватель­ных психических процессов, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения, уровня овладения навы­ками и т. д. Обследование сопровождается анализом состояния органов чувств (зрения, слуха и других), двигательной сферы, состояния нервной системы ре­бенка. Соблюдение принципа комплексности требует тесного взаимодействия специалистов — педагогов (логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога), психо­логов и медиков (психоневролога, отоларинголога, офтальмолога, хирурга-ортопеда). Такой состав диаг­ностического комплекса предусматривается Положе­нием о психолого-медико-педагогических консульта­циях (ПМПК). 2 принцип целостного системного изучения ребенка. Целостный анализ предполагает обнаружение не отдельных проявлений нарушения психического развития, а связей между ними, определение их причин, установление иерархии выявленных отклонений (первичных и вторичных). Целостному изучению ребенка благоприятствует осу­ществление диагностики в процессе учебной, трудовой или игровой деятельности. 3 принцип динами­ческого изучения ребенка, позволяющий диагностировать нарушения в развитии в соответствии с опо­рой на знание специфических закономерностей и особенностей, своеобразных для разных категорий аномальных детей. В соответствии с концепцией Л.С. Выготского, реализация принципа динамическо­го изучения предполагает не только применение диаг­ностических методик с учетом возраста обследуемо­го ребенка, но и выявление его потенциальных возможностей, «зоны его ближайшего развития». Принцип динамического изучения позволяет учесть не только то, что дети знают и могут выполнить в мо­мент исследования, но и их возможности в обучении. Чем выше умственное развитие ребенка, тем успеш­нее он научится выполнять то или иное задание, пе­реносить полученный опыт в новую ситуацию. По­этому при обследовании необходимо обращать вни­мание на то, насколько улучшается работа ребенка /после объяснения, как он выполняет аналогичное за­дание. Рекомендуется в процессе обследования ис­пользовать обучающий эксперимент. 4 Принцип качественно-количественного анализа данных, получаемых в результате психодиагности­ки, требует учитывать не только конечный результат деятельности ребенка, но и анализировать процесс выполнения — способ, рациональность, логиче­скую последовательность операций, настойчивость в достижении цели, отношение к избранным способам решения и т. д. Следует отметить, что практически невозможно создать такие психологические методи­ки, которые позволили бы однозначно разграничить не только детей с различными аномалиями, но нор­мальное развитие от нарушенного. Из сказанного вытекает необходимость использования в процессе диагностики батареи методик, каждая из которых должна содержать несколько однотипных заданий, определяющих диапазон количественных различий. В подавляющем большинстве случаев качественные различия между аномальным и нормальным ребен­ком могут быть установлены только при сопоставле­нии количественных показателей (переход количе­ства в качество) ПМПК стали создаваться в целях совершенство­вания системы комплектования специальных учреж­дений для аномальных детей. В настоящее время су­ществование ПМПК узаконено соответствующим положением. Во всех случаях при консультировании определяется уровень и характер умственного разви­тия детей, поэтому больший объем работы приходит­ся на олигофренопедагога и психолога. Также необ­ходима консультация детского невропатолога. В по­стоянном штате сотрудников ПМПК должны быть следующие специалисты: врач (невропатолог), дефек-тологи (олигофренопедагог, логопед), психолог. Дру­гие специалисты — сурдопедагог, тифлопедагог, орто­пед, отоларинголог, офтальмолог— привлекаются в качестве консультантов по мере необходимости. Об­следование детей проводится в присутствии родите­лей или лиц, их заменяющих. В тех случаях, когда дети направляются на ПМПК по инициативе учреждений народного образования, обязательно предоставляются такие документы, как свидетельство о рождении, подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей, педагогическая характеристика, письменные работы, раскрывающие динамику развития ребенка, рисунки. Педагогическая характеристика не просто содержит перечисление недостатков ребенка, но и указывает на характер его затруднений и использованные способы их преодоления. В характеристике отмечаются и по­ложительные качества ребенка, на которые можно опереться в процессе коррекции. В содержание харак­теристики должны войти формальные данные о ребен­ке с обязательным указанием количества лет обуче­ния в школе; сведения о семье; сведения об особенно­стях познавательной деятельности ребенка, данные о школьных знаниях, навыках самообслуживания; ука­зания относительно основных трудностей и причин отставания ребенка; сведения об особенностях эмо­ционально-волевой сферы и личности. Весь ход обследования ребенка в ПМПК фикси­руется в протоколе, передаваемом в учреждение, в которое направляется консультируемый. Протоколы помогают учителям заранее познакомиться с особен­ностями личности, качеством знаний, особенностями психофизического развития, которые необходимо учесть с первых дней пребывания ребенка в детском саду или школе. На основании данных индивидуаль­ного обследования ребенка в консультации составля­ется заключение о характере отклонений. Принима­ется коллегиальное решение о месте дальнейшего коррекционного воспитания и обучения и даются рекомендации. Помимо задач, связанных с комплек­тованием специальных учреждений для детей с откло­нениями в развитии, ПМПК проводят также консуль­тирование родителей и педагогов, оказывают детям.коррекционную помощь, ведут пропаганду дефекто­логических знаний. Всестороннее комплексное изучение аномальных детей предусматривает клиническое исследование, включающее подробный анамнез с генеалогическими и социально-бытовыми данными; неврологический и соматический статус; офтальмологическое обследование; лабораторные исследования, в том числе иммунологические, а при необходимости и цитогенетические; нейрофизиологическое исследова­ние (высшая нервная деятельность и электроэнцефа­лография); экспериментально-психологическое иссле­дование познавательной деятельности; логопедическое исследование; педагогическое обследование, включа­ющее изучение состояния школьных навыков с ана­лизом имеющихся затруднений при выполнении раз­личных заданий, выявление уровня работоспособно­сти, темпа работы и особенностей поведеняя


 

<== предыдущаЯ лекциЯ | следующаЯ лекциЯ ==>
Упоры для отжиманий | Общая характеристика. Наполнение динамических пауз

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.