Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы докладов и сообщений. 1. Теория социокультурной динамики П.Сорокина.






1. Теория социокультурной динамики П.Сорокина.

2. Социальные свойства и функции культуры.

3. Социологические исследования социокультурных трансформаций в постсоветском пространстве.

4. Культура и социальные нормы.

5. Институты социального контроля и их функции.

6. Проблема культуры в социологической теории.

7. Формы культурного обмена.

Контрольные вопросы и задания

1. Широкое социологическое понятие культуры охватывает все ниже перечисленные составляющие, кроме одной. Какой: а) право, б) искусство, в) обычаи, г) навыки, д) церкви и соборы?

2. В чём заключается разница между девиантным и делинквентным поведением? Приходилось ли вам сталкиваться с ними?

3. Проанализируйте поведение окружающих вас людей в быту и отметьте те поступки, которые считаете девиантными.

4. Определите, являются коллективными или индивидуальными предписаниями требования, которые родители иногда предъявляют своим детям, а именно:

- не пачкать одежду;

- бережно относиться к электроэнергии;

- пропускать вперёд старших и женщин;

- не давать деньги в долг тому, кто их не может вернуть;

- переходить улицу в положенном месте;

- считать сдачу, которую даёт продавец;

- не обманывать родителей.

5. Перечислите известные вам типы социальных норм и виды наказаний, которые могут последовать за их нарушение.

6. Подумайте, могут ли выступать средствами социального контроля: домашние задания, медицинская справка, паспорт, проездной билет, библиотека, ученая степень, заседание парламента, телефон, блокнот. часы, компьютер, телевизор, весы, одежда, ценники на товары, реклама, светофор, окно.

7. Укажите соответствие между понятиями и их определениями:

Понятия:

а) контр – культура; к) обычай;

б) «стражники культуры»; л) культурный релятивизм;

в) моральные принципы; м) культурная интеграция;

г) культура; н) культурные инноваторы;

д) доминантная культура; о) субкультура;

е) этноцентризм; п) ценности;

ж) массовая культура; р) народная культура;

з) тривиализация; с) высокая культура;

и) тиражирование; т) публика.

 

 

Определения:

1) множество людей, занимающихся сходным действием или деятельностью, направленной на один и тот же объект, но не всегда находящихся в непосредственной пространственной близости;

2) новый тип функционирования культуры, вызванный процессами массовизации общества, коммерциализации искусства, развитием технологий массовой коммуникации;

3) культура, утвердившаяся на переломе средних веков и нового времени как культура светская, пришедшая на смену религиозной культуре, по своей направленности просветительская, по социальному составу – для образованных;

4) сведение всего разнообразия художественного опыта к элементарному, банальному, общедоступному;

5) характерный признак массовой культуры, предполагающий использование новых технологий – печать, экран, компьютерные коммуникации;

6) спонтанное, самобытное выражение народом присущих ему ценностей;

7) стремление рассматривать свою собственную культуру как хорошую и правильную и судить других исходя из этих стандартов;

8) группы людей, чей жизненный стиль отличается от стиля доминантной культуры и члены которых идентифицируют себя с нормами, ценностями и взглядами именно этой группы;

9) общие идеи, разделяемые людьми, относительно того, что хорошо и плохо, желательно и нежелательно;

10) все созданные и усвоенные людьми обычаи, верования, ценности, знания, символы, постоянно используемые среди людей, ведущих общий образ жизни;

11) ценности, нормы, традиции, взгляды, которые навязываются одной частью общества обществу в целом;

12) представители тех интеллектуальных профессий, назначение которых создание новых элементов культуры;

13) группа, чьи нормы. ценности, взгляды и жизненный стиль вступают в прямой конфликт или противостоят доминантной культуре;

14) степень, в которой различные элементы культуры образуют устойчивое и взаимосвязанное целое;

15) взгляды, согласно которым любой элемент культуры должен оцениваться в соответствии с конкретным временем, местом и обстоятельствами, которые вызвали его появление;

16) нормы, которые люди считают жизненно важными для их благополучия и в которых находят воплощение их базовые ценности;

17) люди, которые регулируют прохождение новых элементов культуры в обществе;

18) повседневные привычки и условности.

8. Можно ли говорить о субкультуре правящей элиты или субкультуре любителей авторской песни? Укажите причины, вызывающие формирование субкультур. Какие признаки указывают на принадлежность человека к той или иной субкультуре?

9. Приведите примеры социальных групп российского общества, демонстрирующих контр-культурные установки.

10. Вам поручили выступить в роли консультанта иностранных студентов, недавно прибывших в ваш университет. Что, на ваш взгляд, необходимо им знать в первые дни пребывания в стране, городе, университете, чтобы ориентироваться в окружающей среде? Помните, что эти студенты совершенно не знакомы с местными обычаями и символами и лишь в самом общем виде знакомы с ценностями, нормами и законами российского общества. Что, на ваш взгляд, им нужно в первую очередь сообщить.

а) об особенностях обучения, поведения и традициях вашего университета;

б) о нормах поведения и культурных ориентациях различных групп российского общества?

11. Пожатие руки в качестве приветствия – это пример всех ниже перечисленных категорий, кроме одной. Какой?

а) культурная конвенция; б) обычай; в) моральное правило; г) норма товарищеского этикета; д) символический жест.

12. Награды и наказания – это две разновидности:

а) социальных санкций; б) раздражителей; в) норм; г) значений людских действий; д) взаимодействия.

13. Понятие культурной нормы не охватывает:

а) личных навыков; б) запрещённых форм поведения; в) разрешенных методов действия; г) наказов, как поступать; д) предпочитаемых форм поведения.

14. Какой ответ определяет самую малую социальную дистанцию по отношению к иностранцам?

а) я позволил бы им приехать в мою страну;

б) я согласился бы отдать дочь замуж за кого-либо из них;

в) я допустил бы, чтобы они работали в моей профессии;

г) я согласился бы на то, чтобы они получили работу на моем заводе;

д) я позволил бы им жить по соседству со мной.

15. Хорошим примером нонконформизма может служить: а) убийца; б) революционер; в) гомосексуалист; г) вор. д) плагиатор.

16. Нонконформизм – это разновидность девиации, которая характеризуется:

а) значительным усилием, натиском;

б) открытой, публичной манифестацией;

в) особенной вредоносностью для общества;

г) высокими санкциями;

д) повсеместным распространением в обществе.

17. Единственная, встречающаяся во всех культурах и общая для всех культур норма, касающаяся сексуальных отношений, - это запрет: а) бигамии, б) прелюбодеяния, в) кровосмешения, г) абортов, д) разводов.

18. Когда кто-нибудь заставляет себя выпить какой-нибудь алкогольный напиток, потому что этого от него ждут товарищи, это пример: а) нонконформизма; б) девиации; в) конформизма; г) отказа от участия в группе; д) оппортунизма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.